« Экологическое воспитание дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Экологическое воспитание дошкольников»
Автор: Гладкова Алена Васильевна
«Экологическое воспитание дошкольников»«Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала,Не наукой, а частью души! »Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть. Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Экологическое воспитание дошкольников ставит своей целью помочь малышам увидеть взаимосвязь между природными сообществами Земли, ощутить себя их частью и обозначить личную роль в сохранении их равновесия. Использование многообразия форм и методов работы, познавательно-практического интереса ребенка, потенциала его мышления дает возможность формирования у детей гуманного познания мира природы в процессе игры. Дошкольник вооружается системой экологических знаний, приобретает практический опыт, учится познавать мир прекрасного, и пробует свои силы в его сохранении и умножении. Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников Для реализации задач экологического воспитания в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании. Экологический центр включает в себя комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью. Перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой. Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки . В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов. Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, ягод. Его можно оформить в виде паровозика, сказочной поляны, персонажей из мультфильмов. Наблюдая за развитием и ростом посадок, дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов. В экологическом центре может расположиться живой уголок с 2-3 представителями фауны: хомячок, мышка, морская свинка, попугай. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой. Познавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий. Оснастить такой центр можно микроскопом, зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников.Разнообразие эффективных форм работы. В копилке воспитателя должны быть не только традиционные формы работы с детьми, она пополняется в зависимости от опыта педагога, его творческих поисков. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении реализуется через следующие виды деятельности: Игра-занятие. Этот тип организованной деятельности является ведущим в жизни малыша, поэтому широко планируется для всех возрастов дошкольников. Работа по экологическому воспитанию детей может вестись в ходе сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Народная аптека», «Питомник», «Речной дозор», «Зоомагазин», «Ветеринарная аптека». Зрелищные мероприятия. Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края. К таким мероприятиям относятся: «Хвала хлебу», «Праздник урожая», «Осенняя феерия», «Хрустальная зимушка-зима», «Грачи прилетели», «Здравствуй, лето красное!». Постановка мюзикла «Как звери к зиме готовились», опера «Бал цветов» способствуют образному восприятию и легкому усвоению материала. Работа с семьей. Для раскрытия родителям понятия «экология для малышей» можно провести дни открытых дверей, экологические акции, туристические походы, путешествия, Дни доброты. Сотрудничество с социумом. Программа по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает преемственность в работе дошкольного учреждения и начального звена общеобразовательной школы. Для формирования основ экологической культуры у дошкольников и школьников можно организовать форумы по обмену опытом детей, конкурсы «Юный исследователь», лаборатории «Советы ученого Пробиркина», мастерские «Уроки Самоделкина», клуб «Уроки экологической безопасности». Экскурсия в питомник поможет детям осознать кропотливость труда взрослых в процессе выращивания растений из маленьких черенков в большую садовую культуру. Посетить с детьми приемник для бездомных животных вместе с родителями – значит пробудить у воспитанников чувство глубокого сострадания к оставленным питомцам, желание заботиться о них и помочь найти своего хозяина. Труд. Задачи программы воспитатель реализует в практической деятельности на участке, в экологическом центре, на тематических площадках. Изготовление книжек-самоделок «Экологические сказки» в совместной деятельности детей с родителями позволят активизировать мыслительную деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжных страниц. Детям предлагается оформить такие книги, как: «Сказка о любопытной Козявочке», «Как путешествовала капелька», «Сказка о цветке Росянка». Мастерская по изготовлению кукол «Капелька», «Королева Экология», «Пробиркин», «Самоделкин», «Экологическая Безопасность». Подобные книги обогатят развивающие центры новыми персонажами, которые станут главными героями игры малышей, их советчиками в принятии грамотных решений в сохранении экологии своего участка.Эффективность педагогических приемов и методов в экологическом воспитании дошкольников. Воспитание экологической культуры у дошкольников подразумевает вариативность методов и приемов работы в подаче обучающего материала. Их разделяют на: беседы; наблюдения; рассматривание объектов; сюрпризный момент; художественное слово; динамические паузы; пальчиковая гимнастика; метод проектов, игровых обучающих ситуаций. Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами. Проект подразумевает длительный процесс наблюдения, экспериментирования с последующим анализом эффективности применяемых методов, приемов и форм работы с детьми. Старшие дошкольники к завершению проекта научатся устанавливать связи, проводить параллели, видеть ошибки в деятельности, узнают пути их исправления. Они смогут сравнить результат эксперимента, экологического проекта с первоначально поставленной задачей, объективно прокомментировать результат совпадения их гипотезы с полученными данными. Ребята подведут итог бесполезности либо эффективности своей работы и поставят перед собой задачу достичь нового уровня. Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов ,экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.