Нетрадиционные техники рисования (кляксография, ниткография (ниткопись), как источник творческого вдохновения ребенка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные техники рисования (кляксография, ниткография (ниткопись), как источник творческого вдохновения ребенка.
Автор: Филева Светлана Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад №28
Согласовано
Старший воспитатель:
Волосникова Н.М.
Нетрадиционные техники рисования (кляксография, ниткография (ниткопись), как источник творческого вдохновения ребенка.
Выполнила
Воспитатель:
Филева С.В.
г. Михайловск, 2019 г.
Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
В. А. Сухомлинский
Мастер- класс для родителей
На тему Нетрадиционные техники рисования
Цель:
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
-Формировать у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
-Развивать позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия
-Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.
Материал:
картон, краски, кисть, клей ПВА, нитки разной толщины, салфетки, простой карандаш, стакан непроливайка.
Форма организации:
Мастер-класс.
Продолжительность: 30 минут.
Участники:
Родители
Предварительная работа:
Консультация для родителей на тему Не традиционные техники рисования, оформление стенда образцами рисунков.
Последующая работа:
Выставка рисунков.
Литература:
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.
8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.
12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.
14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.
17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987
18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.
19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.
20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.
21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.
22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.
23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.
24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.
25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.
План:
1. Актуальность нетрадиционной техники.
2. Практические занятия.
3. Раздача буклетов – памяток для родителей.
4. Обмен мнениями, впечатлениями
Ход:
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация.
Актуальность.
Нетрадиционное рисование– это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование.
Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций.
Наиболее часто применяемые техники – это:
рисование руками (ладошками или пальчиками);
рисунки штрихом;
кляксография;
рисунки по сырой бумаге;
пластилинография;
использование восковых мелков или свечи и акварели;
набрызг;
рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);
ниткография;
коллаж и многие другие не менее интересные способы.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
У меня много творческих идей, хочу с вами поделиться.
Уважаемые родители!
Я очень рада видеть вас у нас в гостях!
Наша сегодняшняя встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество в рисовании.
Нетрадиционные техники рисования:
Кляксография — это рисование пятнами. Суть данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков — нужно только включить фантазию. Первый шаг в кляксографии — это идея. Именно воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в милого спящего котёнка, дорисовав ему усики, лапки и хвостик, или же во взъерошенную любопытную ворону. Ручеёк краски от кляксы иногда убегает в угол листа — изображение получается похожим на жирафа с длинной шеей. Если же струйка пойдёт вниз, то на картинке вырисовывается длинноногий страус. Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером.
1. Берём пипетку, либо ложечку и капаем на лист бумаги предварительно разведённую краску. Чем гуще краска тем – тем насыщеннее цвет, но если в дальнейшем вы воспользуетесь трубочкой, то надо помнить, что густая краска плохо выдувается.
2. Внимательно рассматриваем кляксы с разных сторон, аккуратно поворачивая лист бумаги. Если клякса получилась очень интересной, то даём ей просохнуть, а затем переходим к следующему этапу обведению или дорисовке клякс при помощи кисточки или трубочки.
3. Если же воображение нечего вам не подсказало, то можно воспользоваться трубочкой, чтобы изменить форму кляксы. Для этого берём трубочку и раздуваем краску по листу.
4. Пока капля высыхает, можно ознакомить детей с художественным словом, а затем дорисовываем кляксы при помощи кисточки или трубочки.
Образы, которые могут получиться: смешные паучки, морозные узоры, салют, цветы и деревья, чудо животные и т. д. В кляксах можно увидеть всё что угодно, ограничением может быть только ваша фантазия.
Мастер-класс по технике ниткография.
Цель мастер-класса:знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам впомнить мощный и, где-то , неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника –ниткография.Слово ниткография состоит из двух слов:нитка и графика(от grafo — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, пишу ниткой или проще - рисую нитью.На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.
Ниткография
Хочу предложить вам шедевры создавать -Обыкновенной ниткой рисовать.Вот образ волка, кошки или льва,А может здесь носатая сова?Мышата зашуршали из-под нитки:- А где наши нарядные накидки!Чудная птица встала на крыло -Всё завертелось, кубарем пошло…И мысли вдруг зашевелились,Чудесной песней на листы полились,Волшебную нам сказку написали,Иголочку и нитку прославляли.А те и рады на бумаге танцевать,Фантазию лихую нам бы обуять
Главная задача художника – ниткографиста:найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.Главная цельтаких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.Задачи:- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;- привить художественные навыки и эстетический вкус.Форма организации деятельности:индивидуально-практическая.
Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании. Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.
Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:
Первый способ.Ниткопись, доступный для маленьких детей метод ниткографии.Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.
Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.
Опустите нить в краску любого цвета.
Положите нить на листок бумаги.
Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.
Поводите нитью в любом направлении.
Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).
Уберите нить с краской.
Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.
Второй способ.
Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;
Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;
Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);
Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;
После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без белых пятен;
Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;
После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;
Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.
Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.
Третий способ
1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.
2.Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)
3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.
Четвертый способ
Изонить (рисование нитью).Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.
Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.
Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.