Нейропсихологическая помощь детям с ТНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологическая помощь детям с ТНР
Автор: Будагаева Инна Борисовна

Нейропсихологическая помощь детям с ТНР
Будагаева И.Б. учитель-логопед МБДОУ №58 г. Иркутск
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Из-за ТНР, проявляются и другие нарушения:
- недоразвитие восприятия;
- нарушения памяти;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- бессистемность мышления, при которой вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, без установления связи между частями предметов и отдельными предметами;
- недостатки внимания, особенно страдает произвольное внимание: если работа не интересная, дети её просто бросают и др.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Выделяются три уровня общего недоразвития речи:
I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
Вероятно, нет необходимости говорить, как важно для ребят, с ограниченными возможностями здоровья внимание к их деятельности, создание атмосферы доброжелательности, заинтересованного участия во всех мероприятиях, а также наличия уверенности в своих действиях.
Гипотезойявилось предположение:если применять нейропсихологические коррекционные методы в учебном процессе, то повысится уровень речевой активности детей.
Составлена коррекционно-развивающая программа, в которую вошли: “Методики замещающего онтогенеза” Б.А. Архипова и А.В. Семенович, “Растяжки” Б. Андерсона, “Упражнения для пальцев рук” Р.И. Моисеевой, “Методика активизации гармонических колебаний в сенсомоторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов (СУС)” В.Ф. Базарнова.
Составленные коррекционно-развивающие упражнения, основанные на двигательных методах, включали в себя: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксации.
Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Специальное дыхательное упражнение “Табуреточка”. Известно, что задержка дыхания и “невесомость” активизирует работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка, поэтому, как во время уроков, так и во внеурочное время ежедневно выполняем упражнение “Табуреточка”. Если ребёнок сильно возбуждён, агрессивен, эмоционально неуравновешен, упражнение “Табуреточка” помогает снять выше указанные проявления.
Упражнения на растяжкивзяты из книги Боба Андерсона по его методике. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Именно поэтому, в процессе любого вида деятельности, даю почувствовать детям свой собственный тонус и показываю варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приёмам релаксации.
Глазодвигательные упражненияпозволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Систематические занятия по СУС способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшают межличностные отношения, способствуют росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма.
Телесные упражнения:“Велосипед”, “Фламинго”, “Черепаха”, “Паучок” развивают межполушарное взаимодействие. Эффективно снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит “чувствование” своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Мои ученики пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, и поэтому испытывают трудности в обучении. При регулярном выполнении реципкорных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций (ВПФ). На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Упражнения для мелкой моторики рукспособствуют развитиюмиелинизация нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком.
Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обоих полушарий. Все это даёт возможность учиться ориентироваться в понятиях: “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”, и т.д. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными – это важно для правильного развития мозга.
Упражнения для развития произвольности:“Посидим в тишине”, “Послушаем звуки”, “Я дежурный”, “Костер” - учат подчиняться правилам и строго следовать инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности. Психологический смысл заключается в том, что произвольное выполнение заданий задаётся не инструкцией и не учителем, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников и затем проводится разбор и оценка выполнения заданий.Это важная часть метода, позволяющая сформировать общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.
Упражнения по визуализации:“Чудесный ларец”, “Дедушкин сундучок”, “Волшебная шкатулка”выполняются с закрытыми глазами.Выше указанныеупражненияспособствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения):“Шапочка”, “Холод и жар”, “Море волнуется”, “Росток”. Данные упражнения способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.Практика показала, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют “эффектом ненаправленной коррекции”, ребёнок получает знания о собственном теле. Использование упражнений активизирует высшие психические функции, является гарантом спокойствия и уравновешивания психики.
Вышеуказанные упражнения способствуют тому, что ребёнок овладевает речью, у него формируется потребность в словах и пользовании ими. Школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет ему слова в качестве образцов для подражания.
Проводимая работа по использованию нейропсихологической помощи, играет важную роль в повышении общего и речевого развития. Организуемая деятельность направлена на коррекцию всей личности, представлена следующими приёмами:
Приёмдозированности,т.е. развитие в адекватном темпе, подача любого материала дозирована.
Приём вовлечения в учебную деятельность, развивающую интеллект, через элементы игры. Дети доверчивы, у них ярко выражено наивно-игровое отношение к окружающему. Объясняю правила игры кукле, дети наблюдают, затем кукла просит подсказать то или иное действие. Дети, незаметно для себя входят в игру, усваивая её правила;
Приём создания комфортных условийдля развития. Комфортные условия, это когда охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и психофизическими нагрузками, где в течение урока разумно сочетается труд и отдых. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей, провожу частую смену видов деятельности, переключаю с одной формы работы на другую.
Дети демонстрируют положительную динамику в речевом развитии, показывают результаты: лексической основы речи, навыков и умений связной устной речи. Это можно объяснить тем, что организация психологической помощи активизирует межполушарное взаимодействие, через которое проходит обмен информацией, наблюдается синхронизация работы обоих полушарий. Выведенная формула: Рр = (ВД + НМ) / Р подтверждает свою эффективность на практике.
Таким образом, работа, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности, обусловленные сложной структурой дефекта, постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.