Разработка системы сопровождения проектирования и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка системы сопровождения проектирования и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Автор: Виноградченко Наталья Николаевна

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
Средняя общеобразовательная школа №106
ПРОЕКТ
Разработка системы сопровождения проектирования и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Разработчик:
Виноградченко Наталья Николаевна,
заместитель директора
Омск 2018
I. Обоснование актуальности проекта. Проблема, тема, идея.
Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения в деле.
(Ян Амос Каменский)
Введение
Кадровые проблемы для общеобразовательных школ в России в большинстве своем идентичны:
Непрестижность учительской профессии среди выпускников школ;
Низкий уровень заработной платы, пенсионного обеспечения и других социальных гарантий;
Неподготовленность будущих педагогических работников к решению задач, связанных с реализацией стандартов второго поколения на всех уровнях образования;
Рост потребности в педагогических кадрах на современном этапе модернизации российского образования;
Трудности, особенно для педагогов с большим стажем работы, связанные с переходом от предыдущей устойчивой методики проведения урока, к его модернизации, изменением роли учителя и ученика, изменением контрольно-оценочных процедур, причем в короткие сроки;
В отсутствие большинстве школ сложившейся системы непрерывного профессионального роста и развития педагогов в соответствии с их индивидуальными запросами, возможностями, уровнем профессиональной подготовки.
Вместе с тем увлечение новыми технологиями обучения, связанными главным образом, с интенсификацией интеллектуальной деятельности учащихся и учителей, привели к существенному ослаблению внимания к проблеме педагогических кадров вообще.
В таком хаосе проблем нетрудно дезориентироваться опытному педагогу и определиться с выбором своего профессионального образовательного маршрута с целью профессионального роста и развития. Молодой специалист без целенаправленной поддержки погружения в профессию, накопления позитивного опыта педагогической деятельности, выстраивания индивидуальной программы профессионального роста и развития будет, как минимум, осваивать содержание преподаваемой науки. Такой специалист будет передавать, именно передавать имеющиеся знания обучающимся, а не вовлекать его в процесс совместного и самостоятельного овладения знаниями, обеспечивающий личностное развитие школьника, достижения им предметных и метапредметных результатов.
Стратегические документы развития образования в стране: Государственная программа Российской Федерации Развитие образования, Указ Президента Российской Федерации от07.05.2018г. №204 Онациональных целях истратегических задачах развития Российской Федерации напериод до2024года, а также Стратегические цели и задачи, определенные департаментом образования Администрации города Омска на 2018-2019 учебный год, ставят перед школой задачи, направленных на решение вышеперечисленных проблем. Они и должны стать приоритетным направлением в деятельности ОО.
К этим задачам относятся:
обеспечение глобальной конкурентоспособности Российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
совершенствование действующих и создание новых условий для непрерывного профессионального развития, переход к новым аттестационным условиям и форматам национальной системы учительского роста, подготовка учителей для аттестации по новой модели;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
Для реализации таких задач нужен учитель новой формации.
Одними из основных технологий деятельности учителя новой формации является личностно-ориентированные, информационные, проектные технологии. Данные технологии учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочной работе. Задача учителя нового поколения - научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать собственное будущее. Процесс обучения в школе новой формации должен, строится на основе сотрудничества учителя и ученика, направлен на развитие проектных, исследовательских навыков. Особое внимание должно уделяться формированию педагогического мастерства учителя новой формации.
Учитель новой системы обучения должен уметь подбирать и разрабатывать содержание вариативного компонента образования, обеспечивать многоуровневый и личностный характер образовательного процесса посредством проектирования образовательных маршрутов учащихся, умело организовывать ценностно-деятельностный процесс познания, обеспечивающий формирование жизненно важных компетентностей учащихся. Современный учитель должен уметь осуществлять педагогическую диагностику личностного развития каждого обучающегося, фиксируя динамику его интересов. Информационная основа современных образовательных технологий предусматривает высокую информационную грамотность и исследовательскую культуру педагогов.
Учитель нового времени, должен видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, должен решать сложную педагогическую задачу: как одновременно обучать всех по-разному.
Учитель новой формации по требованиям современного общества должен максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека, сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор, должен помочь приобрести такие качества и умения, которые позволят достичь успеха, то есть научить детей быть успешными и помнить о том, что сказал И.А. Аршавский: Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы.
Проект направлен на решение проблемы: противоречие между ожиданиями государства, общества к уровню подготовки и профессионализма современного учителя, способного обеспечить высокое качество образовательного процесса и качество подготовки выпускников школы, и действующей системой профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и состояния методической работы в школах.
Объект – методическая работа в школе.
Предмет – индивидуальная программа профессионального развития как фактор роста профессионализма педагогов, а также совершенствования и повышения эффективности методической работы в школе в целом.
Гипотеза: Деятельность, направленная на мотивацию педагогов к разработке, реализации индивидуальных программ профессионального развития обеспечит непрерывность и результативность процесса профессионального роста и позволит модифицировать методическую работу в ОО и строить ее в соответствии с индивидуальными (групповыми) запросами, возможностями, профессиональными интересами и профессиональной подготовкой.
Актуальность проекта
Зачастую методическая работа не учитывает индивидуальных запросов и особенностей педагогов (качества кадрового состава ОО по уровню профессиональной подготовленности, возрасту, степени овладения современными педагогическими технологиями, профессиональным интересам), также не используются современные, в том числе, индивидуальные методы работы с учителями, особенно молодыми. Кадровый состав школы требует именно таких изменений в методической работе, чтобы учитывались запросы и ожидания в профессиональном развитии 13 (27%) педагогов школы, чей стаж менее 5 лет; учитывались ожидания на обобщение, обмен и передачу лучшего опыта, помощь в освоении и внедрении новых технологий в соответствии с ФГОС учителями стажистами. В ОО 12 (25%) педагогических работников имеет стаж от 20 до 30 лет, 15 (31,3%). Названные категории учителей – наиболее важный объект, на который должны быть направлены усилия по грамотному методическому сопровождению. Для первой категории учителей индивидуальная программа профессионального развития должна строиться на основе диагностики сформированности профессиональной подготовки, выявления запросов и интересов в профессиональном развитии. Помощником в подготовке программы по желанию молодого учителя может быть наставник, руководитель МО, методической службы школы. Категория учителей стажистов делится в свою очередь на две:
- инициативные, трудолюбивые люди с высокой степенью ответственности, принимающие все новое, с увлечением осваивающие современные педагогические технологии, способные быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации, вовлекающие детей в продуктивный процесс самопознания. У них уже высокие профессиональные результаты, поэтому мотивировать таких учителей на разработку новых программ не просто. Здесь необходимы усилия, убеждения в необходимости постоянно отслеживать динамику, иметь возможность обобщать результаты, систематизировать наработки, делясь опытом с молодыми педагогами, быть готовыми к новой форме педагогической аттестации;
- малоинициативные, инертные, зачастую использующие в работе традиционные методики советской школы, выступающие на уроках в роли источника знаний, которые обучающиеся просто должны запомнить и уметь повторить. С такой категорией учителей предстоит самая сложная, кропотливая работа, основанная на личном контакте и убеждениях, а также вовлечениях в методические мероприятия, в которых они окажутся вынужденными активными участниками. Поэтому одной из актуальных и значимых проблем в ОО является создание условий для обеспечения оптимальной методической среды, способствующей профессиональному росту и повышению квалификации каждого педагога.
Средством повышения педагогического мастерства учителя является хорошо организованная методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование, содействует успешному развитию профессионализма и творческого потенциала личности учителя. Считаем, что эффективным приемом здесь будет выступать индивидуальная программа профессионального развития педагога.
Тема проекта: Разработка системы сопровождения проектирования и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Замысел проекта:
Разработки индивидуальных программ профессионального развития педагогов школы с учетом их профессиональных запросов, уровня профессиональной подготовки и сформированности профессиональных компетенций обеспечат целенаправленное устойчивое развитие профессиональных качеств педагогов в соответствии с новыми запросами государства, общества, участников образовательных отношений, подготовку к аттестации по новой модели.
Методическое сопровождение проектирования, разработки реализации индивидуальной программы профессионального развития педагога обеспечит модификацию методической работы по структуре, содержанию, используемым формам. План методической работы школы в итоге будет строиться с учетом запросов педагогов, на основании результатов их развития (динамики) за истекший период.
Профессиональный рост педагогов, обеспеченный процессами разработки и реализации индивидуальной программы профессионального развития педагога обеспечит повышение эффективности образовательной деятельности, направленной на формирование личностных результатов обучающихся, повышение качества образования в целом.
II. Участники проекта: Учителя, педагогические и административные работники ОО
III. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: планомерное совершенствование действующих и создание новых условий для непрерывного профессионального развития педагога, основанное на индивидуальных запросах и потребностях, освоение новых образовательных технологий (в том числе дистанционных), их последующее использование, совершенствование и расширение охвата ими общего количества обучающихся, педагогов, обеспечивающие достижение общей цели – повышение качества образования обучающихся школы.
Задачи проекта:
Обеспечить мониторинг профессионального роста и уровня владения профессиональными компетенциями педагогических работников ОО
Мотивировать педагогов на принятие индивидуальной программы профессионального развития как условия успешного профессионального роста, что в дальнейшем обеспечит стратегическое влияние на результаты образовательной деятельности;
Разработать типовую для ОО модель Индивидуальной программы профессионального развития педагога, обеспечивающую его профессиональный рост и рост уровень владения профессиональными компетенциями
Разработать и апробировать систему оказания методической поддержки педагогов в ОО, имеющих затруднения в вопросах проектирования и реализации индивидуальной программы профессионального развития
Разработать и апробировать систему методической работы с молодыми педагогами в направлении повышения их психолого-педагогической компетентности:
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической и психологической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранению недостатков).
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Модифицировать план методической работы школы, включив:
- выявление обобщенных групп вопросов (запросов) педагогов, направленных на удовлетворение профессиональных интересов, получение новых знаний, расширение педагогических компетенций;
- формирование педагогических сообществ (временных и/или постоянных) в соответствии с выявленными группами запросов;
- проведение семинаров-практикумов (поэтапной системы занятий с изучением теории по определенному педагогическому направлению, освоением и апробацией теоретических знаний в практической деятельности, отработке и внедрению в педагогический процесс новых технологий, позволяющих вовлекать детей в продуктивный процесс самопознания)
- приемы обобщения и распространения опыта лучших учителей: практиковать открытые уроки по темам семинаров-практикумов и обобщенным запросам, выраженным в индивидуальных программах профессионального развития педагога, проводить конкурсы-выставки учебно-методических комплектов, разрабатываемых учителями школы, педагогические конференции, чтения.
- современные (в том числе дистанционные) технологии работы с педагогами по оказанию им индивидуальной (групповой) методической помощи.
IV. Заказчики проекта:
Администрация школы
Родители обучающихся
Социальные партнеры
Департамент образования Администрации города Омска
V.Партнеры проекта:
Организации дополнительного профессионального образования
Департамент образования Администрации города Омска
VI. Сроки реализации проекта: 15.01.2019г. – 15.05.2020г.
VII. Этапы проекта:
I этап – Выбор проблемы и темы проекта (15.10.2018- 20.10.2018)
II этап - Разработка проекта (21.10.2018- 11.11.2018)
III этап – Работа над проектом (15.01.2019- 15.05.2020):
1. Разработка модели Индивидуальной программы профессионального развития педагога (ИППР)
2. Разработка ИППР учителями:
для молодых учителей – совместно с учителями-наставниками,
самостоятельно учителями с высокими профессиональными результатами,
с организацией групповых и индивидуальных консультаций для учителей, испытывающих затруднения в отдельных вопросах профессиональной деятельности
3. Анализ ИППР методической службой: выявление запросов, затруднений, их обобщение, систематизация, структурирование, формирование временных межпредметных творческих групп по интересам и выявленным проблемам
4. Модификация плана методической работы школы: внесение изменений, дополнений в структуру, содержание, планов МО
5. Организация методического сопровождения учебного процесса в соответствии с ИППР и модифицированным планом методической работы ОО
VI Этап - Подведение итогов, анализ деятельности (16.05.2020 – 01.06.2020)
VII.Этапы проекта Разработка системы сопровождения проектирования и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в ОО
Этап проекта
Цель
Мероприятия этапа
Результаты проекта
Риски
Участники проекта
(кто реализует?)
Ресурсное обеспечение
Ожидаемые результаты
I Этап
Выбор темы проекта
15.10.2018- 20.10.2018
Выявить уровень профессиональной подготовки и сформированность профессиональных компетенций педагогов, их соответствие требованиям ФГОС к кадровому обеспечению
Определить по программе эффективность учебного процесса
1. Анкетирование Готовность педагогов к саморазвитию
2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности педагога
4. Диагностика по выявлению сформированности профессиональных и личностных качеств педагога
4. Диагностика эффективности учебного процесса в соответствии с ФГОС
Банк диагностических данных
Риски:
Не все учителя объективно отвечают на вопросы анкет
Эффекты:
Совершенствование учебного процесса
Зам.директора по методической работе,
Заместители директора, курирующие преподавание отдельных предметов
Руководители МО
Педагог-психолог
Диагностический инструментарий
70% учителей объективно оценят свои профессиональные качества
60% уроков соответствуют в полной мере требованиям ФГОС НОО, ООО,СОО
50% педагогов используют в учебном процессе ИКТ
Выявить актуальные проблемы связанные с проф.подготовкой учителя и его умением строить эффективный образовательный процесс, обеспечивающий качественное образование, отвечающий требованиям ФГОС, современным запросам государства, родителей, общества, наметить пути решения проблем
1.Проведение Круглого стола по обсуждению проблем "Что мне сегодня недостает как учителю в профессиональном плане для решения задачи повышения качества образования"
Определение перечня актуальных проблем
Риски:
Не все участники признают связь низких результатов образовательной деятельности с личными профессиональными качествами
Эффекты:
Некоторые учителя изменят свой подход к работе с детьми с низкими учебными возможностями
Методический совет школы
Учителя
Материалы для проведения Круглого стола
50% учителей будут активно участвовать в обсуждении проблемы
2.Проведение совместного заседания методического Совета школы и Творческой группы по разработке ИППР
Определение структурных элементов программы развития педагога
Риски:
Структура программы не охватывает все условия профессионального роста и профессиональных затруднений
Эффекты:
Изучается и перенимается опыт других ОО
Методический совет
Творческая группа по разработке проекта программы
Анализ результатов диагностического исследования
Примеры моделей Программ саморазвития учителя, используемые в др. ОО
Сформулирована проблема
Определена на 50% структура и содержание Программы саморазвития педагога для обсуждения и внесения предложений и изменений педагогическим коллективом
II Этап
Разработка проекта
21.10.2018- 11.11.2018
Кадровое обеспечение разработки проекта
Создание творческой группы по разработке проекта
Творческая группа по разработке проекта из представителей администрации, учителей, педагогов
Риски:
Не все участники группы владеют навыками проектной деятельности
Эффекты:
Работа в творческой группе повышает результативность работы над проектами с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности
Представители администрации, учителей, педагогов
Компьютер с выходом в интернат
Рекомендации по работе над проектами
75% участников творческой группы позитивно настроена на работу над проектом, представляют цель своей работы
Разработка основных положений, этапов проекта
Работа творческой группы над проектом Разработка системы сопровождения проектирования и реализации ИППР педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Разработка основных положений проекта Разработка системы сопровождения проектирования и реализации ИППР педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Риски: недостаточная обоснованность отдельных положений проекта
Эффекты:
Внесены новые предложения по улучшению методической работы и повышению качества образования в ОО
Члены творческой группы: администрация, учителя
Компьютер с выходом в интернет
Анализ результатов диагностического исследования
Структура проекта выдержана, содержание на 80% отражает данные мониторинга
Оценка проекта педагогическим коллективом
Заседания методических объединений
Обсуждение проекта педагогическим коллективом, внесение замечаний, предложений
Риски: Не все педагоги будут активными участниками обсуждения проекта
Эффекты:
Внесены новые предложения по улучшению
Администрация
Педагогический коллектив
Тексты проекта Разработка системы сопровождения проектирования и реализации ИППР педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
40% педагогов примут проект за основу с учетом внесения изменений и дополнений
Доработка проекта с учетом замечаний предложений
Работа творческой группы
Проект Разработка системы сопровождения проектирования и реализации ИППР педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации с учетом внесенных предложений и замечаний
Риски: Некоторые положения проекта в ходе реализации потребуют корректировки в связи с возможными затруднениями
Эффекты:
Появится интерес отдельных педагогов к работе в творческих группах
Члены творческой группы: администрация, учителя
Текст проекта Разработка системы сопровождения проектирования и реализации ИППР педагогов как условие их профессионального роста и модификации методической работы в образовательной организации
Обобщенный перечень предложений, замечаний для внесения изменений
В окончательном варианте проекта учтены 80% замечаний и предложений
III Этап
Работа над проектом 15.01.2019- 15.05.2020
III
1. Обсуждение проекта модели (формы) Индивидуальной программы профессионального развития педагога
15.01-21.01.19
III
2. Разработка индивидуальных программ саморазвития педагогов согласно принятой модели
25.01-15.02.19
III
3. Анализ индивидуальных программ профессионального развития педагогов методической службой: выявление запросов, затруднений, их обобщение, систематизация, структурирование, формирование временных межпредметных творческих групп по интересам и выявленным проблемам
16.02-06.03.19
III.
4.Модификация плана методической работы школы: внесение изменений, дополнений в структуру, содержание, планов МО
11.03-22.03.19
Учет мнений и интересов всех категорий педагогических и административных работников в вопросе содержания, структуры, формы Индивидуальной программы профессионального развития педагога
1. Проведение заседаний методических объединений
Список дополнений, внесений изменений в проект модели ИППР
Риски:
35% учителей откажутся от обсуждения проекта модели ИППР
Учителя предметных МО
Тексты проектов программы саморазвития педагога
Внесены предложения на 10-15 % изменений в содержании и структуре проекта модели ИППР
2. Работа творческой группы по корректировке проекта модели ИППР с учетом внесенных предложений, окончательная доработка
Проект модели ИППР
Часть предложенных изменений могут противоречить назначению документа
Творческая группа по разработке проекта модели ИППР
Бумага, компьютер, материалы итогов круглого стола, протоколы заседаний МО
60% внесенных предложений включены в проект модели ИППР
3. Принятие и утверждение ИППР педагога
Проект модели ИППР принят на заседании педагогического совета, утвержден приказом по школе
25% педагогов воздержались или проголосовали против принятия проекта модели ИППР
Директор школы, администрация, педагоги
Проект ИППР (тексты), книга протоколов педагогического совета
За принятие модели проекта за основу ИППР проголосовали не менее 75% педагогов
Осуществление системного подхода к организации сопровождения профессионального роста и развития педагогов
1. Разработка ИППР согласно принятой модели молодыми специалистами с наставниками
ИППР молодых педагогов
Риски: Не все особенности по планированию саморазвития педагога учтены в ИППР
Эффекты: Выявлены скрытые возможности, потенциал молодых учителей, возросла мотивация на профессию
Молодые педагоги, их наставники, руководители МО
Результаты диагностики
Формуляры программ
Портфолио учителя
100% молодых педагогов разработали ИППР
2. Разработка индивидуальных ИППР согласно принятой модели учителями с высокими профессиональными результатами
ИППР педагогов
Риски: занижены планируемые результаты
Эффекты: Выявлены скрытые возможности, потенциал
Учителя, педагогические работники
Результаты диагностики
Формуляры программ
Портфолио учителя
Не менее 70% педагогов с высокими профессиональными результатами разработали ИППР
3. Консультирование и разработка ИППР согласно принятой модели учителей, испытывающих трудности в вопросах профессиональной деятельности
ИППР педагогов
Риски: Необъективное оценивание сформированности профессиональных компетенций и личностных качеств
Эффекты: повысилась эффективность самоподготовки учителей
Учителя, руководители МО
Результаты диагностики
Формуляры программ
Портфолио учителя
Не менее 90% педагогов, испытывающих трудности в некоторых вопросах профессиональной деятельности разработали ИППР
1. Заседания методических объединений
1.Перечень тем, интересующих педагогов и/или вызывающих затруднения в работе, но не включенных в планы методической работы ОО и планы МО
2. Определены группы учителей, объединенные желанием решения одной проблемы, либо проявляющие интерес к идентичным вопросам профессиональной деятельности
Риски:
Дан не полный анализ информации
Эффекты:
Расширение межпредметных связей, преемственность на разных уровнях обучения
Зам.директора по методической работе
Методические объединения учителей
ИППР педагогов
Компьютер, для внесения систематизированных данных
Качество анализа данных не менее 75%
2.Проведение совместного заседания администрации школы и методического Совета
1.Определение объектов методической работы школы (структура, содержание, формы, методы, целевые группы), требующих изменений с целью модификации плана методической работы
2. Принятие решения о создании временных творческих (проблемных) групп
Риски:
Дан не полный анализ информации
Эффекты:
Внесены предложения инновационного характера
Администрация школы
Методический совет
Анализ обобщенных данных ИППР педагогов
Списки учителей, ориентированных на решение одних профессиональных проблем
Не менее 90% предложений, вносимых с целью модификации плана методической работы приняты.
Не менее 45% учителей включены в состав творческих (проблемных) групп
1.Модификация плана методической работы школы, основанная на проблемно-тематическом планировании, дополнении содержанием, новыми формами, комплексном подходе к освоению вопросов педагогической теории (изучение-освоение-апробация-внедрение), включением групповых мероприятий, в том числе работы творческих и проблемных групп.
1. Проведение заседания методического Совета школы
Модифицированный план методической работы школы
Риски:
В плане отражены не все выявленные запросы, ожидания групп и отдельных педагогов, включены традиционные малоэффективные методы работы
Эффекты:
Мотивация педагогов на экспериментальную и исследовательскую деятельность
Заместитель директора по методической работе,
Методический совет
Компьютер
Анализ ИППР педагогов
Протоколы заседаний МО и совместного заседания администрации школы и методического Совета
Модифицированный план методической работы школы на 80% отражает запросы и проблемы, определенные в ИППР педагогов, на 100% обеспечивает сопровождение молодых педагогов в решении их профессиональных и личностных проблем, задач профессионального роста
Приведение в соответствие планов работы методических объединений плану методической работы ОО
1. Проведение заседаний методических объединений учителей-предметников
Планы работы методических объединений с учетом изменений и дополнений
Риски:
Не все изменения и дополнения учтены в планах МО
Эффекты:
Повысилась заинтересованность участия учителей в работе в МО
Руководители МО
Учителя-предметники
Модифицированный план методической работы школы, ИППР педагогов
Действующие планы работы МО
80% изменений и дополнений внесены в 90% планов МО
Принятие и утверждение модифицированного плана методической работы на 2019-2020 учебный год
1. Проведение заседания педагогического совета
25.03.2019
2. Подготовка приказа по школе об утверждении плана методической работы на 2019-2020 учебный год
План методической работы на 2019-2020 учебный год утвержден
Риски:
10% педагогов воздержались от внесения изменений в традиционный план методической работы
Эффекты:
Повышение качества разработки планов по другим направлениям педагогической деятельности
Директор школы
Педагогический коллектив
Проект Плана методической работы на 2019-2020 уч.г.
План методической работы на 2019-2020 уч.г. принят не менее 90% педагогов школы, утвержден приказом директора школы
III.
5.Организация методического сопровождения учебного процесса в соответствии ИППР педагогов и модифицированным планом методической работы ОО
Согласно утвержденному плану методической работы на 2019-20120 уч.г.
1.Организация методического сопровождения учебного процесса в соответствии с ИППР педагогов
1.Проведение групповых консультаций по объединенным вопросам ИППР
2. Организация индивидуальных консультаций в случае единичных проявлений затруднений или по желанию учителя
3. Работа межпредметных творческих, проблемных групп учителей
4.Обеспечение максимально возможного участия наставников в реализации ИППР молодыми специалистами
Отчеты о проведенных мероприятиях, протоколы заседаний методического Совета и заседаний МО, анализ методической работы, самоанализ деятельности учителей
Отчеты учителей-наставников
Материалы работы творческих групп
Риски:
Не все мероприятия проводятся согласно плану по внешним причинам
Эффекты:
Увеличилось число положительных отзывов родителей о школе
Администрация, педагогический коллектив
План методической работы
ИППР педагогов
Банки диагностических данных
Методические рекомендации
Методическое сопровождение учебного процесса на 70% соответствует ИППР педагогов, на 60% - плану методической работы
VI Этап - Подведение итогов, анализ деятельности (16.05.2020 – 01.06.2020)
Выявить на контрольном этапе уровень профессиональной подготовки и сформированность профессиональных компетенций педагогов, их соответствие требованиям ФГОС к кадровому обеспечению
Определить по программе эффективность учебного процесса
Проведение повторной диагностики
1. Анкетирование Готовность педагогов к саморазвитию
2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности педагога
4. Диагностика по выявлению сформированности профессиональных и личностных качеств педагога
4. Диагностика эффективности учебного процесса в соответствии с ФГОС
Банк диагностических данных
Риски:
Не все учителя объективно отвечают на вопросы анкет
Эффекты:
Заинтересованность отдельных педагогов в совершенствовании программы саморазвития
Увеличение количества родителей, дающих положительные отзывы о ОО
Зам.директора по методической работе,
Заместители директора, курирующие преподавание отдельных предметов
Руководители МО
Педагог-психолог
Диагностический инструментарий
70% учителей объективно оценят свои профессиональные качества
60% уроков соответствуют в полной мере требованиям ФГОС НОО, ООО,СОО
50% педагогов используют в учебном процессе ИКТ
Проанализировать результаты работы над проектом с целью определения направления динамики в развитии профессиональных качеств педагогов в отдельности и положительных изменений в организации методической работы в целом
Заседание методического Совета
Сравнительный анализ результатов работы над проектом
Риски:
Необъективное оценивание результатов
Эффекты:
Повышение качества знаний
Методический совет
Анализ результатов
80% учителей объективно оценят свои профессиональные качества
80% уроков соответствуют в полной мере требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО
70% педагогов используют в учебном процессе ИКТ
Выявление положительных тенденций в работе над реализацией ИППР педагогов
Анализ ИППР педагогами
Отчеты о выполнении ИППР
Риски:
Необъективное оценивание результатов
Эффекты:
Повышение интереса к работе в межпредметных группах по объединенным проблемам
Учителя, педагоги
ИППР педагогов
50% учителей выполнили задачи, сформированные в ИППР,
У 60% учителей отмечена положительная динамика профессионального роста и сформированности профессиональных компетенций.
VIII.Бюджет проекта
Предполагаемые расходы:

Назначение расходов
Сумма
1
Приобретение канцелярских товаров на проведение опросов, издание школьной газеты
1000 руб.
2
Расходы на копирование формуляров ИППР (бумага, заправка картриджей)
1000 руб.
3
Приглашение специалистов дополнительного профессионального образования
10000 руб.
4
Приобретение компьютерной техники, мультимедиапроекторов для использования ИКТ технологий всеми учителями в учебном процессе
100000 руб.
5
Поощрение активных участников акции проекта и творческих групп
50000 руб.
Итого расходы:
162000 руб.
Предполагаемые доходы:

Источники доходов
Сумма
1
Средства, выделенные Департаментом Администрации г. Омска
60000 руб.
2
Средства, выделенные с благотворительной целью партнерами, родителями
30000 руб.
3
Средства премиального фонда заработной платы (на премирование активных участников проекта)
50000 руб.
Итого доходы:
15000 руб.
Дефицит бюджета: 22000 руб.
IX. Заключение.
Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных условиях претерпевают значительные изменения в соответствии с потребностями обновления всей системы образования России. Характер этих изменений объясняется необходимостью реализации идеи непрерывного образования в аспекте личностного, профессионального самоопределения учителя и перехода к программно-целевому принципу организации методической деятельности образовательных организаций с целью обеспечения реализации конкретных программ развития и самообразования каждого педагога.
По словам советского и российского педагога и общественного деятеля Е.А. Ямбурга: С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил. Наш проект дает возможность лучше узнать, чему же пока не научены, к чему не готовы наши учителя. Индивидуальная программа профессионального развития педагога не только позволит открыть эти "белые пятна", но и обобщить, систематизировать, выявить тенденции в рамках всей школы. Пересмотреть всю стратегию методической работы. Посредством изучения индивидуальных программ профессионального развития педагогов определить наиболее действенные, личностно-направленные и комфортные для учителей формы методической работы. Отказаться от традиционного взгляда на методические объединения учителей предметников, как единую структуру, в которой решаются (или делают вид, что решаются) профессиональные проблемы педагогов. В российских школах уже уходят от такого подхода и создаются творческие, межпредметные, проблемные (направленные на решение одной проблемы) группы. Осуществляется комплексный подход к изучению современных вопросов педагогической теории (теория - обсуждение – апробация, внедрение). Эти и другие вопросы методической работы в школе будут решаться более эффективно, целенаправленно, если педагоги школы разрабатывают свои индивидуальные программы профессионального развития и через них доносят свои профессиональные и личностные запросы, проблемы, интересы, ожидания.