"Погружение" - для чего?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Погружение" - для чего?
Автор: Аксенова Виктория Валентиновна
Погружение - для чего?
Аксенова Виктория Валентиновна
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
Почетный работник общего образования РФ
8-916-430-13-42
w_aksenova@mail.ru
В октябре 2014 года Щетинину Михаилу Петровичу
исполнилось 70 лет.
Как я представляю себе педагогов-новаторов? Высокие стройные моложавые люди с седыми развивающимися волосами, с яркими молодыми живыми глазами, с глубокими морщинами на высоких лбах. Они внимательно и доброжелательно наблюдают за свободно играющими и разговаривающими школьниками, изредка взмахивают гусиным пером и что-то коротко записывают. Родилась идея! Идея вспархивает с шершавого листа и спешит к учителю, кружит у его лица, садится на плечо, перелетает к ученикам. Научите способности общаться, анализировать, прогнозировать, проектировать, выбирать и творить – машут крылышками идеи у уха учителя…
Каждый год, в августе, разбираю коллекцию прошлогодних сценариев отдельных уроков и блок-тем (пишу их обычно на отдельных листах формата А-4 с одной стороны), и от чего- то безжалостно избавляюсь, несколько листов оставляю в актуальном, но есть еще одна группа разработок: сценарии урока-суда, урока-дискуссии, урока-пресс-конференции, урока-погружения - откладываю их в последние файлы методических папок и ловлю себя на мысли, что все реже использую групповые методы работы, а мои восьмиклассники не пробовали погружаться в тему.
Вспоминаю, как самое интересное и яркое время в своей профессиональной биографии лихие девяностые, когда вдруг можно стало все! Учителя-новаторы, школы - экспериментальные площадки и с экрана советского телевизора Михаил Петрович Щетинин, автор методов интенсивного обучения и погружения, в прайм-тайм рассказывает всей стране об индивидуальном подходе и коллективной творческой деятельности, об ограниченности часов и больших объемах знаний, об отмене классно-урочной системы и междисциплинарных связях. Восторг и огромное желание вступить в клуб новаторов.
Например. Представим. Зимние каникулы. Школьный городской лагерь. Мне доверяется группа шестиклассников. В нашем распоряжении 4 часа. Решаем провести урок истории. Погрузимся в тему Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.
Рассмотрим этот день погружения в историю:
1–й урок.
1.Актуализируем прежние знания: рассмотрим презентацию Культура Киевской Руси X-XII веках. – 25 мин.
2.Сформулируем цели совместно с учениками. – 10 мин.
Цели:
Познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры.
Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы. Развитие коммуникативных умений.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны. Выработать ценностное восприятие культуры Руси.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица, религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.
3. Разделимся на несколько групп (по желанию или потянем жребий). Внутри групп распределимся по ролям. Определим время подготовки. -15 минут
Возможны роли: лидер, мозг, художник, спикер, модератор, поэт, хронограф, советник, библиограф, этнограф. Каждый ученик четко знает свои ролевые обязанности.
4.Каждая группа получает проблемное задание. Выполнение задания предполагает несколько этапов: изучение теории (чтение текстов, рассматривание иллюстраций), мозговой штурм, подготовка к отчету (подготовка выступления, создание презентаций либо макетов либо иллюстраций, сочинение стихотворения.-10 минут
Варианты проблемных заданий:
1.Причины принятия христианства по византийскому образцу.
2.Двоеверие – почему оно стало возможным на Руси.
3.Пантеон славянских богов можно сравнить с пантеоном греческих богов?
4.Почему попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не имела успеха?
5.Какие доводы убедили Владимира принять именно христианство? Какие факторы могли быть решающими при выборе веры?
6.Объясните, почему былины и народные предания, воспевающие ратные подвиги русских витязей, не знают имени князя Святослава, зато прославляют Владимира Красное Солнышко?
7.Почему современник Ярослава Мудрого хронист Адам из Бремена называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя?
8.В чем выразилось соперничество Руси с Византией при Ярославе Мудром? Какое значение имел тот факт, что Ярослав назначал Иллариона митрополитом – главой русской церкви?
9. В чем сходство русского феодального замка от западноевропейского?
10.В ранний период истории Древней Руси сложился трехслойный мужской костюм – нижняя рубашка, кафтан, плащ. Чем можно объяснить тот факт, что этот костюм в несколько измененном виде просуществовал до конца XIX века?
11.Почему обувь на Руси в средние века сначала долго разнашивали, а затем долго носили?
12.Почему замужние женщины на Руси тщательно скрывали волосы под волосником? Каково происхождение слова опростоволоситься и что оно означает?
13.Какие вы знаете картины Н.К.Рериха о Древней Руси? Что отличает их от произведений других художников, написанных на те же сюжеты?
14.Можно ли назвать Новгород своеобразным окном в Европу Древней Руси?
15.Почему в древнерусских городах имелся не только детинец, но и подол? В чем специфика русского города в сравнении с западноевропейским?
16.Можно ли назвать Киево-Печерский монастырь средневековым университетом?
17.Есть ли что-либо общее между русскими былинами и мифами других народов?
18.Как вы думаете, что пользовалось наибольшей популярностью в Древней Руси: летописи, хождения, жития, поучения, сборники пословиц и поговорок, былины, слово?
19.Можно ли Древнюю Русь назвать полноправной участницей создания европейского романского стиля?
20.Архитектура Новгородской земли отличалась простотой пропорций, Владимиро-Суздальской - декоративной выразительностью, южнорусских земель - башеннообразным решением храмов. Случайно ли появились такие традиции?
21.Почему полусферические купола, характерные для византийских храмов, на Руси были вытеснены куполами луковичной формы?
2–й урок и 3–й уроки
1. Самостоятельная работа учащихся по группам. Учитель выступает в роли модератора.
4–й урок.
1.Отчет групп. Лидеры групп представляют членов команд. Выступление спикеров . – 45 минут.
5–й урок.
1.Демонстрация презентаций. Выступление поэтов. Выставка макетов и иллюстраций. – 25 минут.
2.Рефлексия. Комплименты. Совместный с учениками анализ дня (Достигли ли мы поставленной на сегодня цели?) – 15 мин.
У меня был опыт погружения на обществознании в 10 классе на этапе изучения модуля Человек. Завершая работу над теорией, ребята получили задание объединить все элементы темы в Образовательную карту темы (другое название – деятельностно - смысловая схема). Задание увлекло всех, два урока и перемена пролетели незаметно, на следующий день продолжили, ну а защита схем затянулась до вечера.
Считаю большой удачей, когда мне позволяют заменить отсутствующего коллегу в тот момент, когда начинается большая тема по истории, например Эпоха Петра Первого, Эпоха Ивана Четвертого, Эпоха Александра Освободителя. Имея в запасе хорошую презентацию о герое темы или интересный рассказ о этом времени и десяток проблемных заданий – можно эффективно погрузиться и получить хороший результат и образовательный и воспитательный.
В условиях обычной школьной жизни, применяю технологию концентрированного обучения через организацию обучения без увеличения учебного времени. При блочном преподавании, даже сдвоенный урок (пара), позволяют добиться неплохих результатов и получить ощущение погружения.
Летом я получила интересный опыт – подросток живет с родителями в другом государстве, учится в школе той страны, а в России получает образование дистанционно. Вот мы с ним должны были выполнить задания по истории и обществознанию за год. Это было погружение в полном понимании этого понятия! Несколько дней мы смотрели презентации, учебные фильмы, беседовали о проблемах курса (прерывались на прогулки и компьютерные игры), выполняли задания разного уровня сложности, работали над годовым проектом. Проблемы истории России XVII-XVIII веков так нас захватили, что мы прочитали несколько исторических романов о Петре Первом и создали коллекцию оценок деятельности этого исторического деятеля. Мальчик, давно уехавший из страны, рассказывал своим он-лайн партнерам по играм из разных стран на трех языках о Романовых. Это была удача.
Индустриальное общество предполагает индустриальный тип школы. Учить всех и всему - лозунг этого типа школ. Фабричный тип, конвейерное устройство учебного дня, учитель – транслятор или продавец услуги, сидящие в затылок дети одного возраста – все это работает и сейчас (автор - Я. А.Каменский XVII век). Со скрипом, с резкими остановками, поломками и пробуксовками. Реформы образования, бесконечно объявляемые, не покушаются на конвейер. Постиндустриальное общество, современные дети – заложники этого монстра. А в стороне, стайкой роятся инновационные педагогические идеи и методики. Разноцветная, яркая, переливающаяся стайка педагогических идей стремится к детям, подлетает, иногда очень близко, к черному гремящему конвейеру, но усталые учителя отмахиваются от них, и продолжают транслировать, актуализировать, фронтально беседовать и заполнять бланки КИМов. Не до новаций! Опять!
Справка.
МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ - активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Основные публикации относятся к концу 60-х – середине 70-х годов. Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80-х годов в связи с экспериментальной работой М.П. Щетинина. Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения. Погружение предполагает опору на известные теории обобщения и структурирования учебного материала: концепции теоретического обобщения (В.В. Давыдов), укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев). В качестве теоретической основы были взяты учение о доминантной деятельности А.И. Ухтомского, для организации коллективной учебной деятельности – элементы методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева. Под погружением М.П.Щетинин понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно–знаковым предметом, при котором уроки основного предмета перемежаются уроками образно–эмоциональной сферы, а сами погружения повторяются через определенный промежуток времени. Впервые учебный план, рассчитанный на технологию чередующихся уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 года для средней школы открывающегося Центра комплексного формирования личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в станице Азовской Краснодарского края. Модель погружения в предмет, предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:
Чередование контрастных уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.
Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.
Наличие разности потенциалов в знаниях учеников (либо благодаря опережению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе), позволяющей включить работу по взаимообучению.
Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно–логических схем (концептов).
Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу (Огонек).
Согласно исследованиям, существуют различные модели погружения:
-погружение в сравнение,
-межпредметные погружения (А.И. Тубельский),
-метапредметные погружения,
-эвристические погружения (А.В. Хуторской),
-выездные погружения (А.А. Остапенко, Л.Н. Снегурова),
-погружения в образ (С.А. Терскова, Е.В. Шубина),
-погружение как средство коллективного способа обучения (С.Д. Месяц),
-погружение в культуру (Е.Б. Евладова) и т.д.
Список источников:
1.Остапенко А.А, Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар. 1998 г.
2.Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
3. Малкина Н.А. Коммуникативные трудности на занятии английским языком и пути их преодоления. Сборник научно-методических статей. СПб.: Детство-ПРЕСС. 2004.
4. Социальная сеть работников образования
5. Учительский портал
6. Видеоуроки в сети иетернет
7. Фестиваль педагогических идей Открытый урок
8. Учебно-методический кабинет
9. Сеть творческих учителей
10. Открытый класс Сетевые образовательные сообщества
11.Курганов С.Ю.Первоклассники и учитель в учебном диалоге. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
12. Курганов С.Ю.Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
13.Курганов С.Ю.Школа диалога культур: Красноярский опыт // Народное образование. 1990г. №7, 10-12; 1991г. №5-8; 1992г. №9-10; 1993г. №1.