Индивидуализация в ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуализация в ДОУ
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна

Индивидуализация в дошкольном образовании согласно ФГОС ДО.Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход. Мы рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.Индивидуализация в образовании согласно ФГОС ДОВ общих положениях стандартаПункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образованияПункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.
  • Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;
  • Выражения своих чувств и мыслей.
  • Поддержку детской инициативы и самостоятельности(игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).
  • Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.Мы не оцениваем ребенка, а содействуем его развитию. Содействуем восхождению ребенка по «Лесенке успеха» до уровня творческого выполнения деятельности, самовыражения своей индивидуальности.«Лесенка успеха» - это научно-методическое средство, которое вбирает в себя и методы, и формы, и условия, и результаты деятельности педагога и ребенка. Она состоит, образно говоря, из четырех «ступенек», которые «поднимаются снизу-вверх». Каждая «ступенька» надстраивается над нижней, обозначая следующий этап работы воспитателя с одним и тем же ребенком или всей группой воспитанников.ПЕРВАЯ, НИЖНЯЯ СТУПЕНЬКА ОБОЗНАЧАЕТ ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.Это форма общегруппового или индивидуального показа, «театр» взрослого, в котором воспитатель - «артист», «фокусник» («Том Сойер, который красит забор» и т. п.), а ребёнок оказывается в роли «очарованного зрителя». Цель воспитателя - разбудить у ребёнка любопытство к демонстрируемой деятельности и вызвать желание научиться выполнению её.Если ребенок оказался в роли «очарованного зрителя» и заявляет: «Научи меня, я тоже так хочу делать, - то, значит, педагогу удалась его роль. Известно высказывание философов о том, что «никого и ничему научить нельзя, пока сам человек не захочет научиться!» Л. С. Выготский эту же мысль сформулировал так: «программа воспитателя только тогда будет усваиваться ребенком, когда она станет программой самого ребёнка».         .Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребенок действительно не будет «очарован и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так делать».Сообщение взрослому ребенком своего желания научиться это и есть факт, подтверждающий, что ребёнок принял программу воспитателя», открыл смысл обучения для себя. Его замысел деятельности теперь совпадает сзамыслом воспитателя.В исследованиях известного украинского психолога В. К. Котырло была раскрыта динамика развития познавательной потребности*.Первая форма выражения этой потребности является «любопытство». Показателем любопытства является вопрос «Что такое?»То есть для ребенка ситуация вхождения в первый уровень познания должна быть непреднамеренной.Содействие в возникновении этой эмоции будет заключаться в том, насколько умело специалист возбудит у ребёнка любопытство в условиях, когда педагог с ним играет и общается. Восприятие ребёнком нового познавательного материала должно произойти так, чтобы дошкольник испытал эмоцию радости.Вторая форма познавательной потребности - «любознательность». Она проявляется в детских вопросах «Почему? Зачем? Для чего? и т.д.».Третья форма познавательной потребности - «собственно познавательная деятельность».Она протекает в разных видах самодеятельности дошкольника: наблюдение, рассматривание картинки, слушание книги, эксперимент, опробование и др.ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА ОБОЗНАЧАЕТ СОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДЫМ РЕБЁНКОМ.Условием и формой такого восхождения становится диалог. Такой диалог обозначен метафорой «вкусные собеседники».Содействие комфортному пребыванию ребёнка на этом уровне должно заключаться в особой атмосфере общения, которую создает воспитатель. Ребенок, поднимаясь на «вторую ступеньку», выражает желание учиться у взрослого, однако участвует в общении со взрослым до тех пор, пока подаваемая взрослым «пища для его ума и сердца» ему нравится. Для малыша 3-4 лет время общения может ограничиваться двумя минутками, а может продлеваться и до 10-12 минут (в условиях выполнения им продуктивных видов деятельности). У старших детей обнаружены другие временные возможности, более того, от возраста к возрасту потребность в индивидуальном общении ради обучения чему-то новому у дошкольников (особенно мальчиков) возрастает.Вторая ступенька не простая, ведь «старт» у всех ребятишек разный, да ещё и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты, и характеры разныеВ общем, у каждого ребенка скорость восхождения по этой второй ступеньке к третьей, конечно, разная. Значит, и актёрская палитра воспитателя - тоже с каждым ребенком, на каждом виде деятельности, более того, на каждом уровне освоения её каждым из детей - разная, для каждого - своя!Задача вкусного собеседника» будет заключаться в особом поведении наставника как терпеливого оптимиста, готового каждый раз с радостью поддержать очередную попытку дошкольника учиться у взрослого.Рассмотрим, как меняется поведение воспитателя в зависимости от того, на каком уровне познания находится каждый из воспитанников.УРОВЕНЬ – «А», Для поведения малыша характерно то, что он приходит с желанием выполнить то, что показал взрослый всей группе детей, но повторить программный материал он не может. Поэтому воспитатель должен ему ещё раз показать «театр». Необходимо быть готовым к тому, что для кого-то из детей потребуется не один, а несколько раз просмотреть одно и то же, хотя в разное время и в разных ситуациях. Но чтобы не угасло у воспитанника инициативное отношение к встречам с взрослым, мастерство старшего собеседника должно проявляться в умении вызвать у младшего партнера по общению эмоцию радости.ПЕРЕХОД РЕБЁНКА НА УРОВЕНЬ «Б» отражает выполнение им деятельности под непосредственным руководством взрослого в соответствии с образцом. Этот уровень также отражает дифференцированное или многостороннее познание человеком изучаемого предмета (явления, деятельности).  На этом этапе обучения педагог берёт на себя роль «вкусного собеседника» и терпеливо работает с воспитанником индивидуально: сначала опять демонстрирует образец деятельности (уровень «а»)потом воспитанник под его руководством многократно повторяет его в соответствии с образцом (уровень «б»). И, наконец, наступает момент, когда он говорит: «Я сам сделаю», то есть он достигает уровня самостоятельности.Поскольку все дети разные, то трудно предусмотреть в качестве показателей этого уровня развития темп, количество попыток, которые необходимы каждому ребенку для того, чтобы уверенно выполнить программный материал под непосредственным наблюдением и участием наставника. Второй этап познания отражает потребность ребёнка многократно под непосредственным руководством передающего опыт (взрослый, ровесник, книга и т.д.)  воспроизводить познаваемый материал.В это время педагог может использовать и сопряжённое действие, то есть взрослый вместе с ребенком (действуя, например, его рукой) воспроизводит познаваемый материал. Таких попыток-упражнений тоже может быть несколько, но главное, чтобы инициатива повторения опять-таки шла от ребёнка, который будет устремлён к достижению результата, соответствующего образцу.Завершается общение всегда поддержкой, похвалой малейшего движения ребенка к успеху. Он должен уходить от взрослого с ощущением «крыльев за спиной». И заявлять педагогу: «Я к тебе ещё приду».  И хотя трехлетний ребёнок уже знает, что надо обращаться к воспитателю на «Вы», переход на обращение «Ты» показывает, что взрослый нашёл правильную форму общения, малыш ему доверяет как родному человеку. При этом, конечно,  это не одномоментная встреча,  этап может длиться и день, и два,  и неделю, пока малыш не освоит материала до уровня «в», то есть выполнит его самостоятельно.  Поскольку воспитатель работает на основе технологического проекта, он может и должен заранее спланировать работу с детьми по освоению материала и начать её выполнять за несколько недель. Завершение подготовки определяется днём, когда спланирована общегрупповая форма, которая может быть занятием (трудом, игрой) как формой диагностики освоенного программного материала.Наличие сценарной разработки проекта на весь год позволяет воспитателю за 2-3 месяца начать своевременно этот долгий и трудный процесс обучения, чтобы успеть вовлечь в него всех подопечных.УРОВЕНЬ «В» ВТОРОЙ СТУПЕНЬКИ отражает «обобщённое» восприятие предмета или явления, когда изучающий открывает для себя его закономерности и переходит от воспроизведения под руководством наставника к самостоятельному выполнению действий. Восхождение на уровень самодеятельности позволяет ребенку, во-первых, открывать неизвестное в хорошо известном, а во-вторых,  начать экспериментально- познавательную деятельность по своей инициативе.Самостоятельное исполнение ребенком деятельности-показатель присвоения им опыта предшествующих поколений, но пока лишь в условиях совместной деятельности со взрослым. Чтобы убедиться в истинном уровне освоения деятельности необходимы новые условия, когда освоенную деятельность ребёнок выполняет в отрыве от взрослого - приём перенос освоенного знания в новые условия.Каждый ребенок в своем темпе будет овладевать программой педагога по нашему проекту. И только тогда, когда все воспитанники способны выполнять данную деятельность самостоятельно,  а некоторые из них уже и творчески, педагог определяет их готовность к фронтальной форме обучения дошкольников.Этап работы воспитателя на «второй ступеньке « «Лесенки успеха»  в роли «вкусного собеседник - истинно творческий для каждого педагога-исполнителя. От его интуиции, такта, терпения, актерской палитры зависит скорость овладения программным содержанием каждым их воспитанников, проявляющих себя неповторимо.Результатом (промежуточнымвляется восхождение (большинством воспитанников)в освоении деятельности до уровня самостоятельности для которого характерны инициатива, автономность от взрослого и адекватная самооценка продукта деятельности. Но и после общегруппового занятия «вкусным собеседникам» так не расстаться, ведь цель нашего общения- содействовать овладению каждым ребёнком этой деятельностью на творческом уровне.НА ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЬКЕ «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА» ВСЕ ВОСПИТАННИКИ ГРУППЫ ОДНОМОМЕНТНО УЧАСТВУЮТ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЕМ ФОРМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Воспитатель выступает в роли «дирижера» или «режиссера», а дети - «оркестра заботливых исполнителей».Эта форма коллективного взаимодействия открывает для каждого ребёнка возможность выбора, прогнозирования успеха, применения волевого усилия, переживания радости от сотрудничества. А для взрослого - она выступает и в качестве своеобразной формы диагностики восхождения каждым из детей к уровню самостоятельности*.Цель воспитателя: содействовать самоутверждению ребёнка в своих возможностях, в переносе им освоенных умений в коллективную, публичную форму выражения.В определении «заботливые» подчёркивается нравственная направленность деятельности дошкольника. А для взрослого фронтальная форма становится и формой диагностики овладения программным материалом каждым участником.Общение на занятиях, как правило, строится с помощью игрового персонажа: в младшей и средней группах с «Мишкой», а в старших - с «Незнайкой или «Недотёпой». Эти персонажи (как объяснил В. В. Столин), выполняют роль внешней формы проявления самосознания дошкольника: ребенок искренне разговаривает с персонажем, который ошибается, отвечает на вопросы воспитателя точно так же, как взрослый разговаривает сам с собой, когда рефлексируя, анализируя событие, строит диалог с предполагаемым собеседником.Воспитатель играет одновременно две роли: свою роль наставника и роль персонажа. Это требует актёрских умений, богатой интонационной палитры. Каждый участник занятия (не только дети, но и воспитатель вместе с ними) сначала весело смеётся над глупым Недотёпой, а потом ребятишки азартно спорят с ним, указывают на ошибки в его ответах. Поэтому ежедневные встречи с персонажем - это форма оптимистичного отношения к жизни, которая благотворно влияет на здоровье воспитанников.Персонаж выполняет три функции на занятии:1) меняет позицию воспитанника, превращает его из ученика в учителя недотепы. Обучая другого, ребенок самоутверждается в своих знаниях и умениях, у него развивается адекватная самооценка получаемых результатов;2) ставит ребёнка в проблемную ситуацию, признаки которой были разработаны психологами и дидактами А. Н. Матюшкиным, М. И. Махмутовым и др .3) требует от ребенка контекстного речевого высказывания в форме системы высказываний.Известен афоризм Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Благодаря индивидуальному обучению, дошкольники подготавливаются к сложным формам речи. С.Л. Рубинштейн сформулировал ещё одно важное суждение: «Формулируя мысль, мы её формируем». Это подчёркивает позитивное влияние речевого общения с персонажем на ход умственного развития ребенка.*Такое понимание занятия как формы диагностики овладения материалом, достигнутой в индивидуальном обучении, предложила А. П. Усова.Игра с куклой-недотёпой - форма и средство обогащения развития самосознания ребёнка, самоутверждения его как индивидуальности.ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬКА «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА»   ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. Воспитатель – «очарованный зритель», а ребёнок теперь «артист», архитектор, художник, исследователь и т.д. Теперь перед нами «театр ребёнка», его творческая мастерская.По выражению В.С. Мерлина,  ребенок создает и сохраняет свою индивидуальность своими действиями. На этом этапе развития деятельность из предмета познания превращается для ребёнка в форму бытия, форму творческого самовыражения своей индивидуальности, самосовершенствования себя как неповторимой индивидуальности.И уже воспитатель оказывается в роли «очарованного зрителя».Теперь цель воспитателя - содействовать тому, чтобы каждый воспитанник группы выполнял программную деятельность творчески, обретал собственный неповторимый стиль её выполнения, проявлял свои особые таланты. Творческий уровень самодеятельности детей становится для педагога средством содействия их разностороннему воспитанию и самовоспитанию.Овладение «Лесенкой успеха» означает для воспитателя и овладение профессиональной мыследеятельностью. Это позволяет ему овладевать диагностикой уровня развития каждого воспитанника в каждом виде деятельности, и на этой основе самому определять свою роль, которую он должен сыграть для одного ребенка или для детей в данную минуту выступать ли ему сейчас «артистом» или «вкусным собеседником», или «дирижером», или «очарованным зрителем».  Поэтому структура (система) его деятельности будет строиться на смене ролевого поведения, а исполнение технологического проекта проявится как импровизационное, творческое.Каждый этап восхождения ребенком по ступенькам «Лесенки успеха», а особенно четвёртый уровень овладения деятельностью каждым из воспитанников отражает для воспитателя успешность результата эффективность его профессиональной деятельности, показатель сотворчества. и с ребёнком, и с его семьей.
  • Формулировка замысла, цели, мотива
  • Выбор предмета или материала для преобразования предмета
  • Подбор орудий или инструмента
  • Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.
  • Модель деятельности педагогаПедагог может:а) работать в одном из центров;б) переходить от центра к центру оказывая помощь;в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей;г) наблюдать за конкретным ребенкомРазвитие предметно-пространственной средыОрганизация пространства осуществляется по тематическому принципу, меняется в соответствии с тематикой.