Арт-педагогика в детском саду
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Арт-педагогика в детском саду
Автор: Хайруллина Гульнара Валиулловна
Инновационный проект «Арт- педагогика в детском саду»Заведующий МБДОУ Детский сад № 114городского округа город Уфа Республики БашкортостанХайруллина Гульнара Валиулловна Обновление образовательного пространства побуждает нас к поиску все новых и новых подходов в работе с детьми. Мы хотим, чтобы дети уже в детском саду могли проявить себя, научились понимать свои чувства и желания, обрели уверенность в своих силах. Такие возможности предоставляет нам Арт – педагогика. Инновационное направление образовательной деятельности, в котором особым образом переплетаются искусство, педагогика и психология. В нашем детском саду с успехом внедряется в практику авторская программа известного художника, педагога и арт - терапевта Марии Григорьевны Дрезниной "Семейная палитра". Особую ценность представляют, предложенные в ней формы творческого взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагогов, детей и их родителей. Участвуя, в семейных творческих проектах дети и взрослые попадают в атмосферу неформального сотрудничества, взаимопомощи, открытого обсуждения насущных проблем. При этом, каждый участник на равных может проявить свою индивидуальность, высказать свое понимание предложенной темы, объяснить, что он хотел выразить в своем произведении. Создавая отдельные фрагменты общего художественного произведения, участники вступают в диалог. При этом они обсуждают замысел, художественно - выразительные средства, материалы и техники изображения, высказывают свое мнение по поводу того, что получилось. Каждый при желании имеет возможность быть услышанным и одобренным другими. Это повышает самооценку, помогает преодолеть робость и неуверенность в своих силах.Такая совместная творческая деятельность необыкновенно сплачивает детей и их родителей, родителей и педагогов, педагогов и детей. Создается комфортная психологическая среда, в которой можно расслабиться, почувствовать поддержку и понимание, заботу и доверие. Социально-художественные творческие проеты в детском садуКарнавал красок Основная цель арт- педагогики - с помощью искусства и совместной творческой деятельности погрузить участников проекта в мир собственных ощущений, переживаний, ассоциаций, создать условия для самопознания, самовыражения, ценностно-смыслового обогащения личности.Розы расцвели в саду Каждое арт- педагогическое событие вызывает радость и удивление, позитивное ощущение сопричастности к общей деятельности, единения друг с другом, Кот без имени Как правило, арт-педагогическое занятие завершается обсуждением или обыгрыванием образов, созданных в процессе творческой деятельности. Это помогает определить отношение участников к теме, их установки, эмоции, переживания, скорректировать характер межличностных взаимодействий и индивидуальные поведенческие стратегии.Праздник начинается с открыткиАрт-педагогическая деятельность осуществляется на основе особых принципов, обеспечивающих ее специфику. Во- первых, это принцип интеграции педагогического и художественного смысла деятельности. При этом в процессе реализации содержания выбранной темы как правило происходит рождение новых смыслов. Произведения искусства всегда сопряжены со смысловой многозначностью, тайной, недовысказанностью, намеком, неожиданным ракурсом, а создание творческих работ глубоко связано с художественной интуицией, вдохновением, воображением.Лучики солнца Во- вторых, для того чтобы участники арт-педагогического проекта могли свободно выражать свои мысли, чувства, отношения, доверяя своим ощущениям и внутренним импульсам, необходимо соблюдать принцип спонтанности самовыражения средствами искусства. Спонтанность - это биение самой жизни. Потеря такого непосредственного отношения к жизни мешает человеку свободно дышать, приводит к расстройству личностной сферы, развивает угрюмые мысли. Спонтанность обеспечивает высвобождение творческой энергии, проявляясь во внутреннем раскрепощении человека, снятии критичности, появлении уверенности в своих силах.Птица семейного счастья В- втретьих, арт-педагогический проект всегда является совместным творческим проектом, когда открытие и постижение смыслов осуществляются в форме взаимного обмена чувствами между его участниками. В процессе деятельности, важно наладить коммуникацию детей между собой, а также между детьми и взрослыми. Настроить всех участников на бережное безоценочное суждение о содержании, способах и полученном результате деятельности. Формировать умение всматриваться, вслушиваться и делиться своими эмоциями и мыслями. Такой обмен мнениями может существенно повлиять на характер взаимоотношений между детьми в группе, между детьми и их родителями, а так же между родителями и педагогами.Мама в моем окнеТаким образом, на основе арт- педагогики в нашем детском саду постепенно складывается особая инновационная художественно- творческая практика, реализующая заложенные в ФГОС ДО требования к созданию условий, обеспечивающих эмоционально-психологический комфорт, творческую самореализацию и социализацию ребенка в современном образовательном пространстве .