«Влияние экологического образования на духовно – нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Влияние экологического образования на духовно – нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Мялицина Татьяна Сергеевна

Выступление из опыта работы на тему: «Влияние экологического образования на духовно – нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель: Мялицина Т.С.       Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе.      Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной ценности.       Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.     Экологические акции – особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Благодаря проведенным акциям «Всемирный день снега»; «Синичкин день»; «День без бумаги»; «Закрути доброе дело» у детей возникает интерес к охране природы. Совместное с родителями участие в акциях и посильная помощь в сохранении природы вызывает у детей глубокие переживания, способствует развитию эстетических и духовно-нравственных чувств. Например, в рамках акции «День без бумаги» перед ребятами была поставлена цель - подарить старой и использованной бумаге новую жизнь, нами было собрано большое количество макулатуры и передано школьникам для дальнейшей передачи ее по назначению. Целью акции «Синичкин день» было изготовление кормушек для встречи зимующих птиц. В результате участок нашего детского сада украсили новые, изготовленные малышами с помощью родителей, птичьи столовые. Дошколята с удовольствием участвуют в акции «Закрутим доброе дело». Ребята и родители с большим азартом собирают и приносят в детский сад пластиковые крышки, чтобы обменять их впоследствии на зеленые саженцы для нашего участка. Чтобы малыши могли вспоминать и рассказывать друг другу о своих добрых делах нами был создан Эко-Календарь «Времена года». В календаре собраны фотографии всех проведенных экологических акций, а также очень интересный и познавательный дидактический материал по ознакомлению со временами года и сезонными изменениями в природе.       В рамках творческой мастерской «Разноцветный мир» в играх – экспериментах и опытах: «Сухой - мокрый», «Разноцветная водичка», «Буря в стакане», «Окрашивание снега», «Превращение воды», «Волшебные комочки», «Бумажные снежки», «Попробуй, порви» дети знакомились со свойствами песка, снега, льда, воды, ткани и бумаги. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных.  Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры «Надуй шарик - спрячь воздух», «У кого дольше не упадет перышко?», « У кого больше мыльный пузырь?», «Снежные комочки» дети узнали о том, что воздух есть вокруг нас; познакомились с природным явлением – ветер. Русские народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Морозко», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Теремок» и другие сказки о различных животных, явлениях природы, правилах жизни, бытовых или игровых ситуациях, глубоко воздействуют на чувства детей, расширяют кругозор ребенка, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир. После чтения с детьми проводим беседу, задаём вопросы. Дошкольники в свою очередь задают вопросы нам, в которых проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Совместно с детьми и родителями мы создали мультфильм по сказке «История одной дружбы» в основе, которой дружба между растениями. После просмотра мультфильма дошкольники с удовольствием участвовали в посадке лука. Очень приятно, видеть в их глазах радость и восторг в процессе наблюдением за ростом лука. В рамках тематических недель: «Волшебница осень», «Дары осени», дошкольники с привлечением родителей, сестёр и братишек участвовали в конкурсе "Лучшая поделка из природного материала". На неделе «Зеленые друзья» с детьми были проведены беседы: «Какие цветы есть в группе?» «Зачем нужны комнатные растения?», «Что такое лекарственные растения?», «Какие изменения произошли в природе с приходом весны? и т.д. Для родителей были разработаны памятки и консультации: «Играя, познаём природу», «Игры с песком как средство развития фантазии и воображения детей», «Как сделать гербарий вместе с ребёнком?» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. Прогулки в любое время года являются важным источником знаний о природе. Наблюдения за живыми и неживыми объектами, изменениями в природе на своём участке расширяют кругозор детей. Осенью мы с радостью наблюдали разнообразие красок в цветочных клумбах и на деревьях нашего участка. Пришла весна и скоро мы с ребятами будем высаживать цветы, выращенные в группе. Наш веселый паровозик из «Ромашково» снова будет радовать глаз разноцветными, яркими цветущими растениями. Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Экологическое воспитание - составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.Литература:
  • Н.В. Нищева Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
  • Н.В. Нищева Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работ в разных возрастных группах Выпуск №1; №2 СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
  • Л.Л. Тимофеева Современные формы организации детских видов деятельности – ООО «Центр педагогического Образования,2015
  • Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
  • О.А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений.- М.:Мозаика – Синтез,2012
  • С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный Эколог»- М.:Мозаика – Синтез,2016