Семейный проект по подготовке дошкольников к письму
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейный проект по подготовке дошкольников к письму
Автор: Анисимова Наталья Юрьевна
Вопрос взаимодействия детского сада с родителями является сегодня одним из актуальных вопросов. Основная задача дошкольной образовательной организации - обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через взаимодействие с семьей.В современном образовании одной из наиболее актуальных является проблема формирования психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста, что позволило бы обеспечить успешную адаптацию на новом уровне учебно-воспитательной деятельности в школьном процессе.Письмо является сложным координационным навыком, который требует скоординированной работы мелких мышц кисти, всей руки и правильной координации движений всего тела. Овладение навыками письма - это долгий и кропотливый процесс, который нелегок для всех детей.Именно к 5–6 годам созревание соответствующих областей коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти в основном заканчивается. Важно, что в этом возрасте ребенок готов освоить новые двигательные навыки. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.Беседы с педагогами, мониторинг их работы показывают, что каждый понимает необходимость и значимость такой работы, и большинство педагогов имеют практический опыт.Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, встроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а сознательная творческая деятельность ребенка под руководством и с помощью взрослого.Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырём основным направлениям.- Развитие руки.- Подготовка к технике письма.- Аналитико-синтетическая деятельность.- Формирование элементарных графических умений.Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.Психологи отмечают, что у детей в возрасте 5-6 лет способность оценивать пространственные различия, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения буквенных форм, недостаточно сформирована. Кроме того, детям трудно ориентировать такие пространственные характеристики, как правая и левая стороны, вверх-вниз, ближе-дальше, ниже-сверху, почти изнутри и т. Д. при письме.Точность графических действий обеспечивается мышечным контролем за тонким (тонким) движением руки. Это ловкость пальцев и рук, координация их движений.Таким образом, процесс написания требует от ребенка не только физических и умственных, но и эмоциональных усилий. Любые связанные с ними перегрузки и переутомления оказывают наиболее негативное влияние на овладение графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не его обучение. Важно разработать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручного труда.Основное внимание следует уделить формированию правильной осанки при письме: научить детей правильно сидеть, держать ручку, ставить необходимые предметы на стол, работать самостоятельно и ориентироваться на листе бумаги. Также мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее последовательности и регулярности.Задания должны приносить радость ребенку, не допускать скуки и переутомления.Когда ребенок начинает рисовать, родители, как правило, остаются без должного внимания, так как ребенок держит письменный предмет. Постепенно ребенок усиливает неточное умение обращаться с пишущим объектом во время рисования, окраски и штриховки. Казалось бы, пусть он пишет, как ему удобно, но правила использования пишущего объекта были разработаны не без оснований: они учитывают правильную посадку, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, что выдерживает максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, который научился правильно держать письменный предмет, очень трудно переучить.При письме пишущий объект лежит на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированного большим и указательным пальцами; большой палец чуть выше указательного пальца; подставка на мизинец; средние и безымянные расположены практически перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца предмета письма до указательного пальца составляет примерно 1,5 - 2 см. Конец предмета письма направлен к плечу. Рука находится в движении, и локоть не отрывается от стола. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.Как распознать ненормально сформированный навык?- Неправильное положение пальца: ребенок держит пишущий предмет «щепоткой», «горсткой» в кулаке, большой палец находится ниже указательного или перпендикулярно ему, ручка лежит не на среднем пальце, а на Указательный палец, средний палец находится не за ручкой, а над ней.- Неправильное положение пальцев относительно пишущего объекта: ребенок держит ручку (карандаш) слишком близко к своему нижнему кончику или слишком далеко от него. - Неправильное положение руки: рука повернута так, что верхний конец ручки (карандаш) направлен к себе или от себя. При рисовании или письме кисть висит над столом, локоть висит, локоть и кисть висят.- Неправильное движение руки: рука жестко зафиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы). Слишком большое или слишком небольшое давление при письме и рисовании. - Неправильное положение тела: ребенок принимает неудобное положение, сгибая тело в стороны, ставит ногу под себя, поднимается со стула и т. д.Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.Конечно, детям предпочтительнее давать карандаши, а не маркеры и фломастеры. Так как при рисовании карандашами необходимо надавливание (это способствует развитию силы пальцев). Но в отношении детей с нарушениями двигательной сферы такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также его неравномерное распределение в мышцах кисти и пальцев часто не позволяют им научиться выполнять графические задачи (раскрашивание, рисование, штриховка и т. Д. При правильном удерживании карандаша. быть недоступным или трудным.) их работа может оказаться очень низкой. В таких случаях ребенок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Также может возникнуть негативное отношение к упражнениям по витию графических навыков.Поэтому целесообразно давать маркеры, маркеры, мел в раннем возрасте и позже, если у ребенка есть склонность неправильно держать карандаш, кисть и другие письменные предметы.Список литературы1. Обучение дошкольников грамоте. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия; Школьная Пресса - Москва, 2011. - 192 c.2. Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр "Участие" - Москва, 2011. - 416 c.3. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 128 c.4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов; Академия Развития - , 2007. - 192 c.5. Гризик Т. И. Маленький помощник; Просвещение - Москва, 2011. - 679 c.6. Гризик Т. И. Подготовка к обучению письму; Просвещение - Москва, 2007. - 666 c.