"Формы организации педагогической деятельности с детьми для формирования знаний и умений по ПДД»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формы организации педагогической деятельности с детьми для формирования знаний и умений по ПДД»
Автор: Ерошко Эмилия Михайловна
Консультация для педагогов
"Формы организации педагогической деятельности с детьми для формирования знаний и умений по ПДД
Формы работы с детьми по ПДД
Профилактика детскогодорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важнымнаправлениемлюбого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов дляформированияу детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивностидвижения на улицах города. Задача взрослых — овладение педагогическими компетентностями, необходимыми для создания условий, позволяющих ребенку накапливать опыт безопасного поведения.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен статьвоспитательдетского сада и родители. Но, какправило, родители не всегда владеют знаниямиправил дорожного движенияили не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детскогодорожно-транспортного травматизма.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написанывзрослымязыком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задачавоспитателей– доступно разъяснитьправила ребенку, а при выбореформы обучения донести до детей смысл опасности несоблюденияправил, при этом, не исказив их содержания.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессеформ и методов работы с детьми, соответствующих их психолого –возрастным и индивидуальным особенностям.
Работа по обучению детей правилам дорожного движения включает два направления:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
Работа с детьми
В детском саду используются фронтальная, групповая, индивидуальная, традиционная, практическая, проблемная, игровая, интегрированная формы обучения.
Индивидуальнаяформаорганизации обучения позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другимидетьми.
Групповаяформаорганизации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания длякомплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальнаяформаорганизации обучения.Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствамиформыявляются четкая организационная структура, простоеуправление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основнойформойорганизации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность(ООД). Организованная образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся сдетьмивсех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режимаработыдошкольных образовательных организаций".
Организованная образовательная деятельность организуется по всемнаправлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, изобразительной деятельности,формированиюэлементарных математических представлений, по физической культуре.
Выдержка задач по ознакомлению детей справилами дорожного движения по образовательным областям
Задачи образовательных областей (согласно ФГОС)
Задачи образовательных областей по реализации содержания представлений оправилах дорожного движения:
Физическое развитие
- развитие физических качеств(скоростных, силовых, выносливости, и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта(овладение основнымидвижениями);
-формированиеу дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств(скорость, сила, выносливость, и координация)в процессеподвижных игр и упражнений, игр-эстафет, спортивных досугов и праздников по теме безопасностидорожного движения;
- обогащение двигательного опыта (овладение навыками основных видов достижений, в процессе двигательной деятельности, связанной с данной тематикой;
- создание интереса у дошкольников
К двигательной активности посредством организации разнообразных игр и упражнений по теме безопасногодорожного движения;
Формированиеначальных представлений оздоровом образе жизни
- сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья детей;
-формированиекультурно-гигиенических навыков;
-формированиепервоначальных представлений оздоровом образе жизни; - сохранение и укрепление физического и психическогоздоровьядетей в процессе организации психогимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминуток, двигательных пауз на основе содержания по безопасностидорожного движения
Формирование основ безопасности
-формированиепредставлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение кправиламбезопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передача детям знаний оправилах безопасности дорожного движенияв качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формированиеосторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
-формированиепредставлений об опасных для человека ситуациях на улицах идорогах;
-формированиеу дошкольников знаний оправилах безопасности дорожного движенияи развитие умений применять знания в деятельности и поведении;
- передача детям знаний оправилах безопасности дорожного движенияв качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формированиеосторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям на улицах идорогах;
Социально-коммуникативное развитие
- развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам иправиламвзаимоотношениям со сверстниками и взрослыми;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; - развитие игровой деятельности на тему Улица, Дорога, Транспорт,Правила безопасности дорожного движения,Спасателии т. п.(связанных с темой безопасностидорожного движения);
- приобщение к элементарным общепринятым нормам иправилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в качестве пешехода, пассажира и водителя;
Познавательное развитие
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
-формированиеэлементарных математических представлений;
-формированиепредставлений об окружающем мире, расширение кругозора детей; - сенсорное развитие в процессе ознакомления справилами дорожного движения(представления о цвете,форме, размере частей транспорта, светофора,дорожных знаков);
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе ознакомления справилами безопасности дорожного движения;
-формированиеэлементарных математических представлений, используя тематикуДорожное движение(решение задач, примеров, логических знаний);
- расширение знаний, представлений о правилах дорожного движения
(история возникновенияправил дорожного движения и дорожных знаков, история развития транспорта; развитие исследовательских качеств (поиск необходимойинформации в разных источниках, исследование свойств деталей, механизмов и т. д.);
- познание окружающего мира, расширение кругозора детей по темеправила безопасности дорожного движения
В компетенции педагога приработе с детьмивходят традиционныеформы обучения: беседы, заучивание стихов, разбор пословиц, поговорок, загадок, чтение художественных произведений, составление творческих рассказов с опорой на наглядный материал, просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов, подготовка и организация выставок детского творчества,работа моделями, схемами.Работас перфокартами является одним из видов моделей. Это индивидуальная карточка с заданием или согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, какой возраст детей, уровень их развития).
Значимое место в ознакомлении дошкольников справилами дорожного движения имеют практические формы обучения: экскурсии, наблюдения, целевые прогулки во время которых дети на практике изучаютправила для пешеходов, наблюдаютдорожное движение, происходит закрепление ранее полученных знаний. Использование современныхинформационно-коммуникационных технологий (компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного учреждения делает организованную образовательную деятельность нетрадиционной яркой, насыщенной.
Очень эффективной будетработапо обучению дошкольников безопасности, если педагог организует ее через проблемнуюформу обучения, это такая организация взаимодействия своспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Можно организовать проблемную ситуацию через диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуацию общения. Главным в этойработедолжно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам включался в любую деятельность, которая ему больше нравится.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится игровойформе обучения: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации,подвижные игры, спортивные игры.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Это позволяет сделать интегрированнаяформа обучения: проектная деятельность, внедрениерабочейпрограммы по самообразованию. Интегрированная деятельность - это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей наравноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.
Задачавоспитателя- наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. Интегрированное обучение детей в ДОУ является личностно ориентированным, так как знания, умения и навыки выступают как средствовоспитания и развития. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения педагога.
Педагогический опыт: теория, методика, практика дошкольная педагогика способствует необходимости использовать различные приёмы и методы в обучении. Ребёнок в процессе совместной деятельности со взрослым становится активным субъектом, это способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников,формированию личности.
Работа с родителями
Работа, проводимая в детском саду, не даст желаемых результатов безработы с родителями. Большое значение по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма имеет взаимодействие с родителями дошкольников, которое предполагает использование различныхформ работ:
- клуб для родителей;
- выпускинформационной газеты,
- оформление информационногоуголка для родителей,
- участие в акциях, конкурсах, фотоконкурсах, организация выставок детского творчества,
- проведение родительских собраний, посвященных профилактике детскогодорожно- транспортного травматизма.
Осуществляяработув детском саду по ознакомлению дошкольников справилами дорожного движения, можно быть уверенным что знания и навыки поформированиюоснов безопасного поведения надорогеслужат фундаментом для подготовки ребёнка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность, осознанность и культуру поведения на улицах города.
Систематическая,целенаправленная работапо профилактике
детскогодорожно -транспортного травматизма создаёт прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь издоровье ребёнка.
Литература:
1. О компетентности современного педагога при обучении дошкольниковправилам дорожного движения/Беберина О. Н. 2016
2.Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт. -сост. Г. Д. Беляевскова. –Волгоград: Учитель, 2013 – 170 с.
3.Правила дорожныезнать каждому положено! познавательные игры с дошколятами/авт. -сост. М. С. Коган. -2-е стер---Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 256с.
4.Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова-Изд. 2-е, перераб. –Волгоград: Учитель. – 219 с.