"Гитара в школе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Гитара в школе"
Автор: Зарипов Ирек Ансарович

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования«Детская музыкальная школа» «Гитара в школе» Структура программы учебного предмета
  • Пояснительная записка
  • - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;- Срок реализации учебного предмета;- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;- Форма проведения учебных аудиторных занятий;- Цели и задачи учебного предмета;- Обоснование структуры программы учебного предмета;- Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  • Содержание учебного предмета
  • - Сведения о затратах учебного времени;- Годовые требования по классам;
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Формы и методы контроля, система оценок
  • - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;- Контрольные требования на разных этапах обучения;
  • Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • - Учебная литература;- Учебно-методическая литература;- Методическая литература ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «гитара», далее - «Специальность (гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (ФГТ).Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на гитаре, умений и навыков сольного исполнительства, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в данной сфере образования направлено на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а из числа наиболее одаренных - на их дальнейшее профессиональное образование.Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Обучение игре на гитаре включает музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс - 5 лет.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО «Камско-Устьинская детская музыкальная школа» на реализацию учебного предмета «Специальность (гитара)»:Таблица 1 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока 30-40 минут. Индивидуальная форма обучения позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. 5. Актуальность данной образовательной программы выражается в гуманизации и демократизации образовательного процесса, и его индивидуализации. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, способствующего формированию таких качеств, как самоконтроль, уважение к окружающим, целеустремленность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.6. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)» Цели: Обучение учащихся исполнению на инструменте и овладение знаниями, умениями и навыками игры на гитаре, позволяющими выпускникам приобретать собственный опыт музицирования, обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения нот с листа;приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;формирование у одаренных учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения. Задачи:развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на гитаре, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение и как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;выявление творческих способностей учащихся и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации, на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков;6. Обоснование структуры программыОбоснованием структуры программы учебного предмета «Специальность (гитара)» являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
  • учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;описание дидактических единиц учебного предмета;требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. в соответствии с данными направлениями строится основной раздел
  • программы «Содержание учебного предмета».
  • 7. Методы обученияИндивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный: (рассказ, беседа, объяснение);практический: (выработка игровых навыков, работа на инструменте,
  • упражнения);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем
  • игровых движений и приемов игры на гитаре);
  • объяснительно-иллюстративный: (игра педагогом произведения
  • ученика с комментариями);
  • репродуктивный: (повторение учеником игровых приемов по образцу
  • преподавателя);
  • аналитический: (сравнения и обобщения, развитие логического
  • мышления);
  • - тактильный.
  • Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на гитаре. 8. Описание материально-технических условийреализации учебного предметаМатериально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА1. Сведения о затратах учебного временипредусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия: Учебный материал распределяется по годам обучения (классам). Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.Виды внеаудиторной работывыполнение домашнего задания;подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • залов, музеев и др.);
  • участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-
  • просветительской деятельности образовательной организации и др.
  • Таблица 2Срок обучения – 5 лет Годовые требования по классамСрок обучения – 5 летТребования по специальности для обучающихся на гитаре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но осваиваются в несколько сжатой форме и частично перемещены с учетом возрастной специфики учащихся. Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, при этом общий уровень сложности может быть несколько ниже, чем по программе 8-9-летнего срока обучения. Несколько большее внимание следует уделить формированию навыков аккомпанемента в младших классах. Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную реализацию творческий потенциал ученика.Первый классЗнакомство с инструментом. Устройство инструмента и названия частей гитары. Акустические свойства, создание звука и особенности инструмента. Посадка гитариста и постановка правой руки, организация целесообразных игровых движений. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Аппликатурные обозначения. Освоение приема «тирандо» и «апояндо». Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам. Постановка левой руки. Позиция. Игра большим пальцем правой руки с привлечением левой руки в средних позициях (V–VII). Первоначальное освоение более низких позиций (I–IV). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, ознакомление с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов в правой руке. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки. В течение учебного года рекомендуется освоить с учеником 20-30 пьес: народные песни, мелодии песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Для учащихся целесообразно освоение легких пьес с мелодией и басом. В этот период желательно проходить большой объём музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, уделить особое внимание к звукоизвлечению. Гаммы:До мажор, Ля минор.Упражнения с №1 по №19 (А.В. Катанский)Примеры программ переводного зачета:Вариант 1 «Во саду ли в огороде» РНП Вальс В. Калинин«Елочка М. КрасевВариант 2 Этюд В. Калинин «Перепелочка» БНП «Цыплята» А.ФилиппенкоВариант 3 Карулли Ф. Андантино соль мажор Каркасси М. Андантино ля минор «Нiч яка мiсячна» украинская народная песняВариант 4 Кригер И. Бурре «Как по морю», обр. А.Иванова-Крамского Таррега Ф. Этюд До мажорВариант 5 Каркасси М. Прелюд ля минор Иванов-Крамской А. Танец Таррега Ф. Этюд ми минорВторой классРазвитие музыкально-образного мышления. Знакомство с элементами полифонии. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Продолжение работы над постановкой рук, свободой игровых движений. Работа над чередованием пальцев правой руки по одной струне и качеством исполнения «тирандо» и «апояндо». Динамика звучания. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Расширенная и суженная позиции. Развитие начальных навыков смены позиций, чтения нот с листа, аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи.Работа над переходами со струны на струну. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простом музыкальном материале. Развитие техники баррэ.В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая этюды. Для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами полифонии и крупной формы, а также изучение мажорных гамм. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли (с педагогом) и этюды. В исключительных случаях для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 1-2 произведений с элементами полифонии, вариационной или сонатной формы. Гаммы: До мажор, Ля минор, арпеджио; Упражнения №19-32 (А.В. Катанский) Примеры программ переводного зачета:Вариант 1«Маленькая полька» Д. КабалевскийВальс Ф. КаруллиКолыбельная И. ФилиппВариант 2«Как под горкой» РНП обработка В.Калинин«Глупые санки» М. Иорданский«Чернобровый, черноокий» РНП Вариант 3Экосез И. Кюффнер«Грустная песенка» В. Козлов«Да, в огороде» РНП в обработке В. ТокаревВариант 4Карулли Ф. ЛаргеттоИванов-Крамской А. Грустный напев «Мазурка», обр. К.СосиньскогоВариант 5Копенков О. Ведро мороженного Рокамора М. МазуркаКаркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №3Вариант 6Бах И.С. Менуэт ми минорКарулли Ф. Рондо Соль мажорМ. Линнеман Походка хомячкаТретий классРазвитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и «баррэ». Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Развитие беглости пальцев правой руки. Совершенствование исполнения различных видов арпеджио. Развитие беглости пальцев левой руки и техники легато. Работа над координацией действий рук в гаммообразных элементах. Смешанное легато. Работа над сменой позиций в произведениях. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Изучение буквенно-цифровых обозначений аккордов. Знакомство с простейшим аккомпанементом четырехзвучными аккордами.Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Дальнейшая работа над простейшими видами полифонии. Подготовка к изучению крупной формы. В течение учебного года проработать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Изучение минорных мелодических гамм, а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.Гаммы:Ре мажор - си минор, си бемоль мажор - соль минор; Упражнения №32-42 (А.В. Катанский) Примеры программ переводного зачета:Вариант 1«Маленький испанец» В. Калинин«Ах, вы сени мои сени» РНП в обработке В. КалининаЭкосез М. ДжулианиВариант 2«Деревянное колесо» ЭНТКаприччио Я.А. Лози«Барыня» РП в обработке В. Калинина Вариант 3Джулиани М. Анданте До мажорУандерс Д. Кампоморо Кучуков В. Вариации на тему украинской песни «Ой, не ходи Грицю»Карулли Ф. Этюд Соль мажорВариант 4Минисетти Ф. Вечер в ВенецииДжулиани М. Сонатина До мажор, ор.71, №1, I ч.Копенков О. Румба Сор Ф. Этюд си минор, ор.35, №22 Вариант 5Карулли Ф. Рондо до мажорИванов-Крамской А. Вальсобр. М.- Л.Анидо Аргентинская народная мелодия Джулиани М. Этюд ми минор, ор.48, №5Четвертый классРазвитие исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Совершенствование техники аккордовой игры. Совершенствование техники «баррэ». «Расгеадо». Совершенствование техники вибрации. Совершенствование техники легато. Исполнение мелизмов: форшлаг, мордент, группетто. Искусственные флажолеты. Закрепление навыков игры в позициях. Смена позиции с помощью глиссандо. Закрепление навыков игры в позициях. Совершенствование техники аккордовой игры, «баррэ», вибрации и легато. Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления и творческой самостоятельности учащегося. Усложнение ритмических задач. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Развитие навыков аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи.В течение учебного года разучить с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные гармонические гаммы.Гаммы:фа минор, соль минор, ля минор, си минор, до минор гармонический в две октавы с перемещение тоники по шестой струне на II, III, V, VII, VIII позиции.си минор, до минор, ре минор, ми минор, фа минор гармонический в две октавы с перемещение тоники по пятой струне на II, III, V, VII, VIII позиции.Упражнения №43-56 (А.В. Катанский) Примеры программ переводного зачета:Вариант 1«На заре ты ее не буди» А. Варламов«Грациозо» М. Джулиани«Ария» М. КаркассиПьеса М. КаркассиВариант 2 «Маленькая тарантелла» А. Ферро Буре И. Кригер Старинная английская песня «Зеленные рукава» Минуэт И.С. БахВариант 3Калатаунд Б. Болеро ля минорКост Н. Рондо Соль мажорКардосо Х. МилонгаДжулиани М. Этюд ми минор, ор.100, №13Вариант 4Бах И.С. Прелюдия ре минор, BWV 999Копенков О. Рондо ля минорЛауро А. Венесуэльский вальс №2Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №9Вариант 5Бах И.С. Гавот Ми мажор, BWV 1012Сор Ф. Рондо Ре мажорГершвин Д. Летний ритмДжулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48, №9Пятый классФормирование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Углубленная работа над звуком. Разбор произведений итоговой выпускной программы. Исполнение изученных гамм в заданном темпе. Современные колористические приемы игры. Работа над звукоизвлечением. Смена позиции с помощью глиссандо. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах арпеджио. Тамбурин. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах гамм. Дальнейшее совершенствование техники легато. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Соло левой руки. Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений, техники аккомпанемента. Участие в концертной жизни класса и школы. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес, включая полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд.Примеры программ выпускного экзамена:Вариант 1Этюд Э. ПухольВальс Х. СагреросРоманс А. ГомесСонатина Н. ПаганиниВариации на тему швейцарской песни М. КаркассиВариант 2 Этюд Ф. Карулли«Маленькая пьеса» Н. Паганини«Баркарола» Н. Кост«Одинокий пастух» Д.ЛастАрия М. КаркассиВариант 3Гендель Г. ЧаконаАлан Л. Огонь сердцаИванов – Крамской А. ПорывКаркасси М. Этюд ми минор, ор.60, №19 Вариант 4Бах И.С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007Паганини Н. Соната До мажорАбреу С. «Тико-тико» (самба)Дамас Т.– Таррега Ф. Этюд-скерцо Ля мажор Вариант 5 Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10Джулиани М. Сонатина Ре мажор, ор.71, №3, IV ч.Вила-Лобос Э. Шоро №1Пухоль Э. «Шмель» (этюд)III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯДанная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:знать основные исторические сведения об инструменте;знать конструктивные особенности инструмента;знать основы музыкальной грамоты;знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;знать основные средства музыкальной выразительности (динамика,
  • агогика, тембр);
  • уметь самостоятельно настраивать инструмент;уметь самостоятельно определять технические трудности несложного
  • музыкального произведения и находить способы и методы в работе
  • над ними;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением; уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;иметь навык игры по нотам;иметь навыки чтения с листа несложных произведений, необходимые для ансамблевого музицирования и аккомпанемента;приобрести навыки подбора по слуху, так необходимые в дальнейшем будущему аккомпаниатору;приобрести навык публичных выступлений как в качестве солиста, так и участника ансамбля.Реализация программы обеспечивает:наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя вопросы динамики, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;знание художественно-исполнительских возможностей гитары;знание музыкальной терминологии;знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы в соответствии с программными требованиями; в старших классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;умение читать с листа несложные музыкальные произведения;умение подбирать по слуху;навыки воспитания слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;навыки использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК1. Аттестация: цели, виды, форма, содержаниеЦель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)» охватывают все виды контроля:-текущий контроль успеваемости;-промежуточная аттестация учащихся; -итоговая аттестация учащихся.Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.Таблица 3Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение четверти (полугодия) в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его мотивации к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные прослушивания могут проводиться в классе в присутствии других преподавателей, включать в себя элементы беседы с учащимся и обсуждение рекомендательного характера.Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения; выступление ученика оценивается комиссией.Переводные экзамены могут проводиться в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения предмета данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершается обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс. Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах. Критерии оценокДля аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.Таблица 4При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:оценка годовой работы учащегося;оценки за академические концерты или экзамены;другие выступления учащегося в течение учебного года.При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:продемонстрирован достаточный технический уровень владения инструментом;раскрыт художественный образ музыкального произведения;отражено понимание в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений.
  • СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ
  • И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫУчебно-методическая литература
  • Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., Музыка, 2007
  • Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., Престо, 2003
  • Методическая литература
  • Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы I-VII Междунар. науч.-практ. конференций. Тамбов, 2005-2012
  • Кузнецов В. К вопросу о гитарной аппликатуре. // Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.3. М., 2001
  • Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, Музична Украина, 2003
  • Титов Е. Приемы игры на гитаре: от теории к практике. М., Композитор, 2005
  • Нотная литература
  • Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. - М., 1979
  • Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1934
  • Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - М., Музыка, 1984
  • Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко. - М., Музыка, 1984, 1988
  • Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А.Иванова-Крамского. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство,1946
  • Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В.Кузнецов. - М., Дека-ВС, 2004
  • Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. - М.-Л., Государственное музыкальное издательство, 1947
  • Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М., Музыка, 1983
  • Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. гитары. Вып.3 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1992
  • Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. - М., Музыка, 1967
  • гитары. Вып. 1 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1958
  • Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1959
  • Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987