«Организация развивающей предметно - пространственной среды по ФГОС ДО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация развивающей предметно - пространственной среды по ФГОС ДО»
Автор: Легачева Ирина Сергеевна
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеКуйбышевского района – детский сад «Орлёнок»Проект«Организация развивающейпредметно - пространственной среды по ФГОС ДО»Автор:Легачева Ирина Сергеевна,воспитательг. Куйбышев2017гПояснительная запискаВид проекта: практико-ориентированный.Продолжительность проекта: 2017 – 2018 учебный год.Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.Актуальность: пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть привлекательными. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет адекватно организованная образовательная среда, которая стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательную активность, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, был разработан проект «Организацияразвивающей предметно - пространственной среды группы для детей среднего возраста».Цель проекта: создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Задачи проекта:1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников. 2. Создать условия для полноценного проживания детьми дошкольного детства с учётом их индивидуальных особенностей.3. Вовлекать родителей (законных представителей) и детей в деятельность по созданию комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе.Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Формы работы: самообразование (изучение нормативно-правовых документов, учебно-методических и игровых материалов, анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ, участие в вебинарах по организации предметно-пространственной среды детского сада); организация «Творческой мастерской»; тематические консультации, беседы, родительские собрания, оформление выставок, проведение мастер-класса. Ожидаемые результаты реализации проекта1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников 2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов3. Родители (законные представители) и дети вовлечены в образовательный процесс, т.е являются его полноценными участниками. Этапы и мероприятия реализации проекта:Подготовительный этапИюль 2017г – октябрь 2017гРеализационный этапСентябрь 2017г – апрель 2018г Заключительный этапМай 2018гНормативно-правовая база проектаФедеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г).Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».Годовой план работы ДОУ.Список литературы:В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.Закон Российской Федерации « Об образовании».Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).Приложение 1Анкета для родителей по оценке развивающей предметно-пространственной среды в детском садуУважаемые родители!1. Какую возрастную группу посещает ваш ребенок?2. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.3. Какие из перечисленных условий созданы в группе:а) для художественно-эстетического развития детей;б) развития театрализованной деятельности детей;в) музыкального развития детей;г) развития конструктивной деятельности детей;д) развития экологической культуры детей;е) развития представления о человеке в истории и культуре;ж) физического развития детей;з) формирования у детей элементарных математических представлений;и) развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;развития речи детей;к) игровой деятельности детей.4. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.5. Достаточно ли хорошо освещена групповая комната: столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.6. Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?а) присутствуют в достаточном количестве;б) изобилие творческих работ портит интерьер группы;в) творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.7. Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.8. Принимаете ли вы участие в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе?а) да;б) нет9. Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент?11. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в нашей группе?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений нашей группы?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приложение 2Анкета для родителей«Организация предметно-развивающего пространства воспитанника дома и в ДОУ»1. Знакомо ли Вам понятие «Предметно-развивающая среда»: Да, Нет. 2. Вы владеете информацией о возрастных особенностях развития вашего ребенка? Да, Нет 3. Созданы ли условия для самостоятельной деятельности вашего ребенка дома? Да, Нет 4. Часто ли Вы покупаете игрушки своему ребенку? Да, Нет 5. Часто ли Вы покупаете книги своему ребенку? Да, Нет 6. Доступны ли Вашему ребенку книги для самостоятельного рассматривания? Да, Нет 7. Чем увлекается Ваш сын (дочь)? (перечислить) 8. К чему проявляет склонности, способности? (перечислить)9. Какие игрушки любит Ваш ребенок? (перечислить)10. В какие игры любит играть Ваш ребенок? (перечислить)11. Круг интересов членов семьи (хобби)? (перечислить) 12. Предполагаемые формы участия членов семьи в жизни группы (перечислить). Спасибо! Благодарим за сотрудничество!Приложение 3КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙвоспитанников средней группыТема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды».Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде:предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. доступность среды, что предполагает:2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.Наша задача (воспитателей и родителей) создать для детей такую развивающую среду, чтобы ребенку было комфортно, и он мог развиваться всестороннее.Приложение 4Консультация для родителейК проблеме подбора материалов и оборудования для детского садаОбращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:упорядочение, введение в систему множества материалов;конкретное оснащение группового помещения.Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы: 1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий.Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения.Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее».Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;материалы должны подбирать сбалансировано.В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.Приложение 5Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района детский сад - «Орлёнок»Родительское собрание«Созданиеразвивающей предметно-пространственной среды в новой системе дошкольного образования» Воспитатель:Легачева И.С.Куйбышев 2017 «Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…»В. СухомлинскийЦель: повышение компетентности родителей воспитанниковв построении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ; развитие партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы общности интересов; вовлечение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы. Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении:Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением развивающей предметно-пространственной среды детского сада.Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда дошкольнику?Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю?Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:Содержательно-насыщеннойПолифункциональнойТрансформируемойВариативнойДоступнойБезопаснойСоответствовать возрастным особенностям детей и программе.1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.9. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в группе.Цель: Сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.Задачи: • сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;• обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя): -центр игры-центр двигательной деятельности-центр конструирования-центр музыкально- театрализованной деятельностиСпокойный сектор:-центр книгиРабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности). -центр познавательной и исследовательской деятельности- центр продуктивной и творческой деятельности-центр правильной речи и моторики.Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.Ожидаемые результаты: гармонично развитая, творчески активная личность ребенка-дошкольника. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.Таким образом, важнейшей задачей педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственнойсреды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.Приложение 6Примерный перечень оборудования и материалов для образовательных организаций, реализующих Программу на основе ФГОССредняя группа (4-5 лет)Игровая деятельностьПродуктивная деятельность