Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
Автор: Хурамшина Гулира Нурмухаметовна

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольниковКонсультация для родителей.Хурамшина Г.Н., учитель-логопед МДОБУ ЦРР д/с «Курай» ГО гибай Респ.БашкортостанПрофилактика- система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главнейших задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.Диагностика и коррекция речи особенно актуальная в работе с младшими дошкольниками. Как показывает практика, с каждым годом число практически не говорящих детей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: нарушения ЦНС, минимальная мозговая дисфункция (ММД), различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, целый ряд причин в постнатальный период, т.е. в период от рождения до года (заболевания ребенка, травмы и пр.).Неврологическая симптоматика, на которую необходимо обратить внимание родителям:Слабый или монотонный первый крик ребенка при родовой деятельности. ●Ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблена (паретична) круговая мышца рта. В этом случае у детей часто при кормлении грудью молоко не всегда попадает в рот. Причина заключается в одно-или двустороннем парезе губ.●Укороченная подъязычная связка (уздечка). Это также затрудняет грудное вскармливание. Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Это решает хирург.●Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей (рук).●Слабость иннервации в органах артикуляции, саливации, как результат-нечеткое звукопроизношение, смазанность речи.Чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите 5 лет. Главное - не откладывать первый визит к неврологу, ортодонту, дефектологу, логопеду.Для чистого звукопроизношения нужны сильные, подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины т т.д., значит, можно упражнять и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Даже если ваш ребенок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность: от простых упражнений к более сложным. Артикуляционная гимнастика с младшими дошкольниками проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений по методике Е.Ф. Архиповой:- растягивание губ в улыбку (указательные пальцы обеих рук ставят в углы губ);- поднимание верхней губы (движение от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа с обнажением верхних десен).Все движения выполняют по 3-4 раза, неоднократно повторяют в течении дня.Активная гимнастика сначала выполняется в медленно темпе и обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно.Затем количество повторений увеличивают до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять упражнения, зеркало можно убрать.Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше 2 раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке (птичке, лошадке), как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно показать ребенку мягкую игрушку и сказать, что она тоже будет с нами заниматься. Проводят упражнение-имитации: «Как мишка рычит», «Как птичка поет» и т.д. К каждому упражнению можно подобрать картинку-образ. Она служит образцом для подражания какому-либо предмету.Очень эффективны игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает четкие дикцию и произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Они помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки.Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Нужно следить, чтобы щеки не надувались (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.Приведем несколько дыхательных упражнений. «Ветерок»Оборудование: игрушка снеговик.Взрослый незаметно для детей имитирует скрип снега.Взрослый. Послушайте, снег скрипит. Посмотрите, это кого-то замело. Да это же наш снеговик! Давайте снег с него сдуем… Сначала подуем тихо: «Ф-ф-ф-ф», потом подуем, как ветер, сильно: «В-в-в-в».Дети дуют, а взрослый показывает игрушку снеговика.Молодцы, ребята! Обрадовался снеговик, что вы сдули с него снежинки. «Футбол»Оборудование: вата, кубики, карандаши.Из кусочка ваты нужно скатать шарик. Это мяч. Ворота-два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.«Ветряная мельница»Оборудование: вертушка.Ребенок дует на вертушку, взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом.Ветер, ветер, ты могуч,Ты гоняешь стаи туч!«Шторм в стакане»Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Нужно следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губя были неподвижны. Памятка для родителейОбучение артикуляции звуков-очень сложная задача. Несмотря на то что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 5 лет для овладения этим искусством.Нужно готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренировать его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [б], [м], [ф], [в]. Также важно работать над дыханием, пропевать гласные звуки.Готовим артикуляционный аппарат и для правильного произношения звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х]. Проводим работу и над дыханием, игры на звукоподражание. Вызываем и закрепляем или уточняем произношение свистящих [с], [з], [ц].Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляйте его. Лишь постоянное наблюдение за речью детей способствует успешному и быстрому формированию правильного произношения. Список использованной и рекомендуемой литературыКраузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. М., 2008.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! СПб., 2006.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989 г.