"Как помочь ребенку запомнить буквы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Автор: Решетова Ирина Владимировна

Как помочь ребенку запомнить буквыСо старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы.  Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С), учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове?).  Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать. Опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:
  • Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?
  • Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?
  • Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?
  • Заштриховать букву.
  • Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.
  • Написать букву в большой и маленькой клеточках.
  • Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.
  • Вылепить букву из пластилина, глины, теста.
  • Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.
  •  Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.
  •  Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.
  •  Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.
  • После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.  
  • Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера.  Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.
  • Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.
  • Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.
  • Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.