Сценарий внеклассного мероприятия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий внеклассного мероприятия
Автор: Фоменко Оксана Леонидовна
Классный час для старшеклассников «Дороги, которые мы выбираем...», 10-11 классРазработка классного часа для старших классов «Дороги, которые мы выбираем...»Слайд 1. Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами. Уолт УитменЦель: Нравственное воспитание старшеклассников. Форма: Сократовская беседа.Ход классного часаВедущий: Здравствуйте уважаемы гости! Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней — слово, мысль, логика. Слайд 2. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. Правила сократовской беседы (лучше правила записать на доске):1. Не могу молчать.2. Уважай ближнего своего.3. Платон мне друг, но истина дороже.4. Заговори, чтобы я тебя увидел.Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой — разговориться, активизировать мысли.Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. (Отвечать на разминке должен каждый.)Вопросы:1. Какое у вас сейчас настроение?2. Какое настроение у вас бывает чаще?3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.Несколько дней назад вам было предложено ответить на вопрос. Слайд 3• Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ.)Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске.)Это может выглядеть так:Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.Слайд с4 по 12 Настя приготовила презентацию о профессиях.А сейчас участники подробнее расскажут о типах профессий! Слайд 13.У Константина Дмитриевича Ушинского есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».• Согласны ли вы с этими словами? Как вы их понимаете?• Чем вы руководствуетесь в своем выборе? Например: способности, интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции .)(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Выбор в конечном счете делать вам самим.• Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить.)Например: Ответы детей (терпение, честность, готовность, достоинство, сила духа, быть морально устойчивым, талант, целеустремленность) Человек должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых в конце концов жизнь была бы пустой». Ребята ,что же такое ТАЛАНТ?Талант (как высшая степень развития способностей): «Вообще говоря, талант — очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу –это значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям. Целеустремленность Слайд 14 «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (Антон Семенович Макаренко советский педагог и писатель).Слайд 15 «Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Л.H. Толстой).Должны ли у человека быть жизненные цели?Если у человека не будет никаких целей, то ему не к чему будет стремиться, и он ничего не достигнет в жизни. • Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?Ответы детей (хорошо сдать экзамены, достойно выступить на выпускном бале, найти на время летних каникул работу ,помочь сделать ремонт родителям и т.д.)• Как вы добиваетесь поставленной цели?(Старанием, упорством и трудолюбием)Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.Трудолюбие:«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И. Шаляпин).Юность — пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.Но встреча с реальной жизнью — это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.Слайд • Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?Ребята, давайте разделимся на 2 группы оптимистов и пессимистов. Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом-международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться курьером в редакцию газеты.Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты — отрицательные.Победят те, которые покажутся судье более убедительными.Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты. Хочу прочитать слова Д.С. Лихачева из его книги «Раздумья»: «Нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник... Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых в конце концов жизнь была бы пустой».• Мы вновь вышли на личностные качества.Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:Ты, сын мой, должен помнить: оттогоРжавеет даже новый лист железа,Что в сырости лежит он бесполезноИ не находят дела для него.Душе людской во много раз трудней:И в дверь души, и в щели этой двериСто ржавчин и пороков лезут к ней...Запомни три из них по крайней мере:Во-первых, — зависть. Ты ее убейВ зародыше. И научись по правуБезревностно ценить других людей,Чтить их удачу, их успех и славу.Второе — злость. Беги от чувства злого.Сей доброту. Живи, других любя,Суди себя, коль осудил другого,Прости другого, коли простил себя.В порыве злом, в решении крутомСдержись. И гнева своего не выдай.Не нанеси нечаянной обиды,Чтоб не пришлось раскаяться потом.И третье — корень наших многих бед —Убийца всех достоинств в человеке —Безделье. И позорнее вовекиПорока в людях не было и нет.Не в праздном воздыханье на диване,А в празднике полезного трудаИщи свой смысл... И разочарованьеНе потревожит ум твой никогда.Вам было предложено ответить на такие вопросы:• Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?• Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):• Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственных качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, — к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности... Должен сделать свой нравственный выбор:Каждый выбирает для себяЖенщину, религию, дорогу.Дьяволу служить или пророкуКаждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себеСлово для любви и для молитвы.Шпагу для дуэли, меч для битвыКаждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себеЩит и латы, посох и заплаты.Меру окончательной расплатыКаждый выбирает по себе.Ю. ЛевитанскийОт того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом.«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком», — говорил А. де Сент-Экзюпери.И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выборРелаксРебята, а теперь мы переходим к практическому заданию.Каждый из вас сейчас должен сделать Визитную карточку.У вас есть все необходимое, приступайте.Пока ниши участники выполняют задание, мы с вами немного ответим на ряд вопросов.Оставляет белый след сшито. За правильный ответ 2 балла. 7. Конкурс: « Вопросы на засыпку». Задание: Ответить на вопросы. За каждый правильный ответ дается один бал. Если команда затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде. 1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер) 2. Кто погружается в работу с головой? (водолаз) 3. Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар) 4. Кто выносит сор из избы? (уборщица) 5. Кто коню в зубы смотрит? (ветеринар) 6. Самый сладкий мастер (кондитер) 7. Самый «сердечный» врач (кардиолог) 8. Врач «переломного» периода (травматолог) 9. Реаниматор машины (автомеханик) 10. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер) 11. Повар дальнего плавания (кок) 12. «Сумчатый» профессионал (почтальон) 13. Гид книжной страны (библиотекарь) 14. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель) 15. Как звали первую женщину – «лётчицу» (Баба-Яга)Молодцы ребята Хорошо знаете профессии!А теперь давайте посмотрим, что же сделали наши участники? Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор