Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста
Автор: Мурзина Лилия Куддусовна

Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать
Л. Н. Толстой.
Дошкольное детство – это возраст игры. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения погружения ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку кнопка — процесс — результат вместо обучения простому и необдуманному нажиманию на кнопки). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета. Обилие разных видов технического конструирования вызывают особый интерес у детей дошкольного возраста Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, куклу. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т.д. Работа с различными видами конструктора, материала позволяет ребенку исследовать мир через игру. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирование, не заменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Основная цель конструирования по ФГОС ДО:
-развитие интереса к конструктивной деятельности;
-знакомство с различными видами конструкторов;
-воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
-развитие речи.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование – воплщение замысла из деталей конструктора;
- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;
- художественно –эстетическое развитие: творческое конструирование- создание замысла из деталей конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируется пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками мдель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Долгое время считалось, что задача взрослых – обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед современными воспитателями. Они должны познакомить детей с различными способами конструирования, развивать содержание самостоятельных игр и формировать дружеские отношения среди малышей. Важно учить воспитанников анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.
Руководство строительно-конструктивными играми предусматривает два пути: Организацию специальных занятий, на которых дети знакомятся с особенностями материалов, осваивают различные способы крепления: склеивание, накладывание, ввинчивание, сшивание и т. д. Включение педагога в самостоятельные игры ребятишек на правах равноправного партнера, незаметное обучение их новым техническим умениям. Цели строительно-конструктивной игры Сооружая из мелких деталей замок или пиратский корабль, дети всестороннее развиваются. Основными целями строительно-конструктивной игры являются: расширение знаний ребятишек о труде строителей, используемой ими технике; воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям; расширение словарного запаса; формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер и т. д.); развитие конструктивных и творческих способностей; совершенствование мелкой моторики; воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности; развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез); формирование навыков совместной, дружной работы.
Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как легоконструирование и другие виды конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.
Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:
- конструирование из конструкторов , включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности;
- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.
Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.
При этом становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста формируются мной в эволюционной цепочке: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я - творец. Что позволяет нам запустить процесс использования вариативных методов и приемов педагога, то есть наших возможностей в рамках развития инженерного мышления.
Итак, проследуем по пути ребенка-творца.
Я – исследователь.
На данном этапе ребенок попадает в так называемое Техническое бюро. Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.
Я – конструктор.
В Конструкторском бюро кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.
Я – мастер.
В Мастерской ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор).
У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Дары Фребеля,Лего, основ моделирования, макетирования.
В Мастерской ребенку-мастеру, создавшему поделку, вручаем знак-стикер (свидетельство его точки гордости). Это положительно отражается на его самооценке и создает мотивацию для перехода на следующий этап.
Я – творец.
Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный почерк мастера.
Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа ,может послужить натурой для рисунка юного художника; стать объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.
Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более легким, быстрым и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой высотой является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.
Мой девиз Чувствовать-позновать-творить а итогом познания становится способность ребенка к самостоятельности, умению осознано использовать разные способы и приемы познания: такие как анализ и синтез.