"Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка"
Автор: Григорьева Галина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.Исследования П.Я.Гальперина, С.Л. Кабыльницкой [9], Н.Ф.Талызиной [29] показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте. При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием. Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться». В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.“Самоконтроль - это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Или -“самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов”. Есть множество определений, что же такое самоконтроль, мне наиболее близко определение Г.А.Соболевой, которая считает, что “самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом”. Самоконтроль - явление сложное и многогранное. Но анализируя все определения данного понятия, можно сказать, что самоконтроль, его психологическая сущность, заключается в «сопоставлении», «соотнесении» выполняемых действий с «образцом», с «поставленной целью», т.е. можно сказать, что действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.Самоконтроль является составной частью учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он позволяет учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.Первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем., т первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий. Необходимо подчеркнуть, что первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном).Другое важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах. Такая работа должна начинаться учителями уже в начальных классах. Невысокий уровень самоконтроля учащихся является следствием того, что на уроках многие из них фактически не обучаются этому. Между тем, самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей умение контролировать свои действия, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью (без самоедства).Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? . Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв). В задачу педагога входит постепенное расширение сферы самоконтроля у детей, формирование у них разнообразных приемов его осуществления. Ценным методическим приемом в этом плане является предоставление детям возможности упражняться в проверке работ своих одноклассников. Таким образом, на практике подтвердилось одно из условий эффективного формирования самоконтроля, на которое обращалось внимание в более ранних работах по детской психологии: « Надо приучить детей, чтобы они ставили друг другу вопросы и делали взаимную проверку всему ими усвоенному во время урока».Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности . И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.Нужно побуждение к осуществлению самоконтроля. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля, в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля. С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, было предложено заполнить анкету Анкета1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?а) Часто; б) иногда; в) никогда.2.Что ты делаешь в таком случае?3. Проверяешь ли себя при выполнении какого-нибудь задания?а) Часто; б) иногда; в) никогда.4. Как ты себя проверяешь?5. Зачем ты себя проверяешь?6. Что значит – проверить выполненную работу?7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т. д.?Результаты проводимого анкетирования показали что 19%) умеют проверять свою работу и понимают для чего это нужно, (26%) не всегда проверяют свою, работу затрудняются в выборе способа проверки, (25%) не умеют проверять свою работу.Промежуточные срезы (списывание, словарный диктант) показали, что у детей улучшился уровень самоконтроля. Нашей дальнейшей задачей является продолжение работы по данной проблеме. Это и апробация различных моделей самоконтроля, проведение различных тестов, срезов по оценке сформированности самоконтроля и самооценки.Литература.1. Артюхова И. Устойчивость внимания //Нач. шк.(приложение)- 2002.- №8.2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.3. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- Интернет.5.Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966.6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред.Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962.7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства- М.: Издательство Московского университета, 1988.8. Галустян О.В. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов.- Интернет.9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.10. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М., 1982.11. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.