"Рабочая программа по всеобщей истории для 7 класса"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рабочая программа по всеобщей истории для 7 класса"
Автор: Никитина Юлия Николаевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо историиосновное общее, 7 классколичество часов -70учитель: ____________Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «История» на основе авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я Юдовская и Л. М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2014, и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2014 Пояснительная запискаНормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по истории1.Закон РФ «Об образовании»2.Областной закон «Об образовании»3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования4.Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 10895. А.А. Данилов,Л. Г. Косулина . Программа по истории для основной школы. М.: Просвещение» 20146. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина Программа по всеобщей истории. М.: Просвещение». 20147 .Методическое письмо МО РФ «О преподавании учебного предмета «Истории» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» Место и роль истории в образовании молодого поколения обусловлены её познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Существенным вкладом данного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.Место предмета в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.В связи с тем, что 3 часа выпало на праздничные дни (10 марта, 2 мая и 9 мая) фактически будет проведено 67 часов, из них 24 часа новой истории и 43 истории России.Взаимосвязь курса с другими дисциплинами учебного планаКурс обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории, истории зарубежных стран и обществознанию. История обеспечивает всей системе школьного образования необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяющие раскрыть связь разных областей знания с человеком, их значение для личности и общества. Методы исторического познания с их диалектикой исторического и логического также имеют общеобразовательное значение.Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.Задачи:- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;Требования к уровню подготовки учащихся:знать: - основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVIв. по XIX в.- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;- уметь:- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.Содержание курса.Новая историяМир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVIII вв.Эпоха Просвещения. Время преобразований.Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской революции. Великая Французская революция. От монархии к республике. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государства Востока. Начало европейской колонизации.История РоссииУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса:Учебник Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2010.Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.- М.: ВАКО, 2006.Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5-9 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2010.Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко.Волгоград: Учитель,2008.Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) /авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко.Волгоград:Учитель,2009.Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории: 5-9 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.Критерии и нормы оценивания:Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира; анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности); сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики; демонстрировать знание основных дат отечественной истории; составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийсяпоказывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, неискажающие общего исторического смысла:демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся демонстрирует общие представления об историческом процессе; путается в датах, допускает неточности в определении понятий; показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.Нормы оценок работы с историческим источникомОтметка «5» выставляется в том случае, если учащийся установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника; дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему; аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся определил тип источника и историческую эпоху его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника; прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к текстуисточника.Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; не увидел проблему и не смог ее сформулировать; пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.Нормы оценок работы с исторической картойОтметка «5» выставляется в том случае, если учащийся читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;не соотносит историческую информацию с картой;Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не умеет читать легенду карты;не распознает историческую информацию, представленную на карте;Формы контроля уровня достижений учащихся по тестовым работамТекущее и контрольное тестирование 7 класс Контрольный тест“Россия в конце XVI-XVII веках»А1. Что было причиной Смутного времени:Хозяйственный кризисОслабление феодального гнетаЗлоупотребления баскаковЛиквидация патриаршестваА2. Почему правление Лжедмитрия I оказалось недолгим: 1. он признался народу в самозванстве 2. он дал полную свободу крестьянам 3. он ввел в России католичество 4. он потерял поддержку москвичейА3. Кому было дано прозвище «тушинский вор»?Борису ГодуновуВасилию ШуйскомуЛжедмитрию IЛжедмитрию IIА4. Какое название получило правительство, созданное в период Смуты? 1. «Семибоярщина» 2. «Земщина» 3. «Самозванщина» 4. «Совет всей земли»А5. Что сыграло решающую роль в освобождении Москвы и страны от вражеских захватчиков? 1. сильный мороз 2. призыв «Семибоярщины» 3. патриотический подъем населения 4. отказ германа Ходкевича идти на МосквуА6. Что означало воцарение династии Романовых? 1. начало нового этапа гражданской войны 2. окончание Смутного времени 3. завершение феодальной раздробленности 4. начало боярского правленияА7. Понятие «раскол» в XVII-XVIII вв. означало деление населения на сторонников и противников: 1. реформ Избранной рады 2. реформ патриарха Никона 3. отмены крепостного права 4. расширения привилегий дворянстваА8. Что являлось центрами торговли России в XVII веке? 1. портовые города на Балтике 2. портовые города на Черном море 3. мануфактуры 4. ярмаркиА10. О чем свидетельствовало принятие Соборного уложения? 1. об усилении царской власти 2. об ослаблении феодального гнета 3. об установлении в стране сословно-представительной монархии 4. об усилении влияния церкви на царскую властьА11. Причиной чего стало стремление привести к единообразию церковные книги и обряды? 1. церковной реформы 2. Смуты 3. опричнины 4. Соляного бунтаА12. Какое утверждение верно? 1. решение о воссоединении Украины с Россией было принято на Переяславской раде 2. присоединение Восточной Сибири произошло после завершения войны с Китаем 3. в результате Смоленской войны 1632-1634 гг. к России отошли прибалтийские земли 4. в результате военных походов князя Голицына к России отошло побережье Тихого океанаА13. Парсуна в отличие от иконы, - это изображение: 1. реальных людей 2. святого 3. природы 4. Бога и БогоматериВ1. Расставьте имена правителей в хронологической последовательности. А. Михаил Романов Б. Борис Годунов В. Федор Иванович Г. Лжедмитрий IB2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.В3. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной техники, называется _____________________В4. Причиной какого бунта стали события, о которых идет речь в отрывке из документа?Да в та же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги… не почали в города возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая. А служилым людей царское жалованье давано полное, а они покупали всякие запасы и харчь и товары вдвое ценою, и от того у них в году жалованья не доставало, и скудость почала быть болшая. Хотя о тех денгах указ был… чтоб для них товаров и запасов никаких ценою не подвышали; однако на то не смотрели.Тестовая работа«Россия в 17 веке»1. После восстания в Москве 1648 года Алексей Михайлович приказал:а) сократить срок сыска беглых крестьян;б) назначить новых сборщиков налогов;в) отстранить от власти Б.И. Морозова;г) назначить новых сборщиков приказов.2. Барщинное хозяйство характеризуется:а) натуральным хозяйством;б) личной зависимостью крестьянина;в) товарным производством;г) экономической зависимостью крестьянина.3. Ремесло-это:а) мелкое производство промышленных изделий по заказу;б) производство, где применяется техника;в) промысловое хозяйство;г) производство с разделением труда.4. В России на мануфактурах применялся труд:а) наёмных и крепостных рабочих;б) батраков;в) крепостных крестьян;г) наёмных рабочих.5. XVII в. в России в экономическом развитии характеризуется:а) быстрым развитием капиталистических отношений;б) дальнейшим процессом закрепощения крестьян;в) появлением бирж, банков;г) формированием единого всероссийского рынка.6. Церковный раскол связан с тем, что:а) Русская Православная Церковь стала национальной;б) началась борьба за подчинение светской власти;в) правительство начало секуляризацию земель;г) необходимо было изменить обряды и богослужебные книги.7. Основная причина городских восстаний XVII в.:а) недовольство общества деятельностью приказной системы;б) ухудшение положения населения из-за введения косвенных налогов;в) дальнейшее закрепощение крестьян;г) недовольство церковной реформой и расколом Церкви.8. Парсуна - это название:а) архитектурного стиля;б) живописного портретного изображения;в) артиллерийского орудия;г) документов тайного приказа.Тестовая работа«Значение реформ Петра I»1. Первую половину XVIII века историки называют:а) Елизаветинское время;б) Петровская эпоха;в) «Просвещённый абсолютизм»;г) эпоха дворцовых переворотов.2. К нововведениям Петровской эпохи можно отнести:а) учреждение орденов и медалей;б) празднование Нового года;в) введение начального образования для низших сословий;г) создание русской письменности.3. Большая часть историков считает Петра I:а) «губителем русской культуры»;б) «проповедником русской культуры»;в) антихристом;г) реформатором.4. В экономической сфере Пётр Великий осуществил:а) развитие мануфактурного производства;б) монопольное право на внутреннюю и внешнюю торговлю;в) выпуск ценных бумаг на российском рынке;г) политику протекционизма.5. В чём было преимущество коллегий перед приказами?а) присутствовал принцип коллегиальности;б) коллегии занимались определёнными участками государственного управления;в) деятельность была основана на инициативе и самостоятельности;г) наличие огромного бюрократического аппарата.6. Знаменитая Полтавская битва произошла в:а) .; б) .;в) .; г) .7. Отставание России от европейских стран объяснялось:а) отсутствием у России выхода к морю;б) наличием крепостного права;в) многонациональным составом государства;г) наличием огромной территории 8.Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на:а) гвардию;б) стрельцов;в) бояр;г) казачество.Контрольный тест“Россия в I половине XVIII века»1. Причиной Северной войны было стремление России:А. Развивать торговлю со странами ЗападаБ. Присоединить территорию ПольшиВ. Захватить торговый флот ШвецииГ. Вернуть Смоленск и Полтаву2. Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне: 1. при Гренгаме 3. при Лесной 2. при Полтаве 4. при Нарве3. Как назывался в XVIII веке налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий?А. подворным Б. посадскимВ. подушным Г. пошлинным4. Чем характеризуется политика меркантилизма? 1. занятием должностей по знатности происхождения 2. запрещением частного предпринимательства 3. отказом от использования машинной техники 4. преобладанием вывоза товаров из страны над ввозом5. Какое название получил созданный в . высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе? 1. Сенат 3. Юстиц-коллегия 2. Синод 4. ассамблея6. Найдите лишнее. Какое событие не произошло в годы правления Петра I? 1. реформа алфавита 2. начало издания газеты «Ведомости» 3. отмена местничества 4. создание коллегий 5. провозглашение России империей7. Что было причиной дворцовых переворотов в XVIII в.: 1. появление самозванцев 2. изменение Петром I порядка наследования престолом 3. распространение клеветы против правящей династии 4. расширения привилегий дворянства8. Что из названного было одной из причин петровских преобразований? 1. необходимость преодоления Россией отставания от западных стран 2. стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии 3. необходимость отмены местничества и системы кормлений 4. стремление к объединению всех русских земель9. Каково было главное направление внутренней политики российский правителей в 1725-1762 гг.? 1. упразднение сословного деления общества 2. увеличение привилегий дворянства 3. ослабление крепостного гнета 4. ограничение самодержавия10. Каково было основное направление внешней политики России в 30-40-е гг. XVIII в.? 1. сохранение петровских завоеваний на Балтике 2. оказание военной помощи Византийской империи 3. установление союзнических отношений с Пруссией 4. заключение династических браков с правителями европейских стран11. Какое сражение произошло во время Семилетней войны? 1. под Нарвой 3. под Кунерсдорфом 2. при Гангуте 4. под Берестечком12. Первым императором на русском престоле был: 1. Павел I 3. Петр III 2. Алексей Михайлович 4. Петр I13. Елизавета Петровна оказалась на российском престоле: 1. по завещанию Петра I 2. по требованию участников Пугачевского восстания 3. по приглашению Верховного тайного совета 4. в результате дворцового переворота14. Расставьте имена правителей в хронологической последовательности. А. Екатерина I Б. Елизавета I В. Анна Иоанновна Г. Петр III15. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.Взятие Казани – .Взятие Азова – .Полтавское сражение - _______________16.Во времена правления Екатерины I и Петра II самым влиятельным был: 1. князь Долгорукий 3. князь Голицын. 2. князь Меньшиков 4. Бирон17. Соотнесите правителей и органы государственного управления18.По реформе 1708- 1710 гг. Петр разделил страну на восемь (8): 1. провинций 3. уездов 2. губерний 4. районов19*. Дайте определение следующим понятиям:Дворцовый переворот, кондиции, фаворит20*. Определите событие по датам:., 1727-1730 гг., .Россия в 1762-1801 годах1. Что из перечисленного стало одним из результатов внешней политики Екатерины II?1) расширение территорий России в Причерноморье2) увеличение территорий России в Прибалтике3) лрисоединение Средней Азии4) утверждение России на Кавказе2. В каком году Екатерина II подписала «Устав народных училищ», положивший начало образовательной реформе?1) в . 3) в .2) в . 4) в .3. Памятник Петру I в Петербурге сооружен по проекту скульптора1) Э. Фальконе2) Ф. Шубина3) Ф. Волкова4) И. Старова4. Имена М. Ломоносова, Г. Миллера, В. Татищева объединяют научные исследования в области1) физики2) химии3) истории4) геологии5. Подготовить свод законов Российской империи должен был специально созданный орган1) Вольное экономическое общество2) Уложенная комиссия3) Верховный тайный совет4) Тайная канцелярия6. Запорожская Сечь была ликвидирована1) в .2) в .3) в .4) в .Россия в 1762-1801 годах1. Высшее должностное лицо в уезде после губернской реформы .1) стряпчий2) обер-провиантмейстер3) капитан-исправник4) губной староста2. Для просвещенного абсолютизма характерно1) отсутствие крепостного права2) ограничение деятельности церкви в государстве3) обоснование идеи неограниченности самодержавной власти4) преувеличенное представление о роли законов в управлении государством 3. Активное участие в пугачевском восстании приняли . 1) башкиры2) калмыки3) татары4) казахи4. Результатом опубликования Жалованной грамоты городам стало1) разделение купечества на гильдии2) создание ремесленных цехов3) образование всесословного городского самоуправления4) появление слоя капиталистых крестьян5. Второй раздел Речи Посполитой, в котором приняла участие Россия, состоялся1) в .2) в .3) в .4) в .6. В сражениях против турецкой армии при Рымнике и Фок-шанах русскими войсками командовал1) П. Румянцев2) А. Орлов3) Ф.Ушаков4) А. Суворов 1. Какие из названных имен связаны с историей русско-турецкой войны 178 7-1791 гг. ?А) С. Апраксин Г) Г. ПотемкинБ) А. Суворов Д) Ф.УшаковВ) Р. ВоронцовУкажите верный ответ. 1)АБГ 2)БГД 3)ВГД 4)АВД2. Для внутренней политики императрицы Екатерины IIбыло характерно1) расширение привилегий дворянства2) дарование свободы капиталистым крестьянам3) приравнивание правового статуса мещан с дворянами4) жалование части государственных земель церкви3. Ликвидация Запорожской Сечи и введение права на открытие предприятий без разрешения правительства состоялись1) в .2) в .3) в .4) в . 4. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?1) восстание под руководством К. Булавина2) восстание под руководством Е. Пугачева3) Астраханское восстание4) Соловецкое восстаниеТест к итоговому уроку по истории РоссииВариант I1. У Петра I был сын...а) Алексей; б) Александр;в) Петр; г) Иоанн.2. Петр I ввел...а) подушную подать;б) подоходный налог;в) прогрессивный налог;г) посошное обложение.3. Святейший Синод был введен...а) в ..; б) в .;в) в .; г) в .4. Он не был деятелем Первого ополчения,а) Трубецкой; б) Ляпунов;в) Болотников; г) Пашков.5. Он был патриархом в период правления Алексея Михайловича.а) Никон; б) Иов;в) Филарет; г) Адриан.6. Присоединение Крыма состоялось в...а) .; б) .;в) .; г) .7. Он построил Зимний дворец?а) Кваренги; б) Растрелли;в) Камерон; г) Баженов.8. Он(а) подписал(а) Манифест о вольности дворянской.а) Петр I;б) Петр Ш;в) Анна Иоанновна;г) Екатерина П.9. В результате Северной войны Россия не получила...а) Эстляндию;б) Курляндию;в) Лифляндию;г) Ингерманландию.10. В битве на р. Рымник победу одержал...а) Румянцев; б) Суворов;в) Потемкин; г) Ушаков.Вариант II1. Он инициировал церковную реформу,а)Никон; б)Иов;в) Филарет; г) Адриан.2. Он не был сподвижником Алексея Михайловича,а) Филарет; б) Матвеев;в) Ордин-Нащокин; г) Ртищев.3. Союзником России в Северной войне была...а) Норвегия; б) Дания;в) Франция; г) Вестфалия.4. Петр I стал императором в...а) .; б) .;в) .; г) .5. Указ о единонаследии подписал(а)...а) Петр I;б) Петр Ш;в) Анна Иоанновна;г) Екатерина П.6. Он построил Большой дворец в Павловске,а)Кваренги; б)Растрелли;в) Камерон; г) Баженов.7. Бирон приехал из...а) Эстляндии;б) Курляндии;в) Лифляндии;г) Ингерманландии.8. Он написал пьесу «Недоросль».а) Фонвизин; б) Херасков;в) Сумароков; г) Державин.9. Георгиевский трактат был подписан в...а)1783г; б)1784г.;в) .; г) .