Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп.
Автор: Шаврова Лилия Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №55
Тема: Физкультурное образование учащихся
специальных медицинских групп
общеобразовательных учреждений.
Выполнила:Шаврова Л.А.
г.Тверь
2019г.
ВВЕДЕНИЕ
Тенденция к ухудшению состояния здоровья и физической подготовленности школьников выдвинула задачу сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи на одно из ведущих мест, стоящих перед российским образованием. Многие исследователи отмечают, что более 50 % юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2— 3 хронических заболевания, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1млн детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой (данные решения коллегии Министерства образования России от 23 мая 2002 г.).
Актуальность проблемы физического воспитания детей с раз- личными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или час- то и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, от- носящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.
Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос. Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие учителя обще- образовательных учреждений (ОУ), не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности пато- логических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.
Отсутствие научно обоснованной методологической базы заставляет ученых и практиков искать новые эффективные пути в решении проблемы адаптивного физического воспитания подрастающего поколения.
Данная монография собрала в себе различные подходы к организации и методике проведения занятий с детьми с отклонениями в со- стоянии здоровья в ОУ. Мы предлагаем педагогическое решение дан- ной проблемы, т. е., говоря о содержании физкультурного образова- ния учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, необходимо реализовывать задачи адаптивного физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, следуя законодательно-нормативным актам, по заранее составленному плану, включающему элементы врачебно- педагогического и самоконтроля за изменением физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья учащихся, учитывая медико-педагогические противопоказания и методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья ослабленных детей. Регулярные занятия физической культу- рой улучшают физическое развитие, функциональные возможности организма школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Чтобы организовать полноценные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, необходимо в первую очередь вооружить педагогов необходимым объемом знаний и разработанными научными рекомендациями по организации и методике проведения уроков физической культуры.
Изучив доступную нам научную литературу по вопросам организации и проведения занятий физической культурой со школьниками, отнесенными к СМГ, мы должны отметить, что мнение врачей и педагогов в этой области различно, а единая система взглядов на данную про- блему отсутствует. Имеются разногласия в вопросах комплектования групп, методики проведения занятий, дозирования физической нагрузки, в выборе средств и методов физической культуры, применяемых на уроках.
Все это, в свою очередь, ведет к снижению образовательной ценности занятий в СМГ, при этом дидактические цели уроков определяются возможностями ОУ.
Из всего вышесказанного очевидно, что за время обучения в школе главной целью физкультурного образования является формирование социально значимых мотивов к занятиям физической культурой– потребность к двигательной активности, интерес к новым знаниям об устройстве и возможностях своего организма, желание смоделировать свое будущее место в обществе.
I. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВСОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой.
1.1.1 Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой.
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на3медицинские группы: основная, подготовительная, специальная (оздоровительная).
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту (форма 026/у-2000) ребенка ивключает диагноз (основное и сопутствующие заболевания), оценку физического и нервно-психического развития, а также рекомендации по физическому воспитанию.
Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года. В случае заболевания (травмы) ребенка, возникшего в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для решения вопроса оназначении медицинской группы необходимо до возобновления занятий физической культурой необходимо обратиться к медработнику для оценки функциональных возможностей организма.
Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в конце учебного года порезультатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача.
При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями всостоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, несоответствующим возрасту иполу;
с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы надозированную физическую нагрузку;
часто болеющих (3 и более раз в год);
К специальной медицинской группе (оздоровительной группе) длязанятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза встадии компенсации.
Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой проводится врачом-педиатром образовательного учреждения наосновании заключения каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в котором даются рекомендации пофизическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа длязанятий по физической культуре. Врачами-специалистами учитывается нетолько нозологическая форма заболевания, но и стадия болезни, степень выраженности нарушений функций организма и вероятность развития осложнений.
Для уточнения диагноза обучающегося следует направлять надополнительное медицинское обследование. В затруднительных случаях приназначении медицинской группы для занятий физической культурой необходима консультация специалистов врачебно-физкультурного диспансера.
Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.
Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть завершено к 1 июня. Списки обучающихся, отнесенных кмедицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательного учреждения.
В списках обучающихся специальных медицинских групп должны быть указаны системы организма, в которых обнаружены отклонения.
Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.
Обучающиеся первых классов в начале учебного года проходят вобязательном порядке обследование на установление типа реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку. На основании результатов обследования уточняется медицинская группа для занятий физической культурой.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в Листок здоровья классного журнала.
При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы следует учитывать их возраст и нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения.
Наполняемость специальной медицинской группы может составлять 15-20 детей.
1.1.2 Изменение медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой в течение учебного года.
Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром школы по представлению преподавателя пофизической культуре на основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма иФП.
При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную.
При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести из основной в подготовительную, илииз подготовительной в специальную медицинскую группу.
1.1.3 Сроки возобновления занятий физической культурой после перенесенных заболеваний.
Сроки возобновления занятий физической культурой обучающихся после перенесенных заболеваний устанавливаются индивидуально лечащим врачом медицинского учреждения.
1.2 Медицинские противопоказания к выполнению физических упражнений.
1.2.1 Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.
Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.
Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;
остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
выраженном нарушении носового дыхания;
выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
1.2.2 Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.
При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность прииспользовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных дляздоровья детей .
При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку иисключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению посостоянию здоровья.
1.3 Определение типа реакции кардио-респираторной системы надозированную физическую нагрузку и оценка ФП обучающихся.
1.3.3 Оценка уровня ФП обучающихся.
Оценка уровня ФП проводится при установлении медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой.
Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача.
Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:
Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, накоторой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, некасаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток;
Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном длянего темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или вспортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10м.
Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). Нарасстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей.
Результаты, полученные при выполнении упражнений, определяется уровень ФП с учетом возраста и пола.
Не соответствующим возрасту и полу считается низкий и ниже среднего уровни ФП, установленные при выполнении хотя бы одного из трех контрольных упражнений.
Для уточнения уровня ФП могут быть использованы дополнительные контрольные упражнения.
Осуществляя контроль, медицинский работник должен обращать внимание навнешние признаки утомления и степень их выраженности.
Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий
физической культурой
Наблюдаемые признаки
Степень выраженности утомления
Небольшая
Средняя
Окраска кожи лица, шеи
небольшое покраснение лица
значительное покраснение лица
Потливость
незначительная
выраженная потливость лица
Характер дыхания
несколько учащенное, ровное
резко учащенное
Характер движений
бодрые, задания выполняются четко
неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей отмечается возбуждение, удругих– заторможенность.
Самочувствие
хорошее, жалоб нет
жалобы на усталость, отказ отдальнейшего выполнения заданий
Мимика
спокойное выражение лица
напряженное выражение лица
Внимание
четкое, безошибочное выполнение указаний
рассеянное, задания выполняются неточно
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОТКЛОНЕНИЯМИ ВСОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Образовательные программы физического воспитания дляобучающихся различных медицинских групп.
Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания вполном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие всоревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету Физическая культура.
Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
2.2 Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы .
2.2.1 Задачи, принципы, методы и формы физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы .
Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы являются:
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
формирование у обучающихся культуры здоровья.
Одним из важнейших принципов в физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы является принцип доступности ииндивидуализации, который означает оптимальное соответствие задач, средств иметодов возможностям каждого занимающегося.
Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности и последовательности занятий, взаимосвязи между ними, применения нескольких средств физической культуры в течение длительного времени, а также подбора упражнений таким образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упражнения при увеличении объема нагрузок. Этот принцип имеет в своей основе физиологические представления, которые заключаются в том, что процесс адаптации органов и систем организма обучающихся специальной медицинской группы, улучшение их функций подвлиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, напротяжении достаточно длительного промежутка времени.
Для повышения физической работоспособности и функциональных возможностей организма обучающихся специальной медицинской группы должен создаваться режим постепенного повышения физических нагрузок. С этой целью используется равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.
Для воспитания физических качеств обучающихся специальной медицинской группы используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения – это упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Между отдельными упражнениями используется активный ипассивный характер отдыха. При пассивном отдыхе занимающиеся невыполняют никакой работы, при активном – выполняют упражнения на дыхание, расслабление и др.
В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.).
Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы . Науроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
2.2.2 Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы .
Уроки физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.
Продолжительность урока составляет 40-45 минут (в младших классах 30-40 минут). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Подготовительная часть длится от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока и проводится с целью плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока. В подготовительной части объясняются задачи урока,. Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег сизменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой. Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях спредметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.
В начале обучения темп выполнения упражнений медленный, постепенно он увеличивается до среднего. Общеразвивающие упражнения выполняются без задержки дыхания и не должны вызывать утомления. Припоявлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и оперативно исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание следует обращать на правильное сочетание дыхания с различными видами движений.
Обучение дыханию следует начинать одновременно с разучиванием каждого нового физического упражнения, постоянно обращая внимание на сочетание дыхания с движениями туловища и конечностей. Во всех согнутых положениях должен следовать выдох, напротив, при выпрямленных положениях необходимо сделать вдох. Сочетанию движений с дыханием следует обучать в медленном темпе.
В начале обучения следует регулировать время вдоха и выдоха с помощью подсчета, контролировать диафрагмальное дыхание при помощи обхвата кистями рук нижних ребер, проводить дыхательные упражнения несколько раз в течение урока в положении стоя, лежа, во время ходьбы.
Рекомендуется уделять особое внимание удлинению выдоха. Выдох должен быть приблизительно в два раза длиннее вдоха. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, что способствует лучшей регуляции дыхания.
В подготовительной части следует уделять внимание формированию свободной походки с сохранением правильной осанки, особенно во время ходьбы.
Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут. В этой части урока решаются задачи, связанные с развитием функциональных возможностей организма, овладением программным материалом и повышением уровня ФП. Решение задач основной части имеет свою последовательность. Вначале обучают выполнению новых упражнений, требующих концентрации внимания (по мере утомления внимание ослабевает). Закрепление и совершенствование ранее освоенных двигательных навыков проводится в середине основной части. В конце основной части выполняются упражнения на развитие основных физических качеств.
Упражнения подбираются в зависимости отизучаемого раздела учебной программы и состояния здоровья обучающихся. Восновной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры малой интенсивности. Особое внимание уделяется играм, которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения. В основной части занятия выполняются контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития физических качеств и уровне ФП обучающихся, которые играют большую роль в выборе средств физического воспитания и дозировании нагрузки.
Степень развития физических качеств и уровень ФП обучающихся определяется с разрешения медицинского работника. Для определения степени развития физических качеств и уровня ФП допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.
Заключительная часть урока продолжается 5-10 минут и направлена навосстановление функций организма к исходному уровню. Проводится медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание, подводятся итоги урока и даются домашние задания длясамостоятельного выполнения.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании сходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность отнескольких секунд на первых уроках до 6 мин.
На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики сувеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от4до12 раз. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений способствует длительному поддержанию высокого уровня деятельности органов дыхания и кровообращения. Однако слишком большое количество повторений приводит к потере интереса и снижению качества выполнения упражнения обучающимися.
Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20упражнений в следующем соотношении.
В процессе занятий необходимо включать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что способствует развитию и совершенствованию систем организма. Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие силы мышц правой и левой сторон туловища.
На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы, а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.
Педагогические наблюдения за состоянием обучающихся в процессе ихзанятий физической культурой должны учитывать внешние признаки утомления и степень их выраженности. На первых 20 уроках не следует допускать появления признаков утомления. На последующих занятиях, при хорошем самочувствии обучающихся, используются кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости.
2.3 Планирование учебной деятельности обучающихся специальной медицинской группы по физическому воспитанию.
Для наиболее целесообразного распределения программного материала научебный год составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам инеделям учебного года, с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий в каждую школьную четверть (триместр). Для каждого этапа предусматривается решение определенных оздоровительных, образовательных ивоспитательных задач и использование соответствующих средств.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и последующего этапов. Рекомендуется использовать комплексный способ прохождения материала, предусматривающий применение одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.
На основе годового плана-графика составляется календарно-тематический план на каждую четверть или триместр, в котором более подробно представляются используемые средства. В календарно-тематическом плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке постепенного усложнения по занятиям.
Самым детализированным планом, необходимым для оперативного управления учебно-воспитательным процессом, является план-конспект. В нем формулируются основные задачи, решаемые в процессе урока. При постановке задач следует учитывать результаты предыдущего урока, сложность освоения нового материала, а также состояние здоровья, уровень функциональных возможностей и ФП обучающихся.
При разработке содержания урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы необходимо определить средства и методы решения каждой из задач урока, уточнить необходимый инвентарь, разработать методы организации занимающихся при решении каждой из задач, определить критерии оценки деятельности обучающихся на уроке.
На каждом занятии педагогу следует создавать благоприятную обстановку, уверенность, что средствами физической культуры обучающиеся могут восстановить свое здоровье. Обучающиеся должны знать, с какой целью выполняется то или иное упражнение, что способствует более сознательному иактивному выполнению заданий на уроке и в домашних условиях.
2.4 Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы.
2.4.1 Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы .
Важной стороной учебно-воспитательного процесса обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости. К учету предъявляется ряд требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и достоверность. Систематичность учета обеспечивается периодичностью проверок и оценки деятельности обучающихся во время уроков навсех этапах обучения. Объективность учета обеспечивается правильным критерием оценки, индивидуальным подходом к обучающимся.
При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре дляобучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан настойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем исообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который непродемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, вразвитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала егона дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния иФП, а также прилежания.
III. ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВСОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка эффективности занятий физической культурой обучающихся сотклонениями в состоянии здоровья проводится в конце учебного года наосновании сравнительного анализа показателей, регистрируемых в начале ивконце учебного года, с целью внесения корректировки при установлении неблагоприятных изменений в состоянии организма детей.
ЖЕЛ регистрируют с помощью спирометра. Обследование проводится вположении стоя. Ребенок производит максимальный вдох и затем выдыхает воздух через спирометр. Измерение проводится 3 раза, учитывается максимальное значение, которое сравнивается сосредним возрастно-половым значением .
Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге. Время задержки дыхания на вдохе определяется в положении стоя. После полного вдоха и выдоха в медленном темпе обследуемый производит глубокий вдох и задерживает дыхание максимально долго, зажимая нос. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру и сравнивается со средним возрастно-половым значением .
Сила мышц ведущей руки регистрируется с помощью кистевого динамометра со шкалой до 25 кг для обучающихся начальных классов и до 50 кг дляобучающихся средних и старших классов. Ребенок в положении стоя отводит руку горизонтально в сторону и с максимальным усилием сжимает динамометр. Полученное значение сравнивается со средним возрастно-половым значением .
Координация движений оценивается по результатам выполнения двух координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем.
Вначале проводится проба Веревочка. Ребенок встает прямо, одна нога ставится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Затем выполняет пробу Аист, при которой оценивается устойчивость положения тела, стоя на одной ноге. Приэтом стопа другой ноги плотно прижата к колену опорной ноги и максимально разведена в сторону.
При выполнении проб ребенок сам определяет, в каком положении ему удобнее сохранять равновесие (правая стопа впереди или левая; стоя на одной ноге– правой или левой).
С помощью секундомера фиксируется время сохранения положения тела приотсутствии признаков нарушений координации (пошатывание, изменение положения рук и опорной стопы, дрожание пальцев рук и век и др.). Полученное значение сравнивается со средним возрастно-половым значением.
Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья проводится на основе сравнительного индивидуального анализа динамики значений установленных показателей. На основании полученных данных и проведенного анализа вконце учебного года обосновываются индивидуальные маршруты физического воспитания обучающихся с учетом выявленных неблагоприятных изменений показателей их развития.
Учитывается также количество случаев перехода изспециальной медицинской группы в подготовительную иизподготовительной в основную, свидетельствующее о благоприятной динамике и наоборот, из основной в подготовительную и из подготовительной в специальную медицинскую группу.
Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально
опасное воздействие на здоровье детей
Физические упражнения
Потенциально опасное воздействие наорганизм ребенка
Кувырки через голову вперед и назад
Избыточное давление на шейный отдел позвоночника:
компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.
Упражнение мостик
Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых нарушений.
Стойка на голове, на руках.
Упражнение березка, плуг – изисходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание ихзаголову
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального ивнутричерепного давления.
Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и возникновения грыжи.
Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад
Переразгибание в шейном отделе позвоночника спатологическим раздражением рецепторов.
Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями.
Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели)
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед свыпрямленными ногами.
Риск смещения межпозвонковых дисков ивозникновения грыжи.
Глубокий прогиб туловища назад, втом числе из и.п. лежа на животе: упражнения качалка, лодочка, лук.
Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических исосудистых нарушений.
Висы без опоры,
подтягивание на перекладине
и др. спортивных снарядах.
Лазанье по канату
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка насердечно-сосудистую систему.
Риск травмы плеча, возникновения грыжи, опущения внутренних органов.
Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища изи.п. сидя с опорой на голени и кисти
Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи.
Многократно повторяющееся
в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног изи.п. лежа на спине
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск возникновения грыжи и патологической подвижности почек.
Многократно повторяющийся
в быстром темпе подъем туловища изположения лежа на спине вположение сидя, особенно прификсации выпрямленных ног ииз и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи ипатологической подвижности почек.
Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, смещения межпозвонковых дисков, ущемления спинномозговых нервов, возникновения грыжи.
Упражнения:
- удержать угол
- ножницы
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи, патологической подвижности почек и сосудистых нарушений (в т.ч. варикозного расширения вен).
Глубокий выпад с сильным
сгибанием в коленном суставе,
сед в полушпагат
Риск повреждения связок в паховой области.
Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника.
Бег в быстром темпе, особенно на средние идлинные дистанции
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы.
Риск возникновения острой сердечной недостаточности, обострения хронических заболеваний.
Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических заболеваний.
Прыжки через спортивные
снаряды (через коня, козла)
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи.
Противопоказания и ограничения к выполнению физических
упражнений с учетом заболевания
Болезни
органов и систем организма
Противопоказания
Ограничения
Органы
кровообращения
(артериальная гипертензия,
компенсированные пороки сердца и др.)
1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).
2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, мостик, березка, стойка наруках и на голове и др.)
3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание наперекладине, прыжки через коня (козла), упражнения набрусьях и кольцах и др.
4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием
1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)
2. Физические упражнения, направленные на развитие общей илокальной выносливости, скоростно-силовых качеств.
3. Физические упражнения сдлительным статическим напряжением мышц.
4. Физические упражнения натренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).
5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение
Органы дыхания
(хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.)
1-4
см. противопоказания приболезнях органов кровообращения
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
Мочеполовая система
(пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.)
1-3
см. противопоказания приболезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.
5. Переохлаждение тела
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.
6. Занятия плаванием
Органы пищеварения
(хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)
1-3
см. противопоказания приболезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.
7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
Нервная система
(эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.
7. Круговые движения головой, наклоны головы
Костно-мышечная система
(плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, втом числе кифосколиотическая, плоская спина и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
Органы зрения
(миопия средней ивысокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием изначительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.
5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии наповышенной опоре и др.)
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания идр.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие исследователи обращались к поиску новых, более эффективных путей в использовании средств и методов физической культуры с целью оздоровления детей и подростков с ослабленным здоровьем. Несомненно, все работы в этой области имеют большую научно-практическую ценность.
Однако следует отметить, что в основном все исследования носят узконаправленный характер, поскольку имеют своим предметом разработку научно обоснованных адаптационно-оздоровительных мероприятий для определенного контингента занимающихся, страдающих каким-то одним определенным видом заболеваний и относящихся к одной возрастной категории.
Необходим системный подход к осуществлению физкультурного образования данной категории учащихся.
В данной работе представлен опыт работы учителей с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Любой опыт работы в этой области заслуживает внимания, так как единой системы физического воспитания детей с ослабленным здоровьем до настоящего времени не разработано.
Как справедливо отмечают педагоги-практики, необходимо такое научно-методическое пособие, которое бы послужило своего рода учебником и ответило бы на все вопросы, касающиеся организации и проведения процесса физкультурного образования с учащимися СМГ:(с чего начинать, чем руководствоваться, что, как и каким образом применять при проведении занятий и т. д.).
Несмотря на то, что в последние годы появилось нормативное письмо Министерства образования РФ Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, и вышли в свет Программы по физической культуре для учащихся специальных медицинских групп, которые призваны упорядочить и регламентировать работу СМГ, учителя отмечают определенные трудности по применению данных программ на практике.
Разработана система физкультурного образования учащихся, отнесенных к СМГ, которая была апробирована в ряде общеобразовательных учреждений. Обобщенные результаты 4-летней работы свидетельствуют об эффективности примененных средств и методов в процессе физкультурного образования школьников с ослабленным здоровьем:
- все учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, регулярно и с удовольствие посещают уроки физической культуры, принимают участие во внеурочных формах работы;
ежегодное улучшение показателей физической подготовленности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, составляет в среднем 10 %;
положительная динамика результатов функциональных проб говорит о коррекции нарушенных заболеваниями функций и об улучшении приспособительных способностей организма учащихся;
Результаты теоретических тестирований показывают хорошее усвоение учащимися знаний, умений и навыков в области оздоровительных технологий.
Содержание физкультурного образования детей с отклонениями в состоянии здоровья должно основываться на общепринятых педагогических принципах. Наиболее важными из них являются постепенность, систематичность и индивидуализация.
В процессе физического воспитания этих детей должны быть использованы все доступные методы и средства физической культуры. Нельзя сводить практические занятия в СМГ к занятиям лечебной физкультурой, так как цель и задачи физкультурного образования ослабленных детей и подростков существенно отличаются от целевых установок ЛФК.
Направленность процесса физического воспитания в специальной медицинской группе должна носить учебно-образовательный характер. Учащиеся в ходе занятий должны овладеть комплексом знаний и умений для самостоятельного оздоровления организма, обогатить свой двигательный опыт основными и прикладными физическими упражнениями из различных видов спорта, сформировать общие представления об истории физической культуры, ее значении, формах организации.
1
15