"Деревянные кружева России"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Деревянные кружева России"
Автор: Киселева Наталья Викторовна

Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянные кружева Руси».Цель:Образовательная:Закрепление и пополнение знаний об архитектурных особенностях русской избы.Знакомство с деревянным кружевомРазвивающая:Развитие кругозора по деревянному зодчеству.Познание прекрасного.Наблюдение и воспроизведение увиденного.Воспитывающая:Любовь к своему родной стране,  к миру красоты.Интерес к резьбе по дереву.Ход занятия.Воспитатель:  Здравствуйте девочки и мальчики! У меня для вас подарок из музыкальной шкатулки.  (звучит песня о России) Понравилась вам песня? О чем в ней поется?   Мы с вами живем   в стране…. . КТОМЫ?  Молодцы  правильно, мы с вами живем в огромной стране под названием Россия.Стук  в дверь.Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гостья!  Входит гостья, одетая в костюм китаянки.Воспитатель: Здравствуй,  девочка! Проходи, пожалуйста!Девочка: Здравствуйте!Воспитатель: Как зовут тебя? Вижу издалека к нам приехала? Расскажи нам, как ты появилась в нашем детском саду?                                                                Девочка:  Я приехала из Китая. Меня зовут Джия.  Мне сказали, что в России  есть красивый город Абакан. А находится он в той части России, что называется Сибирь. Мне захотелось посмотреть на этот удивительный  город, познакомится с   вами ребята, с юными сибиряками. По дороге к вам я успела заметить,  что очень многие люди здесь живут в деревянных домах. У нас совсем другие дома!Воспитатель: Джия, а мы сегодня как раз будем говорить об  истории нашего региона. Давайте, ребята, расскажем нашей гостье, почему у нас такие красивые дома? Как с давних времен люди украшают свои дома в России? (деревянным кружевом). А кто  украшал дома вырезал это кружево? (профессия плотник - картинка1)А при помощи каких инструментов  плотники  вырезали деревянные кружева?(молоток, пила, топор, лобзик, рубанок.) Включается звуки инструментов. Дети угадывают на слух, какой именно инструмент звучит.Воспитатель: Давайте угадаем  инструменты по звуку (шумы ).  Какой инструмент вы слышите?  Молодцы, угадали, а кто может найти этот инструмент? А сейчас попробует отгадать наша гостьяВоспитатель: А как назывались, эти украшения(Рис 2 - Вопросы по схеме дома).ДетиДом украшали Конями. Конь часто был символом солнца;  причелинами – обозначали дождь, снег;  полотенцем - на котором был символ солнца; окна украшали  ставенками.  Воспитатель:  Я предлагаю вам, дорогие гости и ребятам,  полюбоваться  деревянными кружевами русской избы.   1слайд:  В нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.2слайд.  Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.                                                                                                          3 слайд.  На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. Вспомните, что символизировал образ коня?Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.4 слайд.  В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символы солнца в виде розеток и полурозеток символизирующие землю и дождь;  украшали доски – полотенца и причелины.    5 слайд.  В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия похожие на капли.6 слайд.  Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».7 слайд. Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром     Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Вслушайтесь в это слово: "наличник" –   "находящийся на лице". Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами, ветвями  растений, волшебными  птицами.8 слайд Узорчатый дом.  Деревянное кружево – это мода на все времена, это всегда красиво.Джия:  Как всё интересно, мне бы хотелось рассказать об этом своим друзьям.Воспитатель: Ребята,  давайте сделаем китайским друзьям открытки-напоминалки, чтобы Джии было легко рассказать друзьям о том, в каких домах живут Россияне. (Показываю образец открытки). Посмотрите,  кто заметил подсказку. На крыше кони,  причелины,  наличники,  ставни.               Джия:  Как вы здорово придумали!  Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам украсить открытки – домики на свой вкус, кому как захочется. Каждый вырежет и украсит дом  как в старину мастера - плотники. (для украшения предлагаются разнообразные кружева, отделочная кайма для обоев, тесьма)Джия: Ребята, я совсем забыла! Я привезла вам в подарок от моих друзей из Китая интересную игру! Давайте я вас научу в нее играть.Зарядка.Воспитатель: ну что – ж, а теперь нам пора  приступить к украшению наших домов.Звучит медленная русская народная музыка. По мере изготовления домов дети выстраивают целую улицу.Джия: Какие красивые  открытки –домики у вас ребята получились, я увезу частичку вашего города в свой город и поделюсь со своими друзьями.Воспитатель:  А на память, ребята, я предлагаю сфотографироваться вместе с нашей гостьей.