ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Автор: Губанова Мария Викторовна
Представление педагогического опыта работы воспитателямуниципального казённого дошкольного образовательного учреждения«Детский сад №32» по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»Губановой Марии Викторовны1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше. Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);- формирование духовно-нравственных отношений;- формирование любви к культурному наследию своего народа;- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа;- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Задачи: -знакомить детей с историей, традициями мордовского народа; -способствовать развитию познавательной активности, любознательности;-формировать чувство национального достоинства.3. Теоретическая база опыта. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьпереходит в любовь к родной стране, к её истории,прошлому и настоящемуко всему человечеству.Д.С.Лихачёв.Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами. Большим вспомогательным материалом была литература:Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников»: изд-во «Детство-Пресс»,2013.Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред.Л.А.Кондрыкиной.-Москва: Сфера, 2006.-192с.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов.- Воронеж: Учитель,2005.- 205с.Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая.- Москва: Линка-Пресс,2003,-200с.С любовью к России: методические рекомендации.- Москва: Воспитание дошкольника,2007.- 128с.4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте. - Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!» - Принцип индивидуального и личностного подхода.Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями. Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.Были разработаны и проведены следующие проекты:- «Дети и музей» (тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный).- «Воспитываем сказкой» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, долгосрочный).- « Нам не забыть вас, ребята» (тип проекта: информационный, практико– ориентированный, краткосрочный). - «Мы единой России частица» (тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный).При реализации данных проектов использовались:методы и приемы воспитательно-образовательного процесса: игровые поисково – исследовательские проблемные воспитывающие ситуацииформы работы с детьми:- групповые занятия- индвидуальные занятия- подгрупповые занятия- чтение художественной литературы- просмотр видеофильмов- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры.)- проведение развлечений- выставки детского творчества- этические беседы с детьми- рассматривание фотографий, иллюстраций- организация экскурсий Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.Для решения поставленных задач были использованы следующие авторские дидактические игры: «Одень куклу», «Назови пословицу», «Собери картинку», «Парные картинки», «Знатоки Саранска», «Наши соседи», «Районы Республики Мордовия»; наглядно-дидактические пособия «Великая Отечественная война», «Защитники Отечества», альбом «Старый город»; настольно-печатные игры «Государственные символы России», «Государственные праздники России».В группе созданы центры детской деятельности.1. Художественного творчества и изо- деятельности2.Театра, музыки, искусства3. Детской литературы4. Труда5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр6. По ознакомлению с историей и культурой города, государства. Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду создана комната старинного быта «Светлица», при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. В музеи дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции. Русская культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.Основная цель создания комнаты старинного быта «Светлица» - развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков.Многовековая история человечества свидетельствуют, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.Воспитательно-образовательные задачи:1. Знакомство дошкольников с различными формами культуры;2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;3. Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;5.Формирование нравственно- патриотических чувств и развитие художественно-творческой активности детей. Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит от приобщения родителей к данной проблеме. Ежемесячно в группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки:- «Наши мамы и бабушки»- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»- «Город, в котором я живу»- выставка рисунков «Мой любимый город» Разрабатываются семейные альбомы, журналы:- «Вместе дружная семья»- «Моя родословная»- «Семья, главное в жизни»- «Сплетение традиций в современной семье» Обогащение детско-родительских отношений осуществлялось с планом работы, который составляется на учебный год.5. Анализ результативности. С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».Результаты мониторинга во второй младшей группе показали, что в начале учебного года (2013г.) 31,6 % детей имели низкий уровень, у 56,9 % детей был средний и 9,5 % высокий уровень.К концу учебного года (2014г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 14,2 %, средний уровень 57,9 % и низкий уровень составил 27,9 % детей.Результаты мониторинга в средней группе показали, что в начале учебного года (2014г.) 20,4 % детей имели низкий уровень, 58 % детей средний и 21,6 % высокий уровень.К концу учебного года (2015г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 23,2 % детей, 59,2% средний уровень и 17,6 % детей низкий уровень.Результаты мониторинга в старшей группе показали, что в начале учебного года (2015г.) 15,6% детей имели низкий уровень, 55% детей средний и 29,4% высокий уровень.К концу учебного года (2016г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 34,3% детей, 52% средний уровень и 13,7% детей низкий уровень.Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме и провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Обобщение опыта инновационной педагогической работы представлено на международной научно-практической конференции «Педагогический поиск» и отмечено дипломом победителя на сайте u/.