"Роль классного руководителя в формированиии личности обучающихся с ОВЗ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль классного руководителя в формированиии личности обучающихся с ОВЗ"
Автор: Зинкина Татьяна Александровна
«Роль классного руководителя в формировании личности обучающихся с ОВЗ» “Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит”.Саади (персидский поэт)Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи ,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя. В условиях коррекционных школ – дети получают помощь, направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии. Процесс воспитания играет основную роль, так как он аккумулирует в себе работу по формированию личности ребёнка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения.Эти причины заставляют по – новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции коррекции отклоняющегося поведения.Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем, период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока ещё не чётко сформулированы. «Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» - все это ставит ребенка в тяжелое положение.Ряд дополнительных сложностей и противоречий для образовательных учреждений возник в связи с формированием рыночных отношений. Коммерция и предпринимательство все более становятся реальностью, от которой нельзя просто отмахнуться. Педагогическая суть здесь проста: воспитание с учетом условий рынка и рыночных отношений, сопряжение целей и средств и содержания воспитания с учетом этих факторов. Рынок давно диктует цивилизованному миру, как жить и что делать. Наш рынок сформулировал проблему: «Кого и для чего воспитывать?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, но, необходимо учитывать его при разработке новых подходов к воспитательной работе.Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. В настоящее время недостаточно просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности и т.п. – все это становится возможным при условии четкого представления , каким мы хотим видеть выпускника нашей школы. Любой ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду. Перед нами была поставлена задача: предложить модель или портрет выпускника нашей школы. Модель выпускника должны были разработать на секции и предложить вашему вниманию.Тема нашей секции была: «Роль классного руководителя в формировании личности обучающихся с ОВЗ в 5 – 9 классах» Рассмотрели следующие вопросы: 1. Роль классного руководителя в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью2. Особенности формирования личности воспитанников коррекционной школы3. Приоритетные направления в работе классного руководителяМы решили, что выпускник школы должен обладать интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к социализации в соответствии с ценностями современного общества. Мы предлагаем следующую модель выпускника. Выпускник должен:1. Положительно относиться к учебному труду, к коллективу, родителям, к самому себе, готовый сотрудничать с другими людьми.2. Овладеть навыками культуры поведения и общения.3. Уметь устанавливать контакты, адекватно оценивать любую ситуацию.4. Ориентироваться на здоровый образ жизни.5. Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе.6. Иметь эстетические и нравственные суждения.7. Уметь предложить себя на рынке труда8. Уметь владеть не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и способный к самостоятельному труду.9. Уметь осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде.10. Стремиться к профессиональному росту и к высокому качеству продукта своего труда.11. Адекватно осознавать собственные возможности и способности.Мы решили проверить насколько наши выпускники соответствуют данной модели. В качестве примера взяли для сравнения двух учеников: Малыша Николая и Москвича Никиту. Соответствие данной модели Малыша составляет 73%, а Никиты 42%. Мы сделали вывод, что не все выпускники могут соответствовать данной модели. От чего это зависит? От среды в которой они вращаются , от семьи да и от самого ребенка.Наша задача учить воспитанника самому приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный отбор, выработку самостоятельных идей. Только при совместной работе учителя, воспитателя, психолога, соцпедагога, медицинских работников и, конечно, родителей мы можем добиться успеха в развитии личности ребенка с ОВЗ, а связывающим звеном в этой работе будет классный руководитель.Таким образом, правильно организованная воспитательная работа может служить средством успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната. Свое выступление хочется закончить словами немецкого педагога Адольфа ДистервегаПриучай ученика работать, заставь его не только полюбить , но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.