Сказка как средство нравственного и речевого развития дошкольника
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как средство нравственного и речевого развития дошкольника
Автор: Гринь Елена Леонтьевна
Сказка как средство нравственного и речевого развития дошкольника.Е.Л. Гриньпедагог-психолог МБДОУ «Детский сад 208» г. Барнаул Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.С развитием науки, с внедрением в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. В плане человеческих отношений всё больше упрощений, примитивизма. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, современные дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими [4]. Об этом, к сожалению, свидетельствуют и статистические данные - 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз [6]. Данные мониторинга речевого развития детей 5-7 лет, проводимый в нашем учреждении, также свидетельствует о возрастающей проблеме речевого развития. Одним их способов изменения данной тенденции мы видим в усилении работы ДОУ по этнопедагогическому направлению. В частности в обращении к устному народному творчеству, как средству речевого и нравственного развития дошкольников.Наше дошкольное учреждение находится в сельской местности. И не удивительно, что ведущее направление ДУ – этнокультурное развитие дошкольников. По данному вопросу сотрудничаем с этнокультурным центром «Традиции» (с. Власиха), другими дошкольными учреждениями в рамках педагогического сообщества «Русь». Влияние народных сказок на развитие дошкольника сложно переоценить. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, получает первые впечатления о культуре своего народа. Дошкольный возраст – возраст сказочный. Сказка входит в жизнь ребенка с рождения, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Ничто так не увлекает и не завораживает ребенка как сказка. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Американский психотерапевт Вайолет Оклендер писал: «...Сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, утраты». Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка [1]. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.В нашем дошкольном учреждении работа в этом направлении осуществлялась в рамках кружковой деятельности «В гостях у сказки». В процессе работы были определены содержание, формы и методы обучения и воспитания детей. А также разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности, досуги, развлечения, рабочая программа для каждой возрастной группы, консультации и беседы для родителей, подобраны дидактические игры по теме, загадки, пословицы. В работе придерживались основных принципов: принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием народных сказок по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно; принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением. В каждой сказке поэтапно проживаем с детьми месяц. Знакомство со сказкой происходит через просмотр, рассказывание, чтение, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию, задавая вопросы поискового характера, как итог – инсценирование перед детьми других возрастных групп и родителями. Важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь, выражать свое мнение о прочитанном. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Вместе анализируем поступки героев, разбираем непонятные слова, подбираем сравнительные обороты, слова-определения, моделируем или модифицируем сказку, решаем проблемные ситуации. Дети подбирают синонимы и антонимы, обозначающие эмоциональные состояния персонажей, что способствует уточнению понимания значений слов. На собственном примере и на примере героев сказок знакомим детей с «волшебными словами», тем самым обогащаем активный словарный запас. Параллельно знакомим с невербальными средствами выражения эмоций. Плавно переходим к совместной деятельности, стимулируя речевыми играми. Это и пересказ, собирание паззлов с изображением героев, дидактические игры: «Из какой сказки герой?", «Кто так говорил?», заучивание песенок, настольный театр. На следующем этапе дети отражают своё эмоциональное отношение к героям в продуктивной деятельности: рисунках, аппликации, лепке, конструировании, домашних поделках, проговаривая все свои действия. Проводим выставку поделок, рисунков. На заключительном этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжетов сказки, подготовка необходимой среды для творческих игр детей. В этом большую помощь оказывают родители, изготавливая различные атрибуты, костюмы к сказкам, а также являясь первыми зрителями наших инсценировок. Затем следует самостоятельная деятельность детей: театрализация, разыгрывание сюжетов сказки, которая сопровождается красивой, богатой русской речью. Малышей так увлекает мир сказки, особенно детей младшей группы, что при упоминании о каком-либо герое в течение дня, они просят рассказать или показать сказку снова и снова. Используя методику Ларисы Борисовны Фесюковой в работе со сказкой, стараемся вовлечь в данную работу и родителей. Проводим консультации «Сказка воспитывает добрые чувства», «Мама, расскажи мне сказку». Общаясь с родителями, интересовались, какие произведения они читают детям дома. Рекомендовали обязательно объяснять детям незнакомые или трудные для понимания ребенка слова. Разбирать вместе с ребенком поступки героев. Дома можно и разыграть сказки по ролям, что доставит всем большое удовольствие. Давалось домашнее задание: после прочтения ребенку сказки вместе с ним подобрать к ней пословицу или поговорку, объяснив ребенку ее смысл, или придумать продолжение сказки, или придумать новую сказку со знакомыми героями. Вместе с родителями дети рисовали иллюстрации к сказкам, приносили в детский сад и мы делали выставку таких работ. Совместно была создана библиотечка «Мои любимые сказки», больничка для книжек, так как некоторые книжки были давних лет выпуска. Активно родители откликнулись на просьбу о помощи в изготовлении пальчикового театра. Совместное творчество родителей с детьми создает атмосферу доверия, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, эмоциональную раскованность. Все это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых образов. И все это мы могли наблюдать на совместных мероприятиях, где дети с родителями участвовали в театральной постановке «Теремок», в драматизации «Заюшкина избушка». В зале создалась волнительная атмосфера, вызывая добрые и серьезные чувства. Такие отношения и помогают возродить духовный опыт нашей культуры. В заключении описания своего опыта хочется добавить, что разработанная система непосредственной образовательной деятельности, упражнений, словесных дидактических игр, драматизаций сказок для каждой возрастной группы; изготовленный дидактический и наглядный материал позволяет проводить углубленную работу, направленную на развитие образной речи, творческого мышления и воображения. Результаты мониторинга детей позволяют сделать вывод, что через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка и соответственно грамотная русская речь, её красота, лаконичность. Наблюдая за детьми, глубоко изучающие народные сказки, отмечается пополнение словаря дошкольников эмоционально-оценочной лексикой, образными выражениями. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога дети приобщились к народному творчеству, научились выражать свое отношение к героям в продуктивной деятельности, инсценировать сказки. Народные сказки выполняют свою функцию социализации, т.е. преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Они открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, делают эмоции более насыщенными, воспитывают воображение и дают дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка [2]. Хочется верить, что зернышки народного творчества, заложенные в дошкольном воспитании, еще больше прорастут и дадут свои результаты.Литература и Интернет-ресурсы: 1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению/ Линка-Пресс, 2003.2. Гурович Л.М. Ребенок и книга. СПб: Детство - Пресс, 2003.3. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку. М.:" Лабиринт", 2000.4. Сидорова И.В. В гостях у сказки.// Воспитатель №4/2008.5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1967.6.