Долгосрочный проект в подготовительной группе «Быть здоровым я хочу»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Долгосрочный проект в подготовительной группе «Быть здоровым я хочу»
Автор: Чернышова Ксения Владимировна
Администрация Муниципального Образования «Город Саратов»Администрация Ленинского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69»Долгосрочный проект в подготовительной группе«Быть здоровым я хочу»Подготовил воспитатель: Чернышова К.В.Саратов 2018г – 2019г.АктуальностьСлово «здоровье» является однимиз самых частых, которые использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и др. Но что же такое здоровье? Самый простой ответ гласит, что здоровье – это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Настоящее время характеризуется быстрыми изменениями природной и социальной среды. А также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья детей.Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания.Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Педагоги нашего учреждения постоянно ищут пути совершенствования работы по укреплению здоровья воспитанников, развитию движений и физическому развитию детей. Результатом этой работы является разработка и реализация долгосрочного проекта «Быть здоровым я хочу».Проектная деятельность – это такая форма активного отдыха детей, когда все виды занятий проводятся в игровой форме, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Важно тщательно продумывать план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.Паспорт проектаВид проекта: практика – ориентированный.Продолжительность: долгосрочный.Срок реализации: с 01. 12.2017 г.по 30. 05.2019г.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы.Форма проведения: дневная; занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, сюжетно-ролевые игры, работа с родителями.Цель проекта:Организация физкультурно- оздоровительной работы с детьми и подготовительной возраста таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку гармоничное развитие. Помочь использовать резервы собственного организма для сохранения и укрепления уровня здоровья, создание максимально благоприятных условий для физического и психического развития. Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей.Этапы проекта:- Изучение современных здоровье сберегающих технологий, их основное содержание, принципы и направления.- Разработка методики применения здоровье сберегающих технологий с учетом возраста детей. Разработка системы взаимодействия с педагогом и родителями по вопросам оздоровления детей.- Реализация проекта.Задачи реализации проектаОздоровительного направления:- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;- Коррекция и предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, путем внедрения инновационных методов.Образовательного направления:- Создать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребенка.- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.- Формировать умение детей прислушиваться к своему организму, научить понимать взаимосвязь работы всего организма от двигательной активности.Воспитательные направления:-Продолжать развитие компетентности дошкольников в решении задач связанных с применением культурно-гигиенических навыков и умений.- Научить самостоятельно соблюдать режим дня и правильного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.-Развивать мышление и расширение детского кругозора по вопросам здорового образа жизни детей и родителей.Предполагаемый результат для детей:• Снижение уровня заболеваемости детей.• Повышение уровня физической подготовленности воспитанников• Расширение знаний детей о своём здоровье, о культуре гигиены.• .Формирование у детей осознанной потребности в здоровом образе жизни.Предполагаемый результат для родителей:• Сформированная активная родительская позиция.• Повышение компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни.• Активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе и жизни детского сада.Формы работы для решения поставленных задач:• Создание организованной формы обучения.• Организация совместной деятельности воспитателя, инструктора ФК и детей.• Совместная работа с родителями, подбор консультаций и бесед по теме.• Создание спортивной предметно- развивающей среды.• Использование разных методов и приёмов в работе с детьми.•Подбор литературных произведений по теме, разработка конспектов тематических занятий, развлечений, бесед для детейФорма работы педагогов с детьми.- Занятия познавательного цикла: физкультурные занятия, беседы, викторины, чтение художественной литературы по теме.- Занятия продуктивной деятельности: рисование, аппликация, физкультура.- Оздоровительные процедуры: воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, дыхательная гимнастика, элементы гимнастики для глаз, элементы психогимнастики.- Игры: подвижные, дидактические, развивающие, народные.1.Октябрь КВН в подготовительной группе «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»2.НоябрьБеседа на тему: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».Консультация для родителей «Крепкий сон — залог здоровья»3. Декабрь Беседа на тему: Методы закаливание в разные времена года.( смотри приложение 1) Консультация для родителей на тему: «Закаливание» Основное содержание. Роль закаливающих мероприятий в профилактике простудных заболеваний.( смотри приложение 2) 4. ЯнварьЗанятия лечебной физкультурой Развитие координации движений, укрепление связочное -мышечного аппарата.(инструктор по физкультуре Белова А.В. Воспитатель Чернышова К.В.)Ознакомление с художественной литературой.(Смотри список литературы)5.ФевральКонспект с детьми «Осанка- зеркало здоровья» Учить следить за своим здоровьем, Побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам.(смотри приложение 3) Работа с детьми:Знакомство с загадками, пословицами и поговорками, а также с литературными произведениями. (Смотри список литературы)6.МартБеседа на тему: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(смотри приложение 4) Дидактические игры «Полезные продукты» «Витаминная семья» «Купаем куклу».(смотри приложение 5) 7.АпрельБеседа "Быть здоровым – это модно?"(смотри приложение 6)Выставка детских рисунков: «Если хочешь быть здоров». 8.МайЗанятие: Итоговое занятие на тему: «Путешествие в страну здоровья».(смотри приложение 7)Художественная литература.К. Чуковский Доктор Айболит, С. Прокофьев «Румяные щечки», загадки. Е. Трубников«Во саду ли, в огороде»К. Чуковский «Федорино горе», К. Кузнецов «Замарашка», Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни». С. Бялковская «Юля - -чистюля», 3. Александрова «Купание», потешкиГ. Зайцев «Приятного аппетита», Ю.Тувим «Овощи», загадки об овощах и фруктах. Если хочешь быть здоровАвтор: Елена Качур. Все о моем здоровье: как правильно и вкусно питаться, чтобы быть здоровым, умным и красивым. Автор: Фелиция ЛоуВсе о моем теле: 50 важных советов для идеального здоровья и внешнего вида. Автор: Джерри Бэйли.Азбука здоровья .Автор: Наталья ЧубНазвание: Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя детского сада.Автор: Тонкова – Ямпольская Р.В. Черток Т.Я.Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка // День начинается с чудес. М., о личной гигиене. Коростылёв В. Королева Зубная щётка. М., 2000. О том, как надо правильно питаться; о лекарственных растениях и витаминах;Кончаловская Н. Про овощи // М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. – Л., 2000. Приложение 1Беседа по ЗОЖ "Закаливание организма. Виды закаливания" Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Беседа по ЗОЖ "Закаливание организма. Виды закаливания"Цель: Познакомить с методами закаливания, развивать интерес к здоровому образу жизни.1. Вступительное слово. Кто знает, что такое закаливание? Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура. Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма При закаливании повышается неспецифический иммунитет. 2. Виды закаливания: 1. Пассивное - проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается. 2. Активное - систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).Закаливание может быть общим или местным. При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холод уязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.3. Формы закаливания.Формы закаливания могут быть различными: ванны - солнечные, воздушные, световоздушные; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.Факторы закаливания:1. солнце2. воздух3. вода4. Основными принципами закаливания являются:1. систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);2. постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;3. проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;4. учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;5. возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.5. Специальные закаливающие процедуры.Солнечные ванны.При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме - солнечный и тепловой удары, ожоги и т.п.Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: острые инфекционные заболевания, обострения хронических неинфекционных заболеваний, декомпенсированные пороки сердца, онкологические заболевания, истощение, психические заболевания, фотодерматозы и др.Воздушные ванны.Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.Водные процедуры.Закаливание носоглотки.Носоглотка - одно изхолод уязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой.Обливание стоп.Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания - 25-30 сек. Температура воды вначале 28-27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.Ножные ванны.Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды - 30-28 градусов, конечная - 15-13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1-2 градуса. Длительность первых ванн - не более 1 минуты, а в конце - до 5 минут; она возрастает постепенно.Хождение босиком.Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли.Обтирание.Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина.Обливание туловища.Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20-25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом - не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов.Купание в открытых водоемах.Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.6. Подведение итогов.Что нового для себя вы узнали из нашей беседы? Приложение 2Консультация для родителей на тему: «Закаливание в домашних условиях»Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Правила закаливания детейЗакаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.Основные эффекты закаливающих процедур:укрепление нервной системы,развитие мышц и костей,улучшение работы внутренних органов,активизация обмена веществ,невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха.При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:проводить закаливающие процедуры систематически, увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно, учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры, начинать закаливание в любом возрасте, никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка, избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце, правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов, закаливаться всей семьей, закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем, в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.Основные факторы закаливания – природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.Закаливающие воздушные процедурыПроветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 °C. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате.Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 °C на 15-30 минут. Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 °C. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 °C. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения.Воздушные ванны во время пеленания. Малыша оставляют голеньким напелена льномстолике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут. Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев.При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть!Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.Традиционные водные процедурыДля детей с самого рождения: общие ванны с обливанием. Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 °C. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 °C ниже, чем в ванне (около 26 °C). Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре. После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды 18-20 °C. Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа.Обливая малыша, приговаривайте: “с гуся – вода, с (имя ребенка) – худоба!”Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 °C), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 °C. Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают.Для детей общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к пред-стоящей процедуре. Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 °C зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 °C. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды).Интенсивные методы закаливанияК интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.Основные виды контрастных закаливающих процедурконтрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ,сауна, русская баня.Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 °C, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барах тает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 °C. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” – 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать. Приложение 3Конспект НОД в подготовительной группе по профилактике осанкиПодготовила воспитатель: Чернышова К.В.Конспект НОД в подготовительной группе «Пластилиновые человечки»Описание материала: Предлагаю вам занятие непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по профилактике осанки. Занятие, направленно на воспитание здорового образа жизни.Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация, социализация, конструирование.Цель:Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.Предварительная работа: лепка из пластилина человека.Раздаточный материал: кусочки шерстяной нитки, доска для лепки, детали конструктора « Лего».Ход НОДВоспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем следить за осанкой пластилиновых человечков. Послушайте и отгадайте загадку:В организме, что у насКак для здания каркас?Что нам в жизни помогает,Став опорою для нас?Воспитатель: Роль позвоночника в организме человека велика. Чтобы вырасти стройными и красивыми вы должны помогать своему позвоночнику. Для этого вы должны соблюдать правильную осанку, как это делать вы узнаете, и многое вспомните сегодня.Поиграем с нашими человечками. Роль позвоночника у пластилиновых человечков будет выполнять ниточка. Поставьте человечков на дощечку, наклоните его вправо (влево).- Что при этом происходит с позвоночником-ниточкой?- А что будет, если человечек достанет до кончиков ног?Сейчас мы с вами проведем эксперимент.Сконструируйте из лего кровать, стул, стол. (Дети выполняют работу).Посадите за стол человечков так, чтобы у них сохранилась правильная осанка, т. е. позвоночник-ниточка должен быть ровным.- Объясните, как должен сидеть человек.(Ноги должны ровно стоять на полу, спина прямая, колени не должны быть приподняты, стол не должен быть слишком высоким или слишком низким).Посадите неправильно человечка за стол.- Что происходит с позвоночником?- Каким станет позвоночник, если человек постоянно так будет сидеть?А теперь положите человечков на кровать:- на спину;- на живот;- на бок;- согнув колени;- калачиком.Что происходит с ниточкой-позвоночником?(походу действий ведётся беседа)Воспитатель: Если день за днём принимать в постели неправильные позы, позвоночник может искривиться.ФизкультминуткаЧтобы ровной была спинка,Очень нам нужна разминка.Нужно встать, не зевайИ за мною повторяй.(Дети проходят по дорожке с мешочками на голове).Воспитатель: Мы наблюдали с вами за пластилиновыми человечками. Хотите проверить на себе все позы для правильного развития позвоночника. Давайте сконструируем для себя стул и кровать. Из чего мы можем конструировать?(Дети выбирают материал и выполняют работу).Мы на стуле посидим,За осанкой последим.Чтоб согнулся позвоночник,Мы конечно не хотим.(Дети показывают, как правильно нужно сидеть).Раз легли вы на кровать,Нужно правильно лежать.Свои острые коленкиК животу не поднимать.(Дети показывают, как правильно нужно лежать).Воспитатель: Сегодня на занятии мы не только играли, но и рассуждали на очень важную тему - правильная осанка. Давайте будем каждый день помнить о том, как нужно правильно сидеть и лежать.Приложение 4Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в подготовительной группе детского сада. Приложение к проекту «Будь здоров!»Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в подготовительной группе детского сада. Приложение к проекту «Будь здоров!»Цель:Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.Беседа о витаминах:- Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).Никогда не унываюИ улыбка на лице,Потому что принимаюВитамины А, Б, С.Очень важно спозаранку,Есть за завтраком овсянку.Черный хлеб полезен намИ не только по утрам.Помни истину простуюЛучше видит только тот,Кто жует морковь сырую,Или сок морковный пьёт.От простуды и ангиныПомогают апельсины.И неплохо есть лимонХоть и очень кислый он.- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,И тогда ты точно будешь очень строен и высок.2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любитьЕшь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.И Сереже и Ирине всем полезны витамины.5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).- Почему на дереве выросла морковь?- Чем полезно молоко?- Какой витамин в свекле?- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.Приложение 5Дидактические игрыПодготовила воспитатель: Чернышова К.В.Дидактическая игра «Купаем куклу»Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.Оборудование: ванночки, куклы- голыши, полотенца (салфетки), «мыло» (по количеству детей).На столах у детей стоят ванночки, рядом все необходимые атрибуты. У воспитателя на столе аналогичные предметы.Воспитатель. Дети, вы научились мыть правильно ручки, научили этому куклу Катю. У вас есть свои куклы, которые тоже хотят быть чистыми. Давайте вспомним, что нужно сделать сначала?Дети. Намочить тело куклы водой, взять мыло, намылить, смыть мыло водой, вытереть насухо полотенцем.По мере называния воспитатель предлагает детям эти действия выполнить, показывая пример на своей кукле.По окончании выполнения всех действий воспитатель предлагает желающим детям ещё раз искупать свою куклу..Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет)».Цели: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах. Пара, которая первой закроет все клетки на большой карточке - выигрывает.Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.«Полезные и вредные продукты»Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.Оборудование: картинки с изображением различных продуктов, два обручаХод игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.Дидактические игры «Питание»Витаминный бильярд Цель: учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм. Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с буквами. Лопаточки для передвижения шариков. Поварята Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности составленного блюда. Описание игры: наборное полотно с комплектами предметных картинок различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню. Игровая ситуация «Готовим завтрак, обед, ужин». Вариант: «Приготовим обед для человека, который заболел». Во фруктовом царстве, овощном государстве Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей появления на Руси овощей и фруктов. Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов имитация трона-рамки. Составить монолог героев-фруктов, овощей. Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе». Грибники Цель: воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Дать понятие о разнообразии блюд приготовленных из грибов. Знания о специфике заготовки впрок, развивать умение различать грибы съедобные и ядовитые.Описание игры: набор картинок, плоскостные модели посуды. Игровая ситуация «Заготовка грибов», «В лес по грибы». Кто в домике живет? Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека. Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания. Рассматривание картинок, разрешение проблемных ситуаций по заданию воспитателя. Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием: белки, жиры, углеводы, витамины. Вариант 2. Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней написано. Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации: - Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты? - Будет мало есть каши и хлеба?- Будет много есть сладостей? Витаминный домик Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о витаминах, содержащихся в пище. Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за которыми написаны буквенные обозначения витаминов. По названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится. Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет. Назови, одним словом Цель: учить классифицировать овощи и фрукты. Описание игры: карточки с изображением овощей и фруктов. Игровая ситуация «Что растет в саду, в огороде» Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?Приложение 6Конспект беседы в подготовительной группе с элементами проектной деятельности "Быть здоровым – это модно?"Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Конспект беседы в подготовительной группе с элементами проектной деятельности "Быть здоровым – это модно?"Описание материала: конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему "Быть здоровым – это модно?". Это конспект беседы по образовательным областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", целью которой является формирование у ребят активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни.Цель: сформировать активную жизненную позицию у дошкольников по ведению здорового образа жизни.Задачи:Образовательные:формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью;формировать понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы;формировать понимание, что здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив с другими детьми и взрослыми;дать определение понятию здоровье;дать определение понятию привычка;выявить вредные и полезные привычки.Развивающие:развивать кругозор детей;развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитательные: воспитывать навыки соблюдения полезных привычек;воспитывать внимание, терпение, потребность в здоровом образе жизни и умение работать в коллективе.Оборудование:Магнитная доска, магниты, проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.Продолжительность: 30 минут.Ход беседы1. Вступительное слово воспитателя (слайд 1 – картинка на тему «здоровый образ жизни). Ребята, мы часто слышим по телевизору, что необходимо вести правильный образ жизни. Кроме этих разговоров транслируется много различных проектов, которые пропагандируют здоровый образ жизни: спортивные передачи, развлекательные проекты. Получается, что быть здоровым – это модно? Ребята, а как думаете, что такое здоровье? Что значит вести активный здоровый образ жизни?(Ответы дошкольников).Проектором высвечиваются картинки, подтверждающие правильность детских ответов (Слайд 2):- занятия спортом;- прогулки на свежем воздухе;- водные процедуры;- правильное рациональное питание.Ребята, обратите внимание, как красиво выглядит ребенок, который любит спорт: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы; здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив с другими детьми и взрослыми;2. Беседа о вредных привычках. Но есть привычки, которые прочно сопровождают человека всю жизнь. А что такое привычка? (Ответы дошкольников).Проектором высвечиваются картинки, подтверждающие правильность детских ответов (Слайд 3).Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным.Ребята, а какие у вас есть привычки? (Ответы дошкольников).А все ли привычки являются полезными, мы сейчас выясним. Вы разделены на 2 подгруппы. Ваша задача выбрать из предложенных картинок 2 вида привычек: полезные и вредные. Картинки, выбранные дошкольниками:1-ая подгруппа выбрала картинки с полезными привычками – детям необходимо:- мыть руки перед едой;- чистить зубы утром и вечером;- принимать душ после занятия спортом;- - делать зарядку каждое утро;- начинать каждый день с хорошего настроения.2-ая подгруппа выбрала картинки с вредными привычками – детям нельзя:- играть в компьютер больше 30 мин.;- читать книгу лежа;- есть фрукты немытыми;- принимать пищу в любое время;3. Игра “Ребята-зверята”.Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.На минуточку представим, что зверятами мы стали.Девочки и мальчики прыгали как зайчики.Покажите-ка ребята, как ходит мишка косолапый.Вот болото оглядим и как цапля постоим.Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку.Девчонки и мальчишки, вы – веселые мартышки.Покажите высший класс – вы – орлы сейчас у нас.Льва представьте поскорей, помните, он – царь зверей!Не устали? Все в порядке? Поскакали на лошадке!Посмотрите-ка, на льдине симпатичные пингвины.Вы, ребята, молодцы! Получите леденцы!4. Проектная деятельность. Ребята, предлагаю каждой команде выполнить следующее задание. Задача первой подгруппы – нарисовать рисунок, который бы отражал жизнь человека, у которого есть только полезные привычки. Задача второй подгруппы– нарисовать рисунок, который бы отражал жизнь человека, у которого есть только вредные привычки. В конце работы желающие из подгрупп выходят для защиты своего проекта.5. Защита проектов 1 и 2 группы. 6. Итоги занятия.Дети, вы представили замечательные проекты, а я предлагаю вам свой проект на тему "Быть здоровым – это не модно! Быть здоровым – это полезно!" (слайд 5).Ребята, желаю вам только хороших привычек, а от плохих побыстрее избавиться! Будьте здоровы! Приложение 7Конспект занятия по ознакомлению со здоровым образом жизни в подготовительной группе с использованием ИКТ«Путешествие в страну здоровья»Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Конспект занятия по ознакомлению со здоровым образом жизни в подготовительной группе с использованием ИКТ«Путешествие в страну здоровья»Цель:- формировать у детей навык здорового образа жизни;- закреплять знания о пользе витаминов, правильном питании и правилах личной гигиены;- развивать познавательно - эмоциональный интерес;- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, уважительное отношение друг к другу;ХОД НОД:Воспитатель:Вместе руки поднимите!Превосходно! Опустите.Встаньте прямо, улыбнитесь,Наклонитесь, разогнитесь,Снова руки поднимите!И еще раз опустите.Да, разминкой я довольнаИз ребят никто не боленВместеКаждый весел и здоров,К приключениям готов!Слайд 1Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо от доктора Айболита. Послушайте, что он пишет: " Здравствуйте, ребята! Сейчас я нахожусь в стране Здоровья. В этой стране случилась одна неприятность: все жители забыли, как необходимо заботиться о своем здоровье. Не могут понять, что нужно делать, чтобы оставаться здоровыми как раньше. Пока жители не запутались окончательно, нужно поскорей помочь им. Очень надеюсь на вашу помощь! Доктор Айболит.Воспитатель: Давайте попробуем помочь Айболиту? А прежде, чем мы будем помогать Айболиту. Мы вспомним, что значит быть здоровым. И как здоровье необходимо беречь.Дети: (отвечают)Воспитатель: Для этого нам пройдется отправиться в страну Здоровья. Айболит прислал нам карту, по которой будет легко найти дорогу. Вы готовы к путешествию?Дети: Да!Воспитатель: Ребята, скажите, на чем мы можем путешествовать?(автобусе, машине, корабле и других видах транспорта). Угадайте, на чем мы отправимся в путь?Братцы в гости снарядились,Друг за друга уцепились.И помчались в путь далек,Лишь оставили дымок. (Поезд)Слайд 2Воспитатель: Прошу всех занять свои места, наш поезд отправляется в путь! Слайд 3Воспитатель: Вот мы и приехали в страну Здоровья, вот она какая и1 - я станция " Продуктовая" Слайд4Воспитатель: Ребята мы прибыли на первую станцию, которая называется " Питанинка". Ребята, нас встречаю доктор Айболит. Давайте послушаем, что он нам рассказывает!Айболит: Здравствуйте милые дети! У нас случилась большая беда: мы совсем забыли, как правильно питаться. Мы незнаем, что вредно, а что полезно есть. С каждым днем нам становится все хуже и хуже. Ребята помогите, нам, пожалуйста, разобраться, что нужно есть, чтобы не заболеть?Воспитатель: Поможем?Дети: Да, поможем!Загадки про овощи. Слайд 5Сидит бабушка на грядках,Вся она в заплатках,А заплатку оторвешь-Заплачешь и уйдешь. (Лук) Уродилась на славу,Кругла, бела, кудрява.Кто очень любит щи,Меня в них отыщи. (Капуста) Был зеленым и маленьким,Стал большим и красненьким. (Помидор) Меня копали из земли,Пекли, жарили, варилиА потом все съелиИ всегда хвалили. (Картофель) Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы) За кучерявый хохолокИз норки лисичку поволок.Трогаешь — гладкая,Кушаешь — сладкая. (Морковь) Вверху — зеленая,Внизу — красная,В землю вросла.А что же это? (Свекла)Загадки про фрукты. Слайд 6Он похож на апельсин,С грубой кожей, сочный.Недостаток есть один –Кислый он уж очень.. (Лимон)Этот фрукт как неваляшка,Одет в желтую рубашку.В саду покой нарушив,С дерева сорвалась… (Груша) Он похож рыжий мяч,Только уж не мчится вскачь.В нём есть С витамин —Это спелый …(Апельсин)На сучках висят шары,Посинели от жары. (Слива)Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослые,И маленькие детки. (Яблоко)Воспитатель: Это все вредные или полезные продукты?Дети: полезные.Слайд 7Воспитатель: Правильно. А теперь поиграем в игру. Поможем повару из страны Здоровья убрать вредные продукты,. Чтобы готовить обед только из полезных.Надо кушать на обед помидоры,Фрукты, овощи, лимоны.Кашу – утром, суп – в обед.А на ужин – винегрет.Ну, а если свой обедТы начнешь, с кулька конфет.Жвачкой импортной закусишь.Шоколадкой подсластишь.То тогда навернякаВаши спутники всегдаБлизорукость, бледный вид,И неважный аппетит.Воспитатель: Молодцы, ребята, жители вспомнили, как правильно питаться! Ребята мы можем отправляться дальше в свое путешествие по стране.3- я станция «Спортивная» Слайд 8Воспитатель: Мы с вами попали на станцию, на которой все жители занимаются, как вы думаете чем?Дети: СпортомВоспитатель: правильно, спортом! – Ведь народная мудрость гласит: - «Двигаясь больше – проживешь дольше». Давайте мы с вами вспомним физкультурные упражнения, а помогут нам веселые зверята.Физкультминутка. На лесной полянке,Звери делают зарядку.Заяц головой вращает –Мышцы шеи разминает.Делает старательно каждое движенье,Очень нравится это упражненье.Полосатенький енот,Изображает вертолет:Лапками машет назад и вперед,Словно собрался в далекий полет.Серый волк немного сонный,Выполняет он наклоны:«Ты волчишка, не ленись!Вправо, влево наклонись,А потом вперед, назад,Получишь бодрости заряд!Слайд 9Игра «Найди и убери летний вид спорта»Воспитатель: Друзья мы немного отдохнули, а теперь можем продолжить наше путешествие. И сейчас мы прибываем на станцию «Чистотеево»3 –я станцию «Чистотеево» Слайд 10«Разгадайте загадки»Слайд 11Лёг в карман и караулю:Рёву, плаксу и грязнулю.Им утру потоки слёз,Не забуду и про нос. (Носовой платок)Воспитатель: Молодцы!Слайд 12Гладко и душисто, моет очень чисто.Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло)Ребенок читает стих-е.У мыла есть забота,Мыло ходит на работу,Сашу мылит, отмываетЧасто в гости приглашает.Приглашенье принимай, мыльце ты не забывай!Слайд13На себя я труд беру:Пятки, локти с мылом тру,И коленки оттираю,Ничего не забываю. (Мочалка)Молодцы! А для чего нужна мочалка? Когда мы моемся с мочалкой?Вот раскинулась мочалка,Ей спины твоей не жалко,Пенит, мылит, отмывает.Телу чистоты желает.Ты с мочалкой дружи,Где что грязно-ей скажи.Грязь на теле-не беда-Ототрет все без труда.Слайд14Вытираю я, стараюсьПосле бани паренька.Всё намокло, всё измялось -Нет сухого уголка. (Полотенце)Воспитатель: Полотенце должно быть у каждого свое. У нас в саду у детей свое у каждого, и у воспитателей тоже. Никто чужим полотенцем не вытирается. Почему? Ответы.Ребята, есть полотенца для рук и лица, есть для ног. Можно ли вытирать полотенцем для рук ноги? И наоборот? Ответы детей.Молодцы!Слайд15Хожу-брожу не по лесам,А по усам, по волосамИ зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей. (Расческа)Воспитатель: А вы знаете, зачем нужно расчесывать волосы? Может, это и не нужно вовсе? Ответы.И расческа тоже должна быть у каждого своя. Расчески бывают разные: гребешки, массажные щетки. А из чего делают расчески? Ответы.Слайд 16Кто считает зубы намПо утрам и вечерам. (Зубная щётка)Воспитатель: А зачем нужно чистить зубы? Ответы.А сколько раз в день нужно чистить зубы? Ответы.Ребята, у каждого человека зубная щетка должна быть своя, и менять ее надо через 2-3 месяца? Как вы думаете, почему? Ответы.Слайд 17- Ребята, вам знакомы с этими предметами?- А как можно назвать эти предметы одним словом? (ответы детей)Это предметы личной гигиены.ФизкультминуткаКто умеет чисто мыться?Кто водички не боится?Это – мы, это – мы,Это, это, это – мы!Умываться мы умеем,Моем руки -вот так; вот так,Моем шею - вот так; вот так,Чистим зубки - вот так, вот так.Мы помылись, как большие,Вот мы чистые какие!Посмотри, посмотри!(Проводится игра) или слайд 18Айболит: спасибо вам, ребята, что помогли нам вспомнить как заботиться о своем здоровье, и теперь мы снова будем сильными и здоровыми.Я хочу познакомить вас со Сто обедомСто обед.У меня секретов нет,Я, ребятушки, Сто обед.На зарядку не хожу,С физкультурой не дружу.Айболит: (проводит рукой по спине Сто обеда). Дети, посмотрите какая неровная у Сто обеда спина. На какой из этих знаков она похожа?Слайд 20,21Айболит: А теперь внимательно посмотрите на позу Сто обеда и скажите, почему у него такая кривая спина?(Ответы детей)Слайд22Айболит: А чем опасно неправильное положение человека, когда он сидит сутулясь, скрестив ноги и низко наклоняясь?(Ответы детей)Воспитатель: Запомни, Сто обед, кто плохо сидит, тот себе вредит.(Сто обед пересаживается на большой стул, принимая правильную позу)Айболит: Ребята, а вы слышали такое выражение «У тебя не руки, а крюки». И еще – «Все идет вкривь да вкось, хоть плачь, хоть брось»? Что можно сказать протакого человека, как он выполняет работу? Какие у него мышцы?(Ответы детей)Воспитатель: Вот и наш гость сутулый, потому что у него слабые мышцы – мышцы спины. Чтобы у Сто обеда мышцы были крепкими, его надо научить специальным физическим упражнениям.Дети встают. Проводится физкультминутка на снятие статического напряжения и для укрепления мышц спины:1. «Замочек»,2. «Поплавок»,3. «Лодочка»,4. «Колечко».Дети выполняют знакомые физические упражнения. После окончания садятся на места.Айболит:По улице мостовойШла девица за водой,Несла два ведра с водой.За ней парень молодойНес одно ведро с водой.– Кто из них правильно несет тяжесть, а кто нет? – Сто обед, как ты думаешь?Сто обед. Я думаю мальчик правильно, потому что одно ведро легче нести. Я тоже бы так сделал.Айболит: Ребята, а вы что скажете? Что произойдет со спиной и позвоночником, если мы будем носить тяжести в одной руке?(Ответы детей)Воспитатель: Сто обед, наши плечи как весы, поэтому нельзя нарушать «правило равновесия».Слайд 24Айболит: Ребята, я знаю, что вы все очень хотите пойти учиться в школу. У вас будет много учебников и перед вами встанет выбор, что купить: ранец или красивый портфель? Воспитатель: Сто обед, ты что выберешь?Сто обед. Конечно красивый портфель.Айболит: Дети, какое правило нарушил Сто обед? (ответы детей).Воспитатель: спасибо тебе Айболит за полезные знания, а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания Айболит, до свидания Сто обед.Слайд 25Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?Слайд 26 Приложение 8 КВН в подготовительной группе «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!» Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.Программное содержание: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, формировать привычки здорового образа жизни. Развивать способность к умозаключениям. Воспитывать у детей стремление быть здоровым Наглядный материал: карточки с изображением режимных моментов, карточки для создания мнемотаблиц, иллюстрации с отгадками, набор одежды для плавания: очки, шапочка, купальник, набор одежды для занятия в физкультурном зале: футболка, шорты, чешки, 2 сюрпризных мешочка, группа предметов полезных для здоровья: муляжи овощей и фруктов, игрушки; группа предметов для занятия спортом, игрушки; музыкальное сопровождения для ритмической гимнастики. Оборудование: магнитная доска, магниты, стульчики (полукругом по количеству детей).Организация детей: дети делятся на 2 команды, располагаются свободно, в зависимости от задания. Предварительная работа: подготовка загадок, атрибутов, иллюстрацийХод: Звучит заставка к игре КВН.Воспитатель: Внимание! Внимание! Мы начинаем КВН. Все мы хотим быть здоровыми, сильными, красивыми. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что поможет нам такими стать. В нашей игре будут участвовать 2 команды, для этого мы как на физкультуре рассчитаемся на 1 и 2. (дети считаются на 1 и 2) делятся на команды. Воспитатель: теперь командам надо придумать названия. А чтобы вас можно было отличить от другой команды, мы вам повяжем платочки на шею: одной команде голубые, другой – желтые. Жюри будет наша Олеся Юрьевна.Итак, команды готовы? Приступаем.Конкурс «Загадки» Командам поочередно загадываются загадки.Загадки 1 команде:Ускользает, как живое,Но не выпущу его.Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится. (мыло)Волосистою головкойВ рот она влезает ловкоИ считает зубы намПо утрам и вечерам. (зубная щетка) Вот какой забавный случай:Поселилась в ванной туча.Дождик льется с потолкаМне на спину и бока. До чего ж приятно это!Дождик теплый, подогретый,На полу не видно луж.Все ребята любят…… (душ)Загадки 2 команде:А ком я рас кажу?Говорит дорожка.Два вышитых конца,Помойся ты немножко,Чернила смой с лица!Иначе ты в полдня Испачкаешь меня. (полотенце)Лег в карман и караулитРеву, плаксу и грязнулю.Им утрет потоки слез, не забудет и про нос. (носовой платок)Хожу-брожу не по лесам,А по усам, по волосам,И зубы у меня длинней,Чем у волков и медведей. (расческа)Конкурс «Разминка»Воспитатель: а теперь я вам загадаю загадки, только отгадки вы вслух не произносите, а покажете. Вот гора, а у горы две глубокие норы.В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (нос)Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) У двух матерей по пять сыновей. (руки и пальцы) Два братца, за горой живут и никогда не встречаются. (глаза)Конкурс капитанов Здесь разложена одежда (воспитатель показывает на разложенную одежду)Капитан каждой команды должен определить где можно заниматься спортом в этой одежде. Капитан должен обосновать свое мнение. Конкурс «Режим дня» Воспитатель: что такое режим? (выслушивает ответы детей)Это распорядок дня, то, что мы должны обязательно выполнять каждый день. Например каждое утро мы чистим зубы, завтракаем, придя с прогулки обязательно моем руки… на этих карточках изображены различные режимные моменты. (дает командам комплект карточек)Попробуйте разложить карточки по порядку, одну за другой, так, как вы выполняете распорядок каждый день.Конкурс – эстафета «Поиски на ощупь»Воспитатель: перед вами два волшебных мешка. В них лежит всякая всячина. Слушайте задания.1 команде надо найти на ощупь в мешке и достать в разнос только те продукты, которые полезны для нашего здоровья.2 команде надо найти на ощупь в мешке и достать в разнос только те предметы, которые помогают заниматься спортом.Конкурс «Составь мнемотаблицу» Воспитатель: как известно здоровье надо не только укреплять, но и знать меры осторожности и охраны своих органов.Я предлагаю командам составить мне мотаблицу, выбирая нужные картинки для охраны глаз или ушей.1 команда выбирает карточки о том, что надо знать об охране глаз.2 команда выбирает карточки о том, что надо знать об охране ушей.Ритмическая пауза.Воспитатель: кто спортом занимается, с болезнями не знается. Приглашаю всех на ритмическую разминку. Проводится ритмическая разминка «Танцующие утята» Подведение итогов. Предоставляется слово жюри. Ты с красным солнцем дружишь,Волне прохладной рад,Тебе не страшен дождик, Не страшен снегопад.Ты ветра не боишься,В игре не устаешь,И рано спать ложишься,И с солнышком встаешь.Ты любишь прыгать, бегать,Играть тугим мячом,Ты вырастишь здоровым!Ты будешь силачом!Жюри говорит результаты. Детям раздаются витаминки. Приложение 9Беседа на тему: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».Подготовила воспитатель: Чернышова К.В.ЦЕЛЬ: Научить ребенка заботиться о своем здоровье.Материал: картинки с изображением овощей и фруктов, полезных и вредных продуктов.Ход беседы:- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.- А вы, ребята, пробовали витамины?- Витамины бывают не только в таблетках.- А в каких продуктах есть витамины?Нужно есть больше фруктов и овощей. В них много витаминов А, В, С, Д.- В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).Для лучшего запоминания использовать художественное слово. Никогда не унываюИ улыбка на лице,Потому что принимаюВитамины А, Б, С.Очень важно спозаранку,Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам И не только по утрам.Помни истину простуюЛучше видит только тот,Кто жует морковь сырую,Или сок морковный пьет.От простуды и ангины помогают апельсины.Ну, а лучше съесть лимонХоть и очень кислый он.- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.1) Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,И тогда ты точно будешь очень строен и высок.2) Если хочешь стройным быть, надо сладости любитьЕшь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис.3) Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.4) Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.И Сереже и Ирине всем полезны витамины.5) Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.6) Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Формировании понятий о здоровом образе жизни.- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Приложение 10Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка»Подготовила воспитатель: Чернышова К.В. «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!". Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;- умение правильно строить режим дня и выполнять его;- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;- умение правильно строить режим дня и выполнять его;- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;- уменьшение заболеваемости;- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;- снижение уровня тревожности и агрессивности.Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду. Приложение 11 Консультация для родителей «Крепкий сон — залог здоровья» Подготовила воспитатель: Чернышова К.ВВаш ребенок посещает детский сад. В этом возрасте очень важно отрегулировать ритм сна, особенно во время укладывания и засыпания малыша. Ведь утром он должен рано вставать!Конечно, родители, зная особенности своего ребенка, могут сами решать, когда ему надо готовиться ко сну. Некоторые берут за ориентир детскую передачу «Спокойной ночи, малыши!»Как считают ученые, ночной сон ребенка должен составлять не менее одиннадцати часов. Из этого следует, что ребенка, посещающего детский сад, желательно укладывать спать в 19.00-19.30.Переход от дневной активности к ночному покою должен происходить постепенно. После ужина надо предоставить ребенку немного времени, чтобы вместе с ним «распрощаться» с событиями прошедшего дня. Предложите ему какое-нибудь спокойное занятие: порисовать, поиграть с любимыми игрушками, поговорите о пережитых за день впечатлениях. Это может стать постоянным ритуалом перед отходом ко сну.Включите в вечерний ритуал также раздевание и умывание, два-три раза в неделю полноценное купание. Привычные неспешные действия настраивают ребенка на спокойный сон.Наконец ребенок в кровати. Это самое подходящее время для чтения или рассказывания сказки. Вспомните, как в детстве вы с большим удовольствием слушали вечерние сказки мамы, папы, бабушки или дедушки, ощущали заботу близких людей.И если вам не посчастливилось пережить такие чувства, вы наверняка хотите, чтобы подобное испытал ваш ребенок.Чтение вслух не только доставит огромную радость малышу, но и разовьет его интеллект, фантазию.Что рекомендуется читать или рассказывать вечером перед сном?Нестрашные сказки и выдуманные истории (если у вас богатая фантазия). Можно сочинить историю, героем которой будет ваш ребенок. Он может стать участником пережитых днем событий, которые разворачиваются в знакомом ему месте, с его любимыми игрушками. Героями истории могут быть животные, которых ребенок видел в зоопарке или на картинках. История всегда должна хорошо заканчиваться. Чтобы малыш мог спокойно заснуть.Некоторые дети просят каждый вечер рассказывать одну и ту же полюбившуюся им историю или сказку. Привычные персонажи и их действия, отсутствие чего-то неожиданного успокаивают ребенка.Кроме того, во многих детских сказках как бы скрыты формулировки для засыпания. Произнесите их тихим «сказочным» голосом – ребенок расслабится и медленно заснет.Есть и другие способы облегчить переход малыша ко сну.Убаюкивающее пение. Мамы (бабушки) успокаивает и расслабляет ребенка.Поглаживание. Многие дети любят нежные прикосновения, например, поглаживание по голове, легкий массаж ног или живота.Успокаивающее питье. Пара глотков теплого молока или чашка чая из мелиссы могут способствовать здоровому сну, не давая при этом побочных эффектов.Спутник для сна. Ребенок спокойно засыпает, если рядом с ним его любимый друг – медвежонок или кукла.Чтобы вечерний ритуал не перерос в церемонию, грозящую растянуться на долгое время, чтобы не было слез и капризов, старайтесь придерживаться следующих правил.- Объясните ребенку, что сегодня будет только одна сказка или история. Не идите на поводу таких его просьб, как «Мама, ну еще одну книжку с картинками» или «Еще одну сказку».- Нежно погладьте малыша, поцелуйте, дайте ему любимую игрушку: «Медвежонок будет охранять твой сон!»- Детей поддерживает близость родителей, они чувствуют себя рядом с ними в безопасности. Скажите ребенку спокойным голосом: «Теперь спи. Мы все рядом, ты не один». Выключите свет и тихо выйдите из комнаты.- Некоторым детям помогает, когда горит ночник или дверь остается приоткрытой