«Нравственное воспитание детей с ОВЗ. «Загадки древней Карелии».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Нравственное воспитание детей с ОВЗ. «Загадки древней Карелии».
Автор: Жданова Наталья Владимировна
«Нравственное воспитание детей с ОВЗ. «Загадки древней Карелии».Жданова Наталья ВладимировнаУчитель – дефектологГБОУ РК «Школа – интернат № 24»г. Петрозаводск Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного учреждения, чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Нашей задачей как педагогов является:• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу.• Формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское воспитание, или играют огромную роль в становлении личности (патриота). Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом листе своя природа, свои традиции и свой быт. Надо показать ребёнку, что родной край, город славен своей историей, лучшими памятниками, лучшими людьми.Работая учителем – дефектологом и классным руководителем в коррекционной школе 8 вида на занятиях, на классных часов, в свободной деятельности очень хочется познакомить детей с историей замечательного края, где мы живём Республикой Карелией. Для знакомства детей с историей образования Карелии ставлю задачи:1.Образовательные:- Формировать представление о происхождении родного края;-формировать представление о жизни древнего человека; о петроглифах.- познакомить детей с профессией археолога2.Развивающие:-развивать мышление, внимание, память;-развивать словарный запас детей.3.Воспитательные:-воспитание бережного отношения к духовным ценностям родного края.Начиная эту большую и интересную работу, мы с детьми просматриваем презентации «Загадки древней Карелии», «Петроглифы», рассматриваем картинки с изображением петроглифов, карточки с перфорацией в виде карельских петроглифов. В самом начале пути – кропотливая работа по созданию «Словаря», дети совместно с родителями ищут объяснения новых непонятных слов, например,Основные понятия (Понятийный словарь)Археологученый, изучающий жизнь и культуру древних народов, по сохранившимся предметамЗемледелиеобработка земли с целью выращивания на ней овощейЗемлянкакрытое углубление в земле, вырытое для жильяИсториянаука, изучающая прошлоеКарелыкоренное население КарелииЛедник движущийся ледОбычай традиционно установившиеся правила общественного поведенияПетроглифы наскальные рисункиРаскопки вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятниковРельеф характеристика неровностей поверхности землиПоселениеместо, где кто-то живетСимволусловный знакСкалакаменная гора с острыми выступамиСтоянкаостатки древнего поселенияУтварьпредметы домашнего обиходаСловарь оформляем в отдельную папку, пользуем очень часто – когда составляем рассказы, рисуем, беседуем. Детям нравятся непонятные, почти «волшебные» слова.Сначала, об археологах. Есть такие люди, чья профессия связана с разгадыванием загадок истории. «Археологи»: это люди, чья профессия называется «Археологи». Многие тайны и загадки хранит наша земля! Ученые археологи вели раскопки, и обнаружили на территории Карелии остатки древних поселений. Бережно снимая слой за слоем земли, археологи обнаружили остатки орудий труда и домашней утвари. По маленьким частицам, найденным глубоко под землей, ученые узнали о жизни наших древних предков.Археологи предлагают и вам попробовать разгадать некоторые загадки истории.Когда впервые показываю фотографии карельских петроглифов – детский восторг! Это необычные картинки, а в них зашифрованы послания от наших древних предков. И мы попробуем расшифровать их.«Карелия - наш край родной». Мы живем в самой большой и красивой стране в России, а Россия делится на множество республик, краев, областей. А как называется наша республика? (Карелия) Наш край очень живописен в нем множество озер, рек, лесов. Но так было не всегда…«Ледник» Много лет назад на территории Карелии находился огромный ледник, вся земля была покрыта льдом, люди ни как не могли жить в таких условиях. (Почему?).«Сход ледника» Прошло много тысяч лет и началось потепление, ледники стали таять. Вода тающего ледника стала наполнять все впадины и трещины рельефа. Появились сухие возвышенности, между которыми зашумели реки, заплескались озера. В эти озера и реки с юга пошла рыба, а на берега, покрывшиеся лесом и травой, стали переселяться лесные звери.«Древние люди» А туда, где есть лес и добыча должны были прийти люди. Они ловили рыбу, охотились на мелких зверей, собирали ягоды и грибы.«Поселение древних людей» Раньше не было домов, люди жили в землянках и шалашах. Селились же они на берегу рек и озер. Почему? Ответы детей«Орудия труда» Для охоты и земледелия люди начали изготовлять из камней орудия труда (копья, наконечники для стрел, ножи, луки и стрелы). Но как мы об этом узнали? Ведь раньше не было ни книг, ни телевидения…(Предположения детей)«Петроглифы» Но не только с помощью этих древних предметов мы узнаем о жизни древнего человека. Во все времена люди любили рисовать. В те далекие времена еще не было бумаги, красок, карандашей. Люди научились рисовать на скалах: при помощи острого каменного ножа они выбивали рисунки, которые называются петроглифы. На поверхности прибрежных они изображали животных, птиц, рыб, лодки, людей и непонятные для нас знаки.«Изучение петроглифов» Для того чтобы изучить петроглифы ученые переносили наскальные изображения на огромные листы бумаги при помощи графита (ведь кусок скалы с собой не увезешь).Предлагаю поиграть в археологов. (Это очень интересный момент в нашей деятельности. Сначала мы мнём листы бумаги, затем закрашиваем серой краской – ведь древние люди рисовали на скалах, и белой гуашью рисуем).Очень нравится детям рисовать на камушках – это так необычно! Летом собираю небольшие камушки, мою. Когда подходит момент – белой гуашью рисуем животных, людей, орудия труда.Дополнительная продуктивная деятельность с детьми:«Петроглифы» (рисование гуашью на камнях по образцу)«Орудия труда» (лепка из пластилина по образцу)«Наша летопись» (создание книги о своей жизни, рисунки)«Наши работы» (оформление выставки детских работ).Использованная литература:Моя Карелия. Путешествие по родному краю Н.П.Кутьков Учебник для 5 класса. Изд. Петрозаводск Фонд творческой инициативы 2012 Край, в котором ты живешь/ Л.Н.Шитикова - Петрозаводск Карелия, 1990.Используемые интернет ресурсы:Приложение 1 Фотографии петроглифов, которые предлагаются детям. Приложение 2Петроглифы нарисованные детьми после занятия.