Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Автор: Смирнова анастасия Юрьевна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида №9 пгт.Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края «Мой проект в образовании»Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.подготовила:Смирнова А.Ю.воспитатель высшей квалификационной категориипгт. Ярославский 2018г.Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.1.Актуальность темы.Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В последние годы педагогическая наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенкаЗакон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей̆. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». В настоящее время большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. 2.Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. До 80-ых годов в педагогической деятельности чаще всего применялись и использовались такие формы и методы оказания педагогической помощи родителям как:Педагогическая пропаганда провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.Педагогическое просвещение - практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями. «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практика в детсадах, привлечение их к этой работе» (Н.К.Крупская). Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Анализ психолого-педагогической литературы показывает: чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.3. В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.  В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители,  и воспитатели, и специалисты ДОУ.Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.Проектная   деятельность - форма   учебно-познавательной   активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Ее можно представить как:
  • способ организации педагогического процесса, основанный на    взаимодействии педагога и воспитанника;
  • способ взаимодействия с окружающей средой;
  • поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
  • Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.Преимущества совместной проектной деятельности:1.Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.2.Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей3.Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. 4.Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. 4. Основной целью моей работы   по внедрению проектной деятельности в практику стало активное привлечение к  этому родителей. Работа проводилась в три этапа, констатирующий̆, формирующий̆ и контрольный̆ эксперименты.   Свою работу начала с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого был проанализирован годовой̆ план, перспективный̆ план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.На I этапе (констатирующий):
  • было проведено анкетирование родителей, которое показало:
  • Анкеты, предложенные родителям, были анонимными, в них содержались вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней. Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка. Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями. В результате аранжировке источники по своей значимости распределились следующим образом: из них удовлетворены информацией лишь36,7%на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами. Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы.
  • Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
  • На следующем этапе мною был внедрен и реализован первый совместный с родителями и детьми проект по тематической недели «Земноводные и пресмыкающееся» (родителям было предложено оказать помощь в создании этого проекта, так как не достаточно информации на тот момент было об этих обитателях суши и воды). Родители приняли активное участие в создании этого проекта: они совместно с детьми подготовили доклады по выбору, сочиняли стихи и загадки, мною были разработаны соответствующие конспекты НОД. Итоговым мероприятием решено было провести викторину по данной теме среди детей старшей и подготовительной групп, для которой родители изготовили маски тех земноводных и пресмыкающяхся для своих детей, о которых они рассказывали в течение всей недели. Также совместно с родителями был разработан проект по теме «Мы – граждане России». В ходе которого, родители совместно с детьми подготовили информацию о городах России, о реках и морях и т.д. Мы разучивали стихи, пословицы, поговорки о Родине, пели песни. Познакомились с историей нашего государства. Итоговым мероприятием была проведена викторина среди детей подготовительной к школе группы. Данный проект был представлен на районном конкурсе педагогического мастерства «Поиск. Технология. Успех». Где занял первое место.Следующим совместным проектом явился проект о Приморском крае, где родители и дети подбирали информацию об истории Приморья, его природе и редких животных. В конце проекта мы организовали выставку картин о Приморском крае. Картины были выполнены с помощью техники «пластилинография». Данные работы были представлены на районном методическом объединении «Развитие творческих способностей детей» на базе детского сада №23 с.Сиваковка.Еще одним совместным проектом с родителями и детьми явилсяпроект по патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ничто не забыто» Родители и дети подготовили информацию дедах и прадедах, которые приняли участие в ВОв. Этой информацией мы поделились с детской библиотекой, где помогли в оформлении стены «Звезда памяти», а в детском саду мы провели праздничный концерт и изготовили лет бук с информацией о ВОв и о празднике День Победы. Также часто применяю в своей работе индивидуальные исследовательские проекты, которые были представлены на районных и региональных конкурсах «Юный исследователь».В настоящее время готовится еще один совместный проект с родителями и детьми «Наша семья».Применяя в течение 3лет в работе с родителями проектную технологию стало видно активное участие родителей не только в воспитании детей, но и их активное участие в жизни группы и ДОУ. Для родителей подготовительной к школе группы были подготовлены вопросы о применении и значении проектной технологии в ДОУ. Мнение родителей кардинально поменялось в сравнении с первым их опросом о проектной технологии.В настоящее время практически все родители принимают активное участие во всех мероприятиях группы и жизни детского сада.