Экологическое воспитание


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание
Автор: Черноусова Ирина Алексеевна

Методическая разработка по организации работы по экологическому воспитанию. « У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит. » Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. В результате чего, люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образование – экологическое; всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать. Одним из важных направлений дошкольной педагогики является – экологическое образование.Практически все современные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, а также дополнительные программы. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание», «экологическое воспитание», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.Что же такое экология? Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккемм- наука, о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Конечно, экология – наука не простая, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, нужно запомнить:4 закона Барри Коммонера - все связано со всем;- все куда – нибудь девается;- все что – нибудь, да стоит ( ни что не дается даром);- природа знает лучше.Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.Как это выглядит на практике?Вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется – например, береза. Предлагаете обсудить детям следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (природой).Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятия превратилось в экологическое. Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу»; нужен воздух – листики дышат; нужен дождь, ветер, который разносит семена и т.п.Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения воспитания и развития ребенка:- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;- развитие позновательного интереса к миру природы;- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;- воспитание гуманного, эмоционального – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;- развитие чувства эмпатии к объектам природы;- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;- формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.С точки зрения экологического образования среда способствует:- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами)- оздоровлению ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);- формированию нравственных качеств ребенка ( создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).Эколого-развивающая среда нашего детского сада состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою – функциональную роль.Эколого-развивающая среда в каждой возрастной группе разнообразна, благодаря творческим способностям педагогов, созданы «мини-оазисы» природной красоты.К созданию эколого-развивающей среды мы активно привлекали родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на наш взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного. В уголках природы имеются интересно, с выдумкой, оформленные «календари природы», благодаря которым, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца. В каждой группе детского сада изготовлены «Центры воды и песка», которые адаптированы соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.Если в младших группах – это просто совочки и формочки для элементарных игр и действий с песком и водой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте созданы целые «мини-лаборатории» для детского экспериментирования.Еще в наших группах имеются «зоны коллекций», которые предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствующие развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).В книжном уголке каждой группы имеется литература о растениях и животных. Периодически в каждой группе вывешивается карта, вносится глобус; выставляются красочно – оформленные тематические альбомы (дикие, домашние животные, птицы (перелетные, зимующие).Интересной находкой коллектива, на наш взгляд являются – «выставочные уголки».Поскольку, занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации.В уголке выставляются все рисунки, поделки детей.Кроме того, в уголках периодически вывешиваются фото детей с родителями во время общения с природой, с четвероногими домашними любимцами.Разнообразная ежедневная работа с дошкольниками по экологическому воспитанию: систематические наблюдения в уголке природы, на участке, создание и поддержка необходимых условий жизни растений и животных, позволяет им накопить конкретные, чувственные представления о природе.Большая работа по экологическому воспитанию проводится летом. В план летне-оздоровительной работы был включен педагогический блок «Экологические проекты», который включал следующие мероприятия:1. «Чистое утро» (каждый понедельник)2. «День цветов» (один раз в месяц)3. «Жалобная книга природы» (в течение лета)4. «Природа-выручалочка» (Творческий конкурс среди возрастных групп «Проект – представление лекарственного растения»)5. «В гости к юным экологам»6. «Экологическая тропа» - Парк культуры7. «Лягушата у пруда» - экскурсия на пруд8. «Дождики» - наблюдение за дождем и рисование9. «Зелёный дом» - проект «Благоустройства планеты»10. Пикник «У Лукоморья» (совместно с родителями)В процессе экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении родителям информации о деятельности ГБДОУ, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на занятиях, созданы разнообразные дидактические пособия: «Ящик ощущений» способствует развитию тактильной чувствительности, «Волшебная чаша» используемая для ароматизации способствует развитию воображения детей, умения соотносить запахи с временами года, растениями.Вопросы экологического образования включены в программу консультаций для родителей, ожидающих ребенка. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.Обязанностью родителей является организация совместного ухода за животными и растениями в домашних условиях; при этом – активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь, здоровье.Иногда родители берут к себе домой на лето комнатные растения, создают для них условия.Часто устраиваются выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей», фотографий «Наши друзья: домашние, дикие, пернатые».Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 50% родителей более часто стали интересоваться деятельностью детей в детском саду, 95% взрослых отмечают важность экологического воспитания уже в детском саду, 98% родителей отметили, что дети стали более внимательны к окружающим их животным и растениям, бережно относятся к предметам из природных материалов, 100% родителей желают видеть своего ребенка созидателем.Это еще раз доказывает, что – как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.