«Приемы и методы развития артикуляции и дикции в классе сольного пения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приемы и методы развития артикуляции и дикции в классе сольного пения»
Автор: Попова Марина Александровна


Конспект открытого занятия
на тему:
Приемы и методы развития артикуляции и дикции в классе сольного пения
Выполнила преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
Попова М.А.
Егорлыкская 2018 г.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная
Год обучения: 1
Дата проведения: 16 марта 2018 г.
Тема: Приемы и методы развития артикуляции и дикции в классе сольного пения
Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста, отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
– наглядный (слуховой и зрительный);
– словесный (рассказ, объяснение, диалог);
– иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
– эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
– творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; – побуждение к самоконтролю;
– проговаривание текста песни нараспев;
–поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
– просторное светлое помещение; фортепиано.
Методическое обеспечение занятия: плакат по теме Дикция и артикуляция или Строение голосового аппарата.
Структура урока
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы. (3 - 5 мин.)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. ( Показ плаката: строение голосового аппарата). Работа артикуляционного аппарата (далее — АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – на зевке, гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
III. Практическая часть.
1. Актуализация приобретенных навыков:
Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. Надуй шарик. Надувая шарик широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – ссс. Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок. Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох. Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика (язычок, работа мышц губ).
Скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит — на глухое согласные; На мели лениво лосося ловили — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения.
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги ля-лё-лю, вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги ля-ли-лё-ли-лю. Песенка- попевка Кролики Горбиной Е.В.
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне Долгожданная весна муз. и сл. Д. Трубачева. (15 – 17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню Долгожданная весна, которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)
а) Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).
б) Проверка домашнего задания:
– Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.
1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,
Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,
Чтобы запели птицы и расцвела сирень,
Чтоб мы гулять могли бы целый день.
Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,
Становятся задорнее и ярче голоса.
Весною столько света, столько солнечной любви,
Весною так прекрасны соловьи!
2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.
Пусть солнышко согреет и елку и сосну.
И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,
И раскрывает клювик маленький птенец.
в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. Пойте мысль! — говорил Станиславский.
г) прочитать 1 куплет нараспев — протягивать гласные и коротко произносить согласные:
Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,
Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.
Особенности произношения в припеве: становятся — ста-но-вя-ца, звонче — звоньче.
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.) Рефлексия. Обобщение и оценивание обучающегося.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их. Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)
- До свиданья!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” — 96 раз, но поскольку эта гимнастика — один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела Постановка голоса, готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение Обними плечи (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение Насос. Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (понюхайте пол). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. Шину накачивайте легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение Большой маятник (Насос + Обними плечи). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).