«Руководство воспитателем сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста, как условие реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Руководство воспитателем сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста, как условие реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»»
Автор: Тужилина Анна Юрьевна
Статья на тему: «Руководство воспитателем сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста, как условие реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста признается приоритетным направлением развития личности ребенка на этапе дошкольного детства. В формировании у детей дошкольного возраста социальной культуры особо значимым средством является игровая деятельность и ее различные виды. Освоение детьми первоначальных социальных навыков и «включение» их в систему социальных отношений обеспечивается в первую очередь ресурсами игровой деятельности. Игра, по выражению Д.Б. Эльконина, отражает взаимоотношения людей, именно поэтому высокий уровень развития игровой деятельности дошкольников, сформированность у них игровой культуры мотивирует детей на активно-деятельностное общение и стимулирует у них развитие коммуникативных способностей и социальных навыков. Первое место в игровых методах отводится сюжетно-ролевой игре. Социальное воспитание дошкольников предполагает то, что сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности. Выполняя те или иные роли, ребенок учится действовать согласно с нравственными нормами, которые были приняты в человеческом обществе.Существенная роль, по мнению А.С. Макаренко в освоении детьми основами социальной культуры, отводится педагогам. В процессе сюжетно-ролевых игр педагоги создают условия для совершенствования у дошкольников комплекса социальных навыков таких, как:вступить в контакт со сверстниками,установить контакт со сверстником по поводу совместной деятельности;согласовать собственное мнение с мнением окружающих;договориться со сверстниками о теме, цели и действиях;спланировать собственные поступки и деятельность;координировать собственные действия и поступки с действиями и поступками окружающих сверстников; действовать совместно, последовательно выполняя действия;разрешать конфликтные ситуации;элементарно управлять собственным поведением.Вступая в игровое взаимодействие со сверстниками, ребёнок учится совместной жизнедеятельности, упражняется в соблюдении норм и правил, приучается учитывать в собственной деятельности интересы и стремления окружающих т.е. становиться социально компетентным. Посредством разнообразного содержания игровой деятельности обеспечивается проявление у детей активности, инициативы, целеустремленности в создании общего продукта (результата). Существенная роли при организации и обогащении сюжетно-ролевых игр детей отводится педагогам - воспитателям ДОУ. Педагогическое влияние на игры детей мы начинается с наблюдений, выявления интересов детей. В процессе диагностики педагог обращает внимание на начало игры (кто инициатор, как организован сговор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, каковы эмоции играющих), конец игры (было ли логическое завершение, произошел ли сговор на продолжение игры). «Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игры?». «Почему ребенок всегда находится "в тени" игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?», - именно от ответов на эти и другие вопросы зависит тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.В своей работе педагог использует сочетания прямых и косвенных способов влияния на игру детей. Прямое влияние используется только тогда, когда у детей возникают видимые трудности. Педагог влияет на детей через собственное ролевое поведение. Участие воспитателя в игре, как равного партнера позволяет детям осваивать более сложные игровые умения. При этом воспитатель помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Отношения между воспитателем и играющими детьми строятся как равноправные, партнерские. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция воспитателя постепенно меняется. По мере освоения детьми соответствующего их возрасту и возможностям опыта игровой деятельности воспитатель выступает как координатор игровых замыслов и общения детей, оказывает им оперативную помощь в случае затруднений в развертывании сюжета, игровом общении. Когда опыт осуществления игры освоен, воспитатель становится наблюдателем за играми детей и оказывает косвенную (непрямую) помощь при возникающих затруднениях. Педагог старается соблюдать принципы руководства игрой: - эмоционально входить в игру детей - «разделять их восторги и опасения в игре, войти в детское «как будто»;- не уничтожать детскую самостоятельность, навязывая ход развития игры;- руководит накоплением детских представлений как вне игры, так и в игре; - руководит содержанием творческой игры (так как именно содержание оказывает наибольшее воспитательное воздействие); - руководит коллективной деятельностью детей в игре. Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации - способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети. И здесь у воспитателя вновь возникает опасение: «Как же так! Если я стану играть как ребенок, разве дети будут меня уважать и слушаться?» Будут! Будут, так как дети прекрасно отличают мир игры и его законы от законов реального мира. Поэтому по окончании игры они легко переходят к привычной форме общения с воспитателем и, нужно заметить, еще больше уважают взрослого, потому что он замечательный игрок. Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, который заключается в том, что воспитатель должен «мешать» детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. Например, «когда дети собрались ехать в театр на автобусе, вдруг выяснилось, что автобусы не ходят, и мы все вместе стали решать, как добраться до театра... Сошлись на том, что поедем на троллейбусе, и тут же нам подали троллейбус... без сидений. Дети сначала растерялись, а затем вспомнили; чтобы сохранить равновесие - надо держаться. Внезапно кричу: "Ой-ой, я забыла деньги на проезд!" И снова нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке. Ребята весело смеются!..» Как показывает пример, инфантилизация начинается со способности педагога свободно импровизировать по ходу игры, находить неожиданные, а еще лучше, веселые повороты развития событий. Таким образом, педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя:- осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников и учет ее результатов во взаимодействии с детьми в игре; - наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;- поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности (от позиции педагога-партнера к позиции педагога-координатора и педагога-наблюдателя); отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;- ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;- создание современной предметно-игровой среды (например, с использованием полифункционального игрового материала, результатов детской продуктивной деятельности).Организуя сюжетно-ролевые игры в коллективе старших дошкольников (особенно длительные игры), у воспитателя имеется возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения игровых ролей между дошкольниками. С помощью игр можно преобразить взаимоотношения дошкольников внутри группы: в процессе применения методически правильно организованной сюжетно-ролевой игры исчезает категория «непризнанных» детей; симпатии между дошкольниками распределяются более равномерно; становится в целом более благоприятным характер коммуникативного общения детей, а их отношения – «оздоровленными». Рассмотрим, как можно организовать руководство сюжетно-ролевой игрой на примере сюжетно-ролевой игры «Банк». Работа воспитателя строится в двух направлениях:Первое направление - Собственно игровая деятельность.Формы проведения: - совместная с детьми игра, где на первых порах педагог является участником игры. Цель: совершенствовать технику игры, расширять ориентировку детей в социуме, показ способов коммуникации внутри игры.При организации игры впервые, задача воспитателя при реализации данной формы, заинтересовать детей и показать примеры социального поведения, помочь им осуществить выбор роли, показать пути вхождения в роль, показать ролевой диалог, помочь в выборе и использовании атрибутики и предметов заместителей. Воспитатель объявляет, что после нашего занятия (предварительно дети знакомятся с банком на НОД познавательного цикла) на котором мы познакомились с «банком», предлагаю вам поиграть в игру «Банк». Кто хочет со мной поиграть? Я буду банкиром и мне понадобятся: главный помощник, кассиры, охранники, а остальные будут клиентами банка. Давайте подумаем, что будет делать кассир, охранник, клиент? Придумайте, зачем клиент придет в банк?При повторной игре воспитатель берет подчиненную роль, это побуждает детей к активности и создает ситуацию доверия. - Самостоятельная игра детей. Например, воспитатель объявляет, что сегодня в банке выдают выгодные кредиты и каждый сможет его получить на какое-то дело о котором нужно рассказать работнику банка.Цель этого этапа: формировать активную позицию ребенка в игре, расширять сферу его интересов. Самостоятельная игра направлена на дальнейшее развитие сюжета и ролевого взаимодействия детей, например, «Дети обращаются в банк для привлечение денег банка для своего дела». С помощью введения игрового материала дети создают свое пространство (открывают свое кафе, магазин, автостоянку и пр.)При организации игры воспитатель может «включаться» в игру с целью:- обогатить сюжет, разнообразить игровые действия, расширить ролевое взаимодействие, помочь в трансформировании игровой среды и др. При этом воспитатель должен владеть следующими приемами косвенного руководства:- образец ролевого поведения (например, банкир (его роли играет воспитатель) обедает в кафе, беседует с директором кафе, предлагает услуги (вклады, кредитование, страхование кафе), или осуществляет покупки в магазине); - образец ролевого диалога (общается с владельцем магазина, предлагает ему свои услуги, например говорит, что в банке можно открыть вклад на выгодных условиях, предлагает рекламировать кафе, например раздавать в банке приглашения в кафе и др.); - образец трансформирования игровой среды (например открывает рядом свою фирму, салон, заправку); - образец введения разнообразных событий (например, в игру вводятся такие события как, день рождение в кафе, ремонтные работы в банке, пожар в банке и др.); - внесение новых предметов в игру. Этот прием способствует развитию сюжета (например, в банке найдены водительское удостоверение, банк издает новые рекламные банеры или буклеты); - создание проблемной ситуации. Прием развивает активность и самостоятельность ребенка, например, чтобы открыть свое дело нужен определенный набор игрушек, игровых материалов, а его не хватает. Задача ребенка использовать предметы - заместители вместо необходимого оборудования.Второе направление – работа воспитателя по обогащению игровой деятельности детей. Данное направление необходимо для реализации, так как активность у детей есть, а вот знания социальной действительности недостаточные. Отмечено, что в играх отсутствуют профессиональные сюжеты, детям не хватает знаний и впечатлений об окружающей действительности.Формы организации:-познавательная НОД с экономическим содержанием.-тематические игры-ситуации (воспитатель предлагает ситуацию, дети предлагают ее решение).Каждая сюжетно-ролевая игра, используемая в работе с детьми старшего дошкольного возраста: «Семья», «Супермаркет», «Медицинский центр», «Банк» и др. должна содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, которые должны быть интересны детям, вызывать творческую и мыслительную активность. В завершении сюжетно-ролевой игры, задача воспитателя ее грамотно завершить, например, в игре «Банк» можно предложить вернуть все кредиты в банк. (Воспитателю нужно найти или назначить помощника, который будет осуществлять обратный прием денежных средств. Во время приема, педагог стимулирует речевую активность детей. Сотрудник банка искренне благодарит за выбор этого банка и предлагает прийти еще. Совместно с детьми идет обсуждение, как можно с помощью вежливого диалога предложить услуги, произвести впечатление на клиента банка, выйти из необычной ситуации).Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста – процесс творческий и требует от воспитателя навыков коммуникации, активной мыслительной деятельности, фантазии, и конечно же, методической грамотности.Универсальным методом и формой социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность. В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым создаётся возможность для преодоления детского эгоцентризма, перехода на новую ступень социального развития. Именно в сюжетно-ролевой игре ребёнок вынужден становиться на позицию партнёра, учитывая её в своих действиях. Все эти качества несомненно характеризуют социально-развитую личность и являются показателем успешной сформированности социальной культуры, необходимой для жизни ребенка в современном обществе.