«Использование активных форм обучения на уроках чеченского языка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование активных форм обучения на уроках чеченского языка»
Автор: Чагаева Петмат Микаиловна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57»  Доклад на тему «Использование активных форм обучения на уроках русского языка» Подготовила:учитель чеченского языкаи литературыЧагаева П.М.       Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание учебного и внеучебного общения.Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения. Совместная работа школьников предполагает, что при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования – хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывали одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам – прямо противоположную.При обсуждении вопроса о заимствованиях в русском языке члены одной команды отстаивают свою позицию (в русском языке можно обойтись без заимствований) и приводят многочисленные примеры излишнего употребления заимствований. Так, слово консенсусвполне можно заменить на согласие, пати – на вечеринку, а респект – на уважение. Представители другой команды возражают, утверждая, что есть такие сферы жизнедеятельности, где без заимствований обойтись невозможно. Например, в языке пользователей компьютеров никнейм (ник) нельзя заменить на слово кличка, а чат – на слово болтовня; невозможно обойтись без французских заимствований в балетной терминологии: па-де-де не заменишь на шаг двоих, а слово пуанты – на кончики, носочки. В ходе дебатов учащиеся приходят к тому, что соглашаются с выводом, который много лет назад сделал В.Г.Белинский: «Что за дело, какое и чьё слово, лишь бы оно верно передавало заключенное в него понятие!»Используя подобные формы работы, учитель может не только решать специальные задачи своего предмета, но и формировать коммуникативную компетенцию учащихся.Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Так, например учащиеся составляют «Языковой портрет слова». Для этой работы учитель предлагает им использовать статьи из разных словарей (толкового, фразеологического, этимологического, двуязычных); затем школьники вспоминают, какие образы связаны у того или иного народа с этим словом. Объединившись в творческие группы, учащиеся в течение одного часа составляют текст на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления возможны разные, в том числе и инсценировка. Приведём пример ученической работы.«Вода! Что значит это слово? В Словаре Ожегова написано так: «прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой соединение водорода и кислорода». Достаточно понятное и точное определение. Но разве это всё?От льющейся из-под крана струйки, прохладного душа, наполненного бассейна к лужицам, ручейкам, морям, океанам – такая необъятная цепочка прокручивается в нашем сознании при произнесении этого слова. И это ещё не всё.Вспомним народные пословицы, поговорки. Пользуясь словом вода, можно рассказать и о времени, и о характере человека,  и о свойстве предмета, и о многом другом, например:как много воды утекло – прошло много времени;воды не замутит – спокойный человек;воду решетом носить – делать бесполезное дело;брильянт чистой воды – камень с хорошей прозрачностью; самый настоящий, истинный, подлинный.Вот такое короткое слово из двух слогов, а сколько можно о нём сказать!Вода – это жизнь! Она всем необходима. Без воды всё погибнет.И поэтому это слово есть во всех языках нашей планеты.Итак, «языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.На уроках возможны и другие виды игровой деятельности: лингвистические викторины, конкурсы, дискуссии.Активные формы обучения позволяют одновременно решать несколько задач: они развивают коммуникативные умения, обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах.