РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Володина Ольга Владимировна

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Очень мало кто из представителей молодого поколения способен хотя бы в теории спланировать свою жизнь на полгода-год вперёд. Всё потому, что мы пошли по американскому пути развития и построили общество идеальных потребителей. Молодое поколение элементарно закормили. Они уже не стремятся где-то подработать во время обучения, как это делало большинство советских и постсоветских студентов. Они не хотят жить в общаге - квартиру им подавай. Они вытрясают с родителей крутые телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Попросту говоря, у ребятишек мозги заплывают жиром. И ладно бы только мозги… Сердца, нервные окончания - вот что самое страшное. И молодёжь, и общество в целом поразил вирус безразличия. 90% населения страны абсолютно инертны. Это всё настолько глубоко засело внутри, что разом эту ситуацию не исправить. Лет 15-20 назад почти каждый выпускник представлял, кем он хочет стать. Сейчас спрашиваю: «Куда планируешь поступать?» Отвечают, как правило: «Не знаю… Куда родители посоветуют - туда и пойду». Это поколение не хочет самостоятельно решать, как устроить свою жизнь. Как педагог с двадцатилетним стажем работы, я уверена, что формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания техникума по избранной профессии – одно из важных направлений педагогического процесса. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, направляет в созидательное русло энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда. Обучение и воспитание квалифицированного рабочего имеет свою специфику по сравнению с обучением школьников. Я обучаю строительным профессиям, а эти профессии требуют выработки у учащихся высокой сознательности и особых профессиональных и волевых качеств. Считаю, что формирование у учащихся устойчивого профессионального интереса является важным потому, что с точки зрения воспитания он служит основой трудового воспитания, с точки зрения дидактики – это один из наиболее сильных мотивов учения, с точки зрения психологической науки – вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью, а если смотреть с позиции социальной экономики, то глубокий и стабильный интерес к профессии повышает профессиональную устойчивость молодых рабочих – выпускников техникума . Хорошие знания индивидуальных особенностей обучающихся, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему моей педагогической работы, направленную на быструю адаптацию учащихся к условиям их учебы в нашем техникуме. На мой взгляд, основными условиями развития у учащихся интереса к профессиональному обучению, это, прежде всего: − организация обучения, при котором обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; − формирование понимания учащимся важности изучения того или иного материала; − обучение трудное, но посильное; − педагогическое стимулирование. Основу такого педагогического стимулирования составляют: − уважение к личности учащихся; − доброжелательность, справедливость и тактичность; − взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество; − слова одобрения, поддержки, благодаря чему у обучающегося формируется уверенность в том, что он успешно справится со всеми учебными задачами. Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний. Некоторое время я работала в строительном управлении мастером, начальником участка. Поэтому в моем педагогическом арсенале основным приемом формирования интереса к профессии является анализ производственных задач, интересных, достоверных и проблемных случаев и ситуаций на стройке. Это одна из форм знаменитого кейс-метода, адаптированного к специфике обучения в техникуме. Своим рассказом ставлю перед учащимися проблему, а затем даю им возможность проявить себя, высказать свою точку зрения, свое мнение, отстоять свою позицию при поиске оптимального решения задачи. Иногда производственные ситуации представляю в форме показа кинофрагмента, или предлагаю разыграть по ролям какой-нибудь поучительный случай на стройке. Учащимся это очень нравится. Они с увлечением обсуждают в группах возможные выходы из ситуации. Знания методики производственного и теоретического обучения позволяют мне использовать на уроках нетрадиционные формы и методы обучения. Я успешно применяю игровые методы обучения, информационные технологии. Главное, чтобы в процессе обучения была обратная связь, чтобы ребята учились самостоятельно мыслить и не боялись высказывать собственное мнение. Укрепляет интерес к учебе и применение деловых игр на занятиях. Во время игры учащиеся вступают во взаимоотношения друг с другом, учатся отстаивать свою точку зрения. Очень хорошо проходят и дидактические игры в форме мини-конкурсов. Когда в учебную деятельность вносится элемент соревнования, интерес подростков к изучаемому материалу значительно повышается. Для закрепления пройденной темы я изготовила жетоны в виде цветных мастерков, и, задавая вопросы, вручаю их за каждый правильный ответ. Это вызывает здоровый азарт, учащиеся стараются внимательно слушать учебный материал, чтобы потом заработать больше мастерков-жетонов и получить хорошую оценку. В конкурсных заданиях предлагаю ребятам ответить на проблемные вопросы, касающиеся профессии. Как правило, думают над подобными вопросами все учащиеся, обсуждение ответов проходит заинтересованно. Когда они находят новое, действительно верное решение проблемной задачи, проявляется интерес к изучению предмета, увлеченность, перерастающая в знания. После прохождения большой темы устраиваю ребятам зачет в виде аукциона, или провожу игру «Путешествие по городу каменщиков». Суть игры состоит в имитации движения скорого поезда по станциям. Каждая «станция» представляет собой четыре стола, сдвинутых вместе. На столах лежат задания для выполнения. Готовя игру, я учитываю такие требования, как логическая связь с изучаемым материалом, четкое формулирование цели, задач и условий проведения игры. Оценить уровень развития творческого потенциала учащихся помогают различные формы контроля знаний. Это разнообразные качественные задачи, разные формы тестовых заданий, кроссворды и сканворды, которые составлены мной по всем темам учебной программы. Главное, чтобы результаты контроля знаний обязательно были проанализированы. Подробный анализ провожу всегда вместе с ребятами, предлагаю им самим выбрать пути устранения недочетов и пробелов в знаниях. Важной частью пробуждения интереса к профессии является самостоятельная работа учащихся, которая носит творческий характер: мини проекты, написание доклада, реферата, выполнение карт-заданий, кроссвордов и т.д. Заинтересовать ребят учебой помогает использование метода проектов. На классных часах в группах этот метод очень часто используем. Ребята получают задания на различные темы, некоторое время они их разрабатывают, на другом классном часе выступают и защищают свои проекты. Подобный подход помогает мне наиболее полно раскрыть способности обучающихся, формировать умения находить нестандартные способы организации деятельности, а значит, и формировать интерес к своей профессии. Строительство переживает сегодня настоящую революцию. Появляются принципиально новые строительные технологии, приспособления и материалы. Успешное выполнение профессиональных задач требует от строителя хорошего художественного вкуса, высокой эстетической культуры. Поэтому на своих занятиях я стараюсь прививать ребятам сознательное отношение к труду, развивать творческие способности, формировать у них интерес к выбранной профессии. Литература 1. Иванова, Е.В. и др. Инновационные педагогические технологии. / Е.В. Иванова.- Санкт-Петербург.: Издательство ООО «Полиграф С», 2014. 2. Казакова, Е.И. и др. Основные умения и навыки учащихся / Е.И. Казакова. - Санкт-Петербург: Издательство ООО «Полиграф С», 2015.