" С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ " краеведение


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ " краеведение
Автор: Шумицкая Наталия Васильевна


КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
в подготовительной логопедической группе
ТЕМА: " С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ "
КРАЕВЕДЕНИЕ
Воспитатель высшей категории: ШУМИЦКАЯ Н.В.
г. Тверь
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: " С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ "
КРАЕВЕДЕНИЕ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Расширять и уточнять знания детей о жизни древних славян.
Выделять некоторые связи, закономерности в их жизни – приспосабливаемости.
Формировать устойчивый интерес дальнейшего изучения культуры и жизни своего народа.
Воспитывать нравственность и уважение к родной земле и отчему краю.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
Русь, россияне, славяне, Тверь, изба, частокол, плетень, земляной ров, красный угол.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ: поселение, предки, потомки, бабий кут.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
Вопросы
Проблемные вопросы
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Схема
Игра
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
иллюстрации
фотографии
календарь Древняя Тверь
энциклопедия
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
экскурсии по городу
посещение музея Тверского быта
рассматривание иллюстраций о городе
чтение познавательной литературы о городе
чтение художественной литературы
ЛИТЕРАТУРА:
Тверская старина N1 1991г.
Тверская старина N1 1992г.
Календарь Древняя Тверь 1994г.
Энциклопедия География.
Приобщение детей к русской национальной культуре - Денисов.
История Калининской области - учебник 7 класс.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети у карты РОССИИ.
- Карту, какой страны мы видим?
Скажите, пожалуйста, как называется наша страна, наша Родина?
Россия.
А кто знает, как раньше, в старину, она называлась?
Русь.
Как можно назвать людей, живущих в России, нас с вами?
Россиянами, русскими, русичами.
Как называется город, в котором мы живём?
Тверь.
Может быть, кто-то из вас знает, что обозначает слово Тверь?
Ответы детей.
Благодаря, учёным, изучающим географические названия, Тверь расшифрована Те – верь, что означает Конец пути.
А поговорим мы с вами сегодня о наших далёких предках, о тех людях, которые жили в далёкой древности – за долго до нас. Другие народы называли их русичами.
Русичи были высоки ростом, статны, крепки телом, легко сносили и стужу, и зной.
Существует много причин, по которым люди остаются жить там, где некогда с незапамятных времён поселились их предки.
Давайте рассмотрим карту Тверской губернии. Что вы на ней видите?
(беседа с детьми).
Реки, озера, леса и т.д.
Где расположен город Тверь?
Ответы детей.
Правильно дети, наш город располагается на берегу слияния двух рек:
Волга и Тверца. Почему именно это место было выбрано нашими предками?
Ответы детей.
Правильно, выбирая себе, место для постоянного жилья, человек исходил из своих насущных нужд – ему требовалась пища, вода, тепло и жилище. В лесистых местах, по берегам рек оседали наши предки. Народная мудрость гласит: Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше., Возле леса жить – голодному не быть. Давайте составим схему.
(Составление схемы.)
Решив, что место выбрано подходящее, люди должны были очень точно определить, в какой конкретно точке будет располагаться поселение. Они предпочитали жить там, где легко можно было защищаться, например, на крутом берегу. Кроме того, этим местам не должны были угрожать наводнения или плохая погода. Это место и явилось конечным путем в поисках земли для поселения. Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться).
Весь посёлок окружался забором, частоколом. Выкапывался глубокий ров и насыпался вал. Через ров к воротам строили деревянный мост.
И была наша Тверь деревянная и жили в ней люди любящие свою землю.
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации Древняя Тверь.
(Рассматривание иллюстраций, беседа)
Дети, как вы думаете, какие были первые дома, из чего они их строили?
Ответы детей.
Правильно, строили дома из древесины, так как леса было вокруг много. Строительство начиналось с валки леса. Лучше всего годилась сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная. Ствол очищали от коры и сучьев. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят не сдвинуть. Если надо избу можно было разобрать по брёвнышку и перевести в другое место. Крыша делалась покатой с двух сторон, чтобы снег зимой скатывался вниз. Главное место в избе занимала печь. Всегда печь строилась в определённом расстоянии от стены: чтобы не было пожаров. Печь любили все. В печи готовили себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, рыбу. На ней можно было спать.
Беседа с детьми о деревенских домах.
Правый от печки угол назывался бабий кут, здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой левый угол от печки назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: встречай не лестью, а с честью.
Окна делали маленькие, и так чтобы света хватало для работы. Эти маленькие оконца закрывались дощечками, иногда завешивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это и называлось печь топить по-черному.
(Рассматривание иллюстраций).
Полы в избах были земляные (глиняные).
В этих избах вместе с людьми зимовали и их домашние животные.
Почти все в избе делалось своими руками. Мебель была деревянная самодельная.
Предлагаю детям поиграть в игру Отбери предметы.
На столе разложены разные предметы быта (деревянная, глиняная, металлическая посуда, полотенца, скатерти, шелковый платок). Выбирая предмет, ребенок обосновывает свой выбор.
О том, что наши предки одевали, обували, о ремеслах, народных традициях вы узнаете из наших следующих занятий.