"Арт-технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе гитары"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Арт-технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе гитары"
Автор: Баянов Константин Викторович
Методическаяразработкана тему:«Арт-технологии в организации учебного процесса на занятиях в классе гитары»Выполнил:преподавательпо классу гитарыБаянов К.В.Иркутск 2017Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.Работать над этой темой я начала при обучении детей с задержкой психического развития. Всем известно, что таких деток очень трудно заинтересовать учебной деятельностью. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким, потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Ребенок «уходит в себя», считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-технология позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций, и постепенно новые способы общения с миром, т.е. утраченные способности восстанавливаются. Использование элементов арт-технологии на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Основные цели арт-технологии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности и интеграция с внешней реальностью. Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека. В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, лежит использование техник и приёмов арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» был употреблён А.Хиллом в 1938году. В настоящее время наряду с этим термином используются близкие по значению названия «арт-терапевтические технологии», «терапия творчеством», «креативная терапия». В настоящее время чётко обозначились три варианта арт-уроков: урок, построенный на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики; урок включения элементов искусства как средств деятельности учителя; урок с использованием отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности учащихся. Существуют следующие виды арт-терапии, применяемые на учебных занятиях: Изотерапия(рисунок, лепка) является одним из наиболее распространённых видов арт-терапии - это воздействие, коррекция при помощи изобразительной деятельности. Система заданий и упражнений способствует развитию образного мышления и творческого воображения; формированию зоны жизненного комфорта; развивает чувственно-двигательную координацию; Уроки и использованием изотерапии помогают изучению чувств и мыслей, развитию межличностных отношений и навыков, укреплению и повышению самооценки и уверенности в себе. При проведении уроков с применением изотерапии необходимо соблюдать следующие условия: техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффективности; процесс создания изображения и полученный результат должны быть интересными и привлекательными; изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными (техника марания, штриховка, каракули, рисунок на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями и др). Сказкоперапия основана на жизненно важных явлениях и ценностях; главным средством психологического воздействия является метафора, как ядро любой сказки. Именно точность и глубина метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приёмов в работе с детьми младшего школьного возраста. Привлекательность сказкотерапии заключается в следующем: отсутствие в сказках нравоучений; непосредственность места действия и главного героя; образность языка; метафоричность языка; победа добра; психологическая защищённость; наличие тайны и волшебства; можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе Драматерапия - это направление арт-терапии, которое использует технический прием драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. Драматерапия - это всегда групповая работа. Приобретая коммуникативные навыки, дома и в обществе ребенок будет вести себя непринужденно и естественно. При этом он может испробовать всё, что боится воплотить в реальную жизнь. Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей младшего школьного возраста с использованием игры. В современном обучении игра используется в групповой работе. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку; позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Характерная особенность игры - ее двуплановость. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими. Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений. Известны следующие виды дидактических игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов, психологов, дефектологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 51% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 49% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 50% - недоразвитие речи, 26% с фонематическим недоразвитием, 24% с нарушением звукопроизношения. Поэтому для меня важно в 1 классе развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. На мой взгляд, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры, использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Я строю обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете. Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество.С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Куклы приветствуют малышей, знакомят с правилами поведения в школе, рассказывают о волшебных словах. Они мои помощники в первом классе: помогают объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки куклы. Их вовсе не смущает тот факт, что она говорит моим голосом. Я внимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Элементы театра вносят в уроки радостную и непринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до конца занятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно - веселыми. Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока. Приведу примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок диалога культур, урок имитационного моделирования, урок предметного рисования, урок заочного путешествия, урок-сказка, урок-игра.В своей практике работы я стараюсь активно использовать все виды дидактических игр и игровых приёмов и других элементов арт-технологии. Для активизации деятельности учащихся использую сюжетные уроки, такие как урок-сказка, урок - путешествие, урок-конкурс, урок - расследование, урок – игра . В ходе изучения и использования на практике элементов арт-технологии у меня сложилась классификация игр, в зависимости от деятельности учащихся: Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: помочь сказочному герою составить слоги, придумать слова, определить количество звуков, составить числовые выражения, определить порядок действий, начертить фигуру подобную данной.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания - «напиши как Мальвина», «Повтори за белочкой» и другие.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К таким играм можно отнести: игры «Я учитель», «Стрелочник», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.В заключение хочу сказать, что нам, учителям необходимо создать такие условия, при которых у учеников будет развиваться положительная самомотивация. Нам необходимо видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения и, на мой взгляд, этого можно достичь применяя на уроках элементы арт-технологии.Литература1.БурноМ.Е.Терапия творческим самовыражением[Текст] 4-е изд. Москва: Академический проект;20012.Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов…[Текст ] -Спб:Речь,20073.Козлов В.В.,Гиршон ,А.Н.,Веремеенко Н.И..Интегративная танцевально-двигательная терапия. [Текст ]- издание2-е – Спб:Речь,20064. Копытин А. И. Арт-терапия. [Электронный ресурс]// .5.Бибикова Н.Н.,Рыбакова С.П. Арт-терапия в развитии креативности младших школьников[Электронный ресурс] //