Современное обществознание - каким ему быть?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное обществознание - каким ему быть?
Автор: Аксенова Виктория Валентиновна
Современное обществознание: каким ему быть?
Взгляд учителя.
ЭССЕ
Аксенова Виктория Валентиновна
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
Почетный работник общего образования РФ
Май 2018
Обществознание – больше, чем предмет
Обществознание – гуманистическая база для образования в целом
Конкурс Учитель года ОЧУ Газпром школы в 2017-2018 учебном году завершался публичным отчетом в форме самопрезентации профессиональных достижений конкурсантов. Свою презентацию я подготовила вместе с учениками 9-ых классов. Получился небольшой видеоролик, в котором я отвечала на вопросы ребят, и большинство вопросов касались смыслов. Ребята посчитали логичным спрашивать учителя обществознания по очень широкому кругу вопросов. Оттуда и возникла тема эссе.
Начну с большой, но крайне важной, цитаты из ФГОСов: …Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределени… Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета Обществознание является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практики…Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке…
…Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс Обществознание даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином…
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.
Вот таким ему и быть (обществознанию)! Прочитав это, современному учителю обществознания остается стоять на цыпочках и все время тянуться к идеалу! Государство, разрабатывая ФГОС руками специалистов и экспертов Министерства образования, возложило на учителя колоссальную ответственность. Перед нами прогрессивный документ. Что происходит, когда учитель сегодняшнего дня, со всеми его родимыми пятнами социализма, недостатками программ профессионального образования, однобоким кругозором и устоявшимися педагогическими практиками получает почетную обязанность реализовывать данный ФГОС? Попробуем поразмышлять об этом.
Выделим ключевые положения данного документа:
1.Обществознание – главный школьный комплексный (синтетический, уникальный, междисциплинарный) предмет (курс);
2. Главная задача курса обществознания – социализация школьника (социальный заказ), его подготовка к жизни в обществе XXI века и сформировать его российскую гражданскую идентичность ;
3.Учитель обществознания обязан научить ребенка отстаивать свои права и обязанности;
4. Учитель обязан посвятить школьника в устройство современного государства;
5. Учитель должен привить ребенку основы финансовой грамотности;
6. Учитель должен быть социальным оптимистом и сформировать позитивное мировоззрение ребенка (формирование метапредметных и личностных компетенций);
7.Учитель должен быть навигатором в мире разнообразной информации, конкурируя с безднами интернета;
8.Учитель должен создать условия для самовыражения, отстаивания различных точек зрения, дискуссиям;
9.Учитель должен научить детей находить консенсусные решения;
10.Ребенок должен узнать мнение по базовым понятиям и проблемам различных школ, учений, теорий, авторов; устоявшихся и не очень по всем модулям;
11. Учитель должен научить ребенка гордится своей историей и традициями, научить его толерантности и научить его взаимодействовать с представителями других культур, этносов, конфессий.
Мы можем перечислять бесконечно. Братская могила.
12. Учитель не должен распылять содержание на сложные теоретические аспекты, но при этом дать четкое представление о ключевых, базовых вопросах жизни нашего общества;
13.Учитель не только изучает со школьниками теорию, но и учит применять полученные знания на практике. Очень важен элемент практической деятельности;
14. Учитель затрагивает содержанием обществознанием душу ученик (!);
15. Учитель должен использовать системно-деятельностный подход с обязательной проектной деятельностью;
16. Без проектной деятельности и игровых методик – преподавание недопустимо;
…Выйти за рамки класса и школы… проявить себя... социальная самоорганизация… инициаторы общественно значимых идей… интерес к преобразованию жизни с детских лет…национальная идея…ценности…у россиян особый путь… общечеловеческие ценности …проповедовать…скрепы…
Так наша национальная идея это Конституция РФ? Где закладывается эта ценность – в семье или на уроке?
Учителю обществознания все время угрожают: изменим форму экзамена, вместо письменных ответов введем защиту проектов, сделаем обществознание – обязательным предметом для всех выпускников, не приводите конкретных примеров при изучении общества, скоро унифицируем содержание курса, заменим интегративный обществоведческий курс курсом, опирающимся на одну дисциплину (право, экономика, граждановедение). Как относиться к этим вызовам учителю? Как к ним подготовиться? Все эти возможные изменения существенно сузят ту широкую базу, которую дает сегодняшний курс обществознания. И, думается, если такие решения будут приняты, они с глобальной точки зрения на перспективу будут работать негативно.
Из-за того, что школьный курс обществознания опирается на разные науки, структура его преподавания в средней школе достаточно сложна. С 5 по 7 класс обществоведческая подготовка связана со знакомством школьника с основными институтами, в которые он уже вовлечен, например институтом семьи. Далее задача усложняется, школьника знакомят с тем, что общество есть система, а если это система, значит, в ней есть основные элементы — подсистемы, или, как говорят, сферы жизни общества. И тогда школьники изучают социальную, экономическую, политическую, духовную сферы, и отдельно рассматриваются вопросы морали и права как основных регуляторов поведения человека в этих сферах. В старшей школе, в 10 и 11 классах, задача преподавания обществознания немного изменяется. В фокусе преподавания оказывается сам человек, например: человек в системе экономических отношений, человек в системе политических институтов и так далее. То есть содержание обществоведческой подготовки связано не просто с нарастанием сложности, с освоением каких-то новых разделов, а со сложным циклическим возвращением на разных этапах образования фактически к одним и тем же, но крайне важным вопросам. Одна из актуальных содержательных задач для современного образования в области обществоведческой подготовки школьников — это реализация комплексного междисциплинарного подхода. Поскольку темы, которые изучаются в школьных обществоведческих курсах, очень разнообразны, есть возможность привлечь знания, привлечь обыденный опыт школьника для обсуждения самых разных проблем, установить связи между обществознанием и курсом литературы, обществознанием и курсом истории. Поэтому обществоведческая подготовка не может быть рассмотрена как сугубо завершающаяся академическим пребыванием на уроке обществознания.
Современное обществознание — это тот школьный предмет, который стоит на первом месте среди дисциплин, выбираемых выпускниками школы в качестве дисциплин по выбору при сдаче ЕГЭ. Это накладывает особую ответственность на учителя.
В современном обществознании очень остро проявляются все проблемы, с которыми школьник сталкивается за пределами школы, — например, это противоречие между требованиями формальных институтов образования и неформальными агентами социализации и иными институтами. Школьники вовлечены в неформальные структуры, входят в какие-то организации, идентифицируют себя с теми или иными достаточно общественными группами. Нарастает противоречие между тем, что слышит школьник, например, с экранов телевизора, читает в СМИ, видит в интернете. Требования к образу жизни, которые навязываются стандартами массовой культуры, противоречат тем идеалам, о которых учителю приходится говорить в школьном курсе обществознания.
Идеалы, диктуемые неформальными структурами, усваиваются намного легче, чем те, которые представлены на базе обществоведческих знаний. Эта легкость связана с тем, что приобщение к ним происходит через действие, через практику. А обществознание как школьный курс работает с текстом, со словом. Слово и дело вступают в противоречие, поэтому ориентация на текст, присущая обществоведческому образованию, трудно реализуется для современного школьника. И требование учителя прочесть текст, проанализировать информацию, выделить главное — это требование, которое не фундировано иными видами деятельности. Сложности, возникающая в преподавании обществознания, это противоречия современной жизни.
В этом тексте необходимо упомянуть и профильность образования. В профильном классе преподавание обществознания может быть увеличено примерно до 105 часов, плюс отдельно могут читаться такие разделы обществознания, как экономика и право. Профильность означает не просто увеличение числа часов на изучение того предмета, который наиболее значим для выбора будущей профессии и для успешного освоения программ высшего образования, например, юриста, социолога или экономиста. Профильность означает перестройку всей системы школьной подготовки, когда на обществоведческую базу будут работать не только школьные предметы, но и внеучебные формы деятельности, то, что составляет атмосферу школы, ее особое образовательное пространство. Это не просто. И не всегда реализуется верно.
В июне 2016 года в Японии произошло событие, которое осталось почти незамеченным на фоне новостей о сокращении японской экономики. Министр образования Хакубун Шимомура направил в 86 государственных университетов Японии письмо, в котором призвал их сосредоточиться на областях знаний, лучше отвечающих потребностям общества, то есть – сократить или и вовсе отменить учебные программы по гуманитарным и социальным наукам. Это поразительное и очень важное смещение в системе образования, особенно если учесть, что Япония – третья по размеру экономика планеты и страна с традиционно сильной системой образования. Отмена социальных наук – это сигнал о смене экономической политики: страна возвращается к индустриальной экономике. Гонения на социальные науки могут свидетельствовать о движении консервативных японских политиков в сторону от либеральных принципов и свобод.
А что у нас? Учителя обществознания первыми почувствовали, что гуманитарные науки в России превратились в придаток государственной пропаганды, и поиск научной истины здесь государство если и волнует, то скорее в отрицательном смысле. Оно активно борется с той исторической истиной, которая его не устраивает и мешает проводить нынешнюю экспансионистскую политику. Историческая наука, социология, философия, политология находятся в положении, не слишком сильно отличающемся от того, в каком эти науки пребывали в советское время. А на филологию и искусствоведение очень сильно давит эстетическая цензура, с подачи РПЦ, становящаяся все более и более всеобъемлющей. Гуманитарные науки в России предельно атомизировались, считают специалисты, и научные сообщества распались на множество мелких групп, практически не общающихся друг с другом, даже если занимаются одними и теми же или сходными темами. Перед нами всемирный кризис гуманитарной науки. В эпоху постмодерна фундаментальные гуманитарные науки почти не финансируют, делая упор на прикладные исследования.
Несовершенство профессиональной подготовки педагогических кадров в современных вузах, неэффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, мотивации педагогов, которые не всегда стремятся затрачиваться для разработки, апробации и применения новых образовательных методик - помимо традиционных вызовов, с которыми приходится сталкиваться современному учителю и работать с ними.
Существует набор специфических для преподавания курса обществознания трудностей, которые возникли не с введением ФГОСа, а значительно раньше. Одна из таких трудностей обусловлена информативными особенностями самого курса обществознания, которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, культурологи, психологии, теории коммуникации, экономики. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обладания прочными знаниями педагогом, преподающим данную
учебную дисциплину. Как известно, профессиональная подготовка учителей обществознания ведётся на исторических факультетах, где более глубокому изучению подвергается всемирная история или история России. Значительно более фрагментарно уделяется внимание правоведению, экономике, что, либо делает незаконченным образование будущего педагога по обществознанию, либо стимулирует его самообразование. Самообразование, это хорошо, но не всегда качественно, глубоко, в необходимом направлении. Здесь, конечно же, могли пригодиться курсы повышения квалификации.
Существует ещё одна сложность в преподавании обществознания – рассмотрения проблем социально-политического блока сквозь призму политической конъюнктуры. Традиционно, в темах, посвящённых характеристике отечественной политической системы, политического режима, специфичности процессов, протекающих в российской экономике, присутствует отголосок двойных стандартов. Есть, по-прежнему, признанная точка видения состояния развитости, которую требуется принять, даже если совпадения формальных признаков исследуемого явления, во всей совокупности, нет в наличии. Причём, в итоговых тестах, в том числе, разработанных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ такой элемент вольнодумия может присутствовать, хотя и представлен фрагментарно. Поэтому, самому педагогу требуется сначала разобраться, какими стандартами оценки следует в данном случае руководствоваться, а, затем, и разъяснить своё видение, предельно корректно, своим ученикам. Об этом не особенно приято говорить.
Преподавательская кухня учителя обществознания, при всём сходстве задач с другими предметными областями, как уже удалось убедиться выше, имеет собственные отличия. Это позволило наработать комплекс продуктивных методик, которые наиболее эффективны именно в работе по усвоению данной дисциплины и развитию творческих компетенций в её рамках. Не смотря на усиленное внимание к комптетентностному подходу, рано ещё сбрасывать со счетов знаниевый, результаты освоения которого требуется, в значительной мере, продемонстрировать в успешной сдаче ЕГЭ. Специфика обществознания как учебной дисциплины состоит в еще и в том, что от самого учителя это требует высокой грамотности в широком круге социально- гуманитарных и экономических дисциплин. Кроме того, важное значение приобретает, в данной связи, опыт и владение учителем технологией целенаправленной подготовки к данному испытанию. Немаловажное место здесь имеет участие педагога в процедурах проведения ЕГЭ, различных проверочных работ, максимально приближенных к требованиям данного экзамена. Сегодня в помощь учителю предлагается огромный массив учебного, справочного, тестового материала (представленного как в традиционной – печатной форме, так и в электронном виде). Ученику, без помощи опытного педагога, в этом массиве информации довольно легко захлебнуться. Педагог обязан грамотно распределить силу по усвоению необходимого материала, исходя из индивидуальных личностных особенностей, способностей и уровня знаний ученика. Кроме того, отдельным, особым направлением работы по подготовке к ЕГЭ, ведущейся ещё задолго до его проведения, на обычных, рядовых уроках обществознания является работа с источниками. К ним относят разнообразные типы документов, нормативно-правовых актов, существующих, на сегодняшний день, в различной форме. Приходится признать, что не каждый учитель владеет всеми этими навыками, по отношению к различным типам документов. Не случайно, в рамках современных представлений о направлении проектной работы учащихся, работа с такими массивами информационных данных рассматривается как наиболее перспективная (это, конечно же, имеет отношение к школьным курсам истории и обществознания). И педагог рассматривается как соучастник ученика в работе над проектами.
Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные, увлекательные уроки, где во взаимодействия вовлечены все учащиеся; иметь возможность видеть результаты научения своих подопечных в творческой деятельности; или, наконец, добиться успешной сдачи учащимися ЕГЭ по дисциплине – главная его задача остаётся неизменной. И состоит она в способствовании формированию умного, мыслящего, творческого, критически оценивающего увиденное, услышанное и прочитанное, ученика. Есть, разумеется, и более глобальная задача – формирование гражданина Российской Федерации. Несмотря на некоторый пафос, содержащийся в последней фразе, в действительности, заслуга учителя обществознания и истории в формировании гражданской позиции молодого человека достаточно серьёзна. Несмотря на юношеский максимализм, может быть, даже скептицизм и нигилизм, которым отличаются подростки, они уважительно относятся к педагогу, который не кривит душой, имеет собственную позицию, умеет её доносить до своих учеников. Так что личностный фактор учителя обществознания – часто ключевой..
Подводя итог размышлениям на тему актуальных проблем преподавания обществознания в современных условиях, условиях внедрения ФГОС, необходимо заметить, что ряд задач, которые вырисовались в свете сегодняшних реалий, не такие уж новые для данной предметной и профессиональной области. Разумеется, вызовы настоящего времени внесли коррективы в перечень приоритетных направлений, которым должны более серьёзную значимость, как учителя обществознания, так и их ученики, и их родители. Интерактивные формы обучения, основной задачей которых является научение учению - наиболее признанные сегодня технологии, развитии которых требует образ нового учителя, над которым нам всем вместе необходимо продолжать работать.
Источники:
1. Брызгалина Е. Проблема преподавания обществознания в школе.
2. Вяземский Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции и особенности // URL:
3.Гусейнов Г. О беспомощности гуманитарных наук (не только) в России.
4. Гуманитарные науки России не нужны: историков и социологов перестали обучать бесплатно.
5. Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном обществознании // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013.No 8.
6.СорвинК. ЕГЭ по обществознанию напрасно считают легким.
7.Соломонова И. Япония отменила гуманитарные науки. Почему это важно?
8. Соколов Б. Российская наука почти не видна.
9.Сорокин А.А. Современные подходы к образовательному результату. Презентации. МГПУ., М., 2016
10.Потерять статус небожителей. Почему вРоссии трудно популяризировать гуманитарные знания.
11.Половникова А.В. Формирование финансовой грамотности как элемент обществоведческой подготовки. Презентации.МГПУ., М., 2016
12. Тырин С.В., Клоков В.А. Интервью. Издательская группы ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ. 10 марта 2016
13.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.