Части суток, времена года
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Части суток, времена года
Автор: Минякова Роза Дмитриевна
Проектная деятельность по математике
для детей младшего дошкольного возраста
Тема: Части суток, времена года
Пояснительная записка
Виды деятельности взрослых и детей распределены на учебный год, поставлены задачи, указаны методы и приёмы, даны задания на развитие логического мышления, рекомендации о том, как можно обогатить предметно-пространственную среду, расписана мотивация.
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Время реализации: Сентябрь-май.
Актуальность
Упоминания взрослых о времени дошкольники слышат часто и пытаются разобраться в них. У детей разных возрастных групп свои особенности представлений о времени. В математическом развитии младших дошкольников важное значение имеют понимание и правильное использование слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и название частей суток: утро, день, вечер, ночь; обозначение последовательности логически-связанных событий в несложных сюжетах.
Формированию временных представлений способствует распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятие, игры и др.
Младшие дошкольники характеризуют время по событиям, которые происходили с каждым из них в течение дня. Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены явления характерные для отдельных частей суток. Необходимо опираться на детский опыт, активизировать воспоминания о той или иной деятельности.
Упражнения на ориентировку во времени требуют многократного повторения.
Ознакомление детей четвёртого года жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. В качестве методических приемов обучения должны широко использоваться наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры.
Цель проекта - создание условий и системы эффективной работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию ориентировки во времени.
Этапы проектной деятельности
1.Организационный
- подбор методической литературы, изучение;
- подбор дидактических игр, разработка дидактических упражнений.
2.Реализация проекта
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность дошкольников;
- индивидуальная работа с дошкольниками;
- работа с родителями (законными представителями).
3. Заключительный
- проанализировать результаты реализации проекта;
- донести информацию о развитии ориентировки во времени в младшем дошкольном возрасте в рамке беседы каждому родителю (законному представителю) воспитанника.
Ожидаемые результаты
Ребёнок различает и правильно называет:
- части суток: утро, день, вечер, ночь;
- времена года: осень, зима, весна, лето.
Тематика занятий
месяц
№ п/п
Тема
сентябрь
1.
Утро
2.
Утро
3.
Дождик
4.
В гостях у Осени
октябрь
5.
Листопад
6.
Фрукты
7.
Овощи
8.
Что за овощ? Что за фрукт?
ноябрь
9.
Как одеваются осенью
10.
Поздняя осень
11.
Утро – вечер
12.
Как звери осенью готовятся к зиме
декабрь
13.
Зима
14.
Медведь зимой спит
15.
Зимние забавы. Снеговики
16.
Новогодняя ёлка
январь
17.
Узоры на окнах
18.
Ночь
19.
Зимующие птицы
20.
Падал снег
февраль
21.
Упали в сугроб
22.
Прогулки в зимнем лесу
23.
Зимние забавы
24.
День защитников Отечества
март
25.
Ветер
26.
Первый весенний праздник
27.
Снег тает, потекли ручьи
28.
Прогулка в весенний лес
апрель
29.
Первый весенний цветок
30.
Возвращение перелётных птиц
31.
Весна – красна
32.
Трава зеленеет
май
33.
Воробушки и голуби
34.
Деревья и кустарники
35.
День-ночь, утро-вечер
36.
Осень, зима, весна, лето
Содержание проектной деятельности
Сентябрь
1.Утро
-Смотрите, малыши, к нам птичка прилетела.
-Чив-чив-чив, доброе утро, малыши!
- Поздоровайтесь с птичкой, малыши, скажите: С добрым утром!
Доброе утро-птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт и идёт по делам!
- Чив-чив-чив, что вы, дети, делаете утром?
(Ответы детей: просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем).
-Чив-чив-чив, как вы делаете зарядку?
Каждый день по утрам Делаем зарядку.
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать, Весело шагать,
Руки поднимать, Руки опускать.
Приседать и вставать, Приседать и вставать.
Прыгать и скакать, Прыгать и скакать.
- Чив-чив-чив, малыши, не забывайте всем людям желать Доброго утра!
Задачи:
-познакомить с частью суток утро;
- научить употреблять термин утро в речи;
- воспитывать желание здороваться.
Методы и приемы работы:
-стихотворение А.Кондратьева Доброе утро;
-физкультминутка Утренняя зарядка;
-вопросы к детям;
-картинки с изображением утренних дел.
Основы логического мышления
Игра Когда это бывает?
Предметно-пространственная среда
-подборка загадок и стихов с термином утро;
-картотека физкультминуток по тематике Части суток.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-анкетирование родителей (Анкета для родителей на тему: Развитие элементарных математических представлений Вашего ребенка).
2. Утро
Педагог вносит Петушка
Солнце яркое встаёт, Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются. В детский садик собираются.
-Когда это бывает?
(Ответы детей).
Он кричит Ку-ка-ре-ку! Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу Добрый день! Ку-ка-ре-ку!
Вопросы к детям:
-Когда петушок поёт свою песенку?Что желает петушок солнцу, речке, ветерку?
- Давайте скажем вместе: С добрым утром, петушок! С добрым утром, солнышко!
- Скажите друг другу: С добрым утром!
Задачи:
-воспитывать желание вежливо здороваться, приветствовать словами: С добрым утром!, Здравствуйте!.
-продолжать знакомить детей с частью суток – утро;
-научить употреблять термин утро в речи.
Методы и приемы работы:
-внести игрушку петушок;
-загадка про утро;
-стихотворение М.Садовского;
-вопросы к детям.
Основы логического мышления
-что мы делаем утром?;
-загадка: Первый лучиксолнышка
Заглянул вокошко.
И проснулся сразу же МальчуганАнтошка.
Когда это бывает?
Предметно-пространственная среда
Подбор картинок, иллюстраций, стишков, рассказов по теме Части суток.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям проговаривать детям, о том, какая часть суток наступила. Утром при подъёме в детский сад, приговаривать Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора. - А куда это мы утром собираемся? А куда это мы утром одеваемся? Папа и мама на работу, а (подставляем имя ребёнка) в детский сад! В детском саду будем приветствовать всех: С добрым утром! С добрым утром!.
3. Дождик
Воспитатель приносит большой зонт и спрашивает, что это и зачем нужен зонт? Правильно, осенью становится холодно, часто идёт дождик, и всем взрослым и детям нужны зонты, чтобы спрятаться от дождя.
Педагог читает стих. Т.Казаковой
В дождик можно погулять, Только надо зонтик взять.
У папы чёрный зонт большой У мамы поменьше зонт, цветной
У ребяток зонтики, Маленькие, разные,
Жёлтые, зелёные, голубые, красные,
Если дождь польёт ручьём Спрячемся мы под зонтом.
В небе солнышко опять, Зонтик можно закрывать.
Игра Солнышко и дождик. Когда светит солнышко, дети гуляют и собирают осенние листочки.
Воспитатель произносит Дождик льёт ручьём и раскрывает большой зонт. Дети бегут, прячутся под ним. Затем на слова Светит солнышко опять воспитатель закрывает зонт, и дети вновь идут гулять, листья собирать. Игра повторяется 2-3 раза.
Задачи:
-накомить детей с приметами осени: дождь, лужи; жёлтые листья;
-развивать наблюдательность и интерес к происходящим в природе изменениям;
-воспитывать желание заботиться о своём здоровье
Методы и приемы работы:
-большой зонт, цветные осенние листья;
-игра Солнышко и дождик;
-чтение стихотворения Т.Казаковой;
Предварительная работа:
-наблюдения на прогулке за изменениями в природе (когда дождь, люди идут с зонтами разных размеров и цветов), рассматривание иллюстраций, картинок;
-чтение стихов, пение песенок про дождик.
Основы логического мышления
Как мы спасаемся от дождя? Что надеваем, чтобы не промокнуть? (Дождевик, куртки, плащи с капюшонами).
Какую надеваем обувь? (Ответы детей: сапоги, кроссовки, ботинки)
-Зачем нужны зонты?
Эксперимент Туча и лужа. Делается небольшая лужа на подносе. Воспитатель наливает чуть-чуть воды на поднос. Дети наблюдают, как вода разливается по поверхности. Воспитатель берёт большую губку, объясняет, что это будет тучка. Затем слегка намачивает её в пролившейся воде и поднимает над подносом, спрашивает, льётся ли вода из тучки, идёт ли дождик. (Нет, пока дождя нет). Воспитатель ещё раз собирает губкой воду с подноса (так, чтобы поролон переполнился водой) и осторожно поднимает её над подносом. Из губки идёт дождь.
Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстраций, стихов и песенок про дождь.
Для эксперимента подготовить губку и поднос.
Картотека игр по теме Дождь.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям обращать внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идёт дождь).
Проговорить с малышом:
- Зачем мы берём с собой зонт?
- Почему надеваем сапоги, плащ или куртку?
4. В гостях у Осени
Педагог подходит к окну и восторженно произносит:
- Ой, смотрите, листочек полетел и лёг на землю. Когда я шла в детский сад, нашла на земле много листочков.
- Смотрите, малыши, какие красивые разноцветные листочки нам Осень принесла. - Я хочу пригласить вас во двор нашего детского сада, где много листочков: и жёлтеньких, и красненьких, и зелёненьких.
Педагог читает стихотворение Т.Казаковой:
Лес, как в сказке, изменился Осенью преобразился,
Был зелёным, стал цветным Жёлтым, красным, золотым.
Клён, берёзки и рябинки Надели красные косынки,
Только ёлки не хотят, Сменить зелёный свой наряд.
- Где же наши красивые листочки? Где они? Они и вверху – на деревьях, и внизу – на земле. Давайте тихонько подойдём и поздороваемся с листочками:
- Здравствуйте, листочки! Здравствуй, красный листочек! Здравствуй, зелёный листочек! Здравствуй, жёлтый листочек! Кто хочет сказать, с каким листочком он поздоровался?
- Я с зелёным поздоровался, а я с красным листочком, - говорят дети.
- У всех листики разные: у … – маленький красный листик, а у … большой жёлтый листик. У кого ещё большой жёлтый листик? А у кого листик поменьше? У нас много больших, маленьких и поменьше листиков. Давайте покружимся с листиками и положим их на землю, чтобы любовались ими и солнышко, и птички, и маленькие детки. Скажите листикам до свидания!
Задачи:
-вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы, учить любованию;
-побуждать детей к сравнению листьев по величине, цвету и форме,
накапливать представления об осени;
-воспитывать вежливость.
Методы и приемы работы:
-букет из осенних листьев;
-игра Листопад;
-стихотворение Т.Казаковой Листопад.
Основы логического мышления
- Какие бывают листья?
Предметно-пространственная среда
Заготовка осенних листьев для поделок, составление осенних букетов.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Привлечь родителей к участию в конкурсе Осенние поделки.
Консультация для родителей Как правильно засушить листья.
Рекомендовать родителям учить детей любованию осенней красотой, предложить сделать с малышом осенний букет.
Октябрь
5. Листопад
Педагог дует на жёлтый листочек на ниточке:
- Осень наступила. Подул легкий ветерок, и листочек полетел. А сейчас подул сильный ветер (предлагает детям всем вместе подуть).
Воспитатель раздаёт детям листочки, приговаривая: Осенние листочки красивые: и жёлтые, и красные, и зелёные.
Покажите, как листочки полетели, а потом упали на землю. Дети подбрасывают свои листочки, наблюдая, как они опускаются на пол.
Чтение стихотворения Т.Казаковой:
Листопад, листопад, Листья по ветру летят,
Словно в танце закружились, И на землю опустились,
Отдохнули, и опять, Полетели танцевать.
Дети вновь подбирают листочки и подбрасывают их.
Задачи:
-развивать наблюдательность и проявлять интерес к изменениям в природе осенью;
-учить любованию, замечать красоту осени;
-воспитывать желание участвовать в совместной игровой деятельности, не ссориться.
Методы и приемы работы:
-игра Листья и ветер.
-стихотворение Т.Казаковой Листопад.
Основы логического мышления
- Что такое листопад?
Предметно-пространственная среда
Сделать пособие для упражнения на дыхание (сила струи воздуха и направления): Осенние листочки на ниточках.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям приобрести для малышей вертушки;
-консультация для родителей Как своими руками сделать вертушку.
6. Фрукты
Медвежонок рассказывает детям, что он съел малинку и не наелся.
– Хочу ещё кушать!
- А, что ты мишка любишь?
- Отгадайте:
Кислый, жёлтый, ароматный, в чае с сахаром – приятный! (Лимон)
Он похож на колобка, Но оранжевы бока. (Апельсин)
Спелые, румяные, На ветках висят, На солнышке блестят. (Яблоки)
Все они называются одним словом – фрукты.
Педагог сообщает, что у неё есть Волшебный мешочек и сейчас мы посмотрим, знают ли дети фрукты. Дети, по очереди, достают фрукты из мешочка и называют их. (Яблоко, лимон, груша, апельсин)
Задачи:
-знакомить с обобщающим понятием фрукты;
-развивать любознательность (Что лежит в мешочке?);
-воспитывать выдержку, действовать по очереди.
Методы и приемы работы:
-игра Волшебный мешочек;
-загадки про фрукты Н.Рыжовой;
-игра Узнай по запаху;
-в вечернее время игра в Лото. Детям раздают карточки, на которые они раскладывают идентичные карточки с изображением фруктов (картинки).
Основы логического мышления
Игра Узнай по описанию (фрукты).
Предметно-пространственная среда
-картотека загадок о фруктах;
-приобрести лото Фрукты, раскраски.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты, обращая внимание на признаки фруктов: цвет, форму, вкус. По возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте). Рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
7. Овощи
Раздаётся стук в дверь, и на грузовичке в группу въезжает зайка. В кузовке его машины лежат овощи.
Зайка здоровается с ребятами и рассказывает, что у него в огороде выросло много вкусных овощей, как он летом ухаживал за овощами – поливал, рыхлил землю, а осенью собрал большой урожай.
Игра Огород.
Воспитатель на глазах у детей (дети сидят полукругом) расстилает на полу большой платок и говорит:
- Это как будто зайкин огород (раскладывает овощи). Что выросло в огороде? Выросли овощи.
Оранжевый носик – зелёный хвостик! (Морковка)
Много одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Желта и крепка – это…? (Репка) и т.д.
- Зайчик – молодец! Всё лето трудился, а осенью собрал большой урожай овощей.
Игра Узнай на вкус
Дети благодарят зайку и просят приехать к ним в гости на осенний праздник.
Задачи:
-обогащать представления детей об осени, развивая любознательность;
-знакомить с некоторыми овощами (название, цвет, форма, размер), с тем, что овощи растут на огороде, что они поспевают осенью;
-воспитывать уважение к труду.
Методы и приемы работы:
-игра Огород;
-натуральные овощи: морковь, капуста, огурец, помидор, репка;
-загадки про овощи;
-сюрпризный момент Зайка пришёл в гости;
-рассматривание овощей и отгадывание загадок про овощи;
в вечернее время игра в Лото.
Детям раздают карточки, на которые они раскладывают идентичные карточки с изображением овощей (картинки).
Основы логического мышления
Загадки об овощах.
Игра Узнай по описанию.
Предметно-пространственная среда
Принесённые и вымытые овощи выложить на поднос в уголке природы, чтобы все, кто хочет, смогли их взять в руки, рассмотреть, потрогать, ощупать, погладить, неоднократно повторить названия овощей.
Картотека загадок об овощах
Изготовить макет Огород.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям по возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи. Рассмотреть натуральные овощи, обращая внимание на признаки овощей: цвет, форма, вкус и что из них можно приготовить (суп, салат, винегрет...) Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.
8. Что это за овощ? Что это за фрукт?
В гости к ребятам из деревни приехала бабушка Арина. Арина показывает картинки, на которых изображены овощи.
- Вот какие овощи выросли у меня на огороде. А вы знаете, как они называются? (Дети называют). Что это? Правильно, огурчик. Вот какой он зелёненький, длинненький.
Красна девица Репке сестрица.
Морковка – на диво Вкусна и красива.
Круглая свёкла Как тётка Фёкла.
Репка, репка, Желта и крепка!
- А ещё у меня есть сад, в котором растут фрукты. – Называйте, что это? (яблоко, груша, лимон).
- Я привезла вам гостинцы.
Яблочко наливное, Яблочко золотое!
Катись, яблочко, по кругу К моему лучшему другу!
Я – грушка, Яблочку подружка и т.д.
– Ах, какие молодцы, какие умные детки. Я вас буду угощать, а вы узнайте фрукты на вкус.
Игра Узнай на вкус.
Задачи:
-накапливать представление об осени;
-научить узнавать знакомые натуральные овощи и фрукты и на картинках;
-воспитывать усидчивость, выдержку.
Методы и приемы работы:
-одежда Арины: головной платок и фартучек; корзина с натуральными фруктами (яблоко, груша);
-дидактический наглядный материал в картинках из серии Овощи и фрукты;
-игра Узнай на вкус;
-стихи про овощи.
Основы логического мышления
Игра Четвёртый лишний.
ИграГде растут? (овощи разложить на грядках в огороде, фрукты - на фруктовом дереве в саду).
Предметно-пространственная среда
Подбор картинок, иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
Подбор игр на тему овощи и фрукты.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям поиграть с детьми в игры: Большой – маленький (яблоко – яблочко), Один – много (яблоко – яблоки);
-рекомендовать родителям поговорить с ребёнком о том, как запасти урожай на зиму (заморозить, засушить, засолить).
Ноябрь
9. Как одеваться осенью
Кукла Маша пришла в платье и в сандаликах:
- Я так замёрзла!
Педагог: Машенька, иди ко мне, я тебя согрею. (Укутывает куклу в шерстяной головной платок, как в одеяло). Сейчас я тебе горячего чаю налью, ты и согреешься. А почему ты раздетая гуляешь, ведь сейчас не лето. Какое сейчас время года, ребята?
- Правильно, дети, сейчас поздняя осень. Поздней осенью на улице холодная погода, взрослые и дети надевают курточки, тёплые шапки, укутывают шею шарфиком. На руки надевают тёплые варежки. Посмотрите, ребята, что у меня лежит на столе? (Ответы детей: шапочки, шарфики, варежки). Дети рассматривают с педагогом, какого цвета шарфы, шапки, варежки, какого цвета полосочки, точки, цветочки на них.
Задачи:
-формировать представления детей о смене времён года, о наступлении поздней осени;
-учить устанавливать зависимость одежды от времени года, от погоды;
-развивать желание оказывать помощь;
-способствовать сопереживанию.
Методы и приемы работы:
-кукла Маша в платье и в сандаликах;
-шерстяной головной платок;
-игрушечный чайник и кружка.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций на тему поздняя осень, чтение рассказов, стихов о прогулках детей осенью;
-игры с куклами;
-чтение стихов Н.Саконской Где мой пальчик?, С.Маршака Перчатки, Е.Благининой Научу одеваться и братца, З.Александрова Мой мишка, русской народной сказки Рукавичка.
Основы логического мышления
В раздевалке при одевании на прогулку рассматривание и сравнение шарфов по длине, ширине, цвету, качеству (мягкость, пушистость и т.п.)
Предметно-пространственная среда
Магазин одежды для кукол.
Игра Одень Машеньку.
Выставка шарфов (аппликация).
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям рассказать, какое время года наступило, на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идёт дождь);
-объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.
10. Последний месяц осени
Игрушечный медвежонок сидит на полочке в кукольном уголке и жалуется детям, что он давно не ходил на улицу, и просит детей рассказать, какая погода на улице. Дети рассказывают медвежонку, о том, что видели на прогулке с помощью наводящих вопросов воспитателя: солнце прячется за облаками, небо пасмурное, серое, часто идёт холодный дождь (иногда со снегом), на дорогах лужи, рано становится темно.
Воспитатель читает:
Все деревья облетели, Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льёт, Грязь и лужи у ворот.(В.Мирович)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, Если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.(М.Ходякова)
Задачи:
-продолжать формировать представления детей о смене времён года, о наступлении поздней осени;
-развивать желание оказывать помощь;
-воспитывать заботливое отношение к игрушкам.
Методы и приемы работы:
-наблюдения на прогулках Ищем приметы Осени;
-чтение стихов В.Мирович Все деревья облетели…, О.Высотской Ёлочка, М Ходяковой Осень;
-высказывания детей о погоде и об изменениях в природе с опорой на картинки и свои впечатления после наблюдений на прогулках.
Основы логического мышления
- Откуда на дорогах лужи?
Предметно-пространственная среда
Макет Осень.
Картотека стихов об Осени.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Предложить родителям игры и задания, которые можно использовать в домашней обстановке с детьми: потешки, стихи, загадки, сказки про времена года.
11. Утро – вечер
Мама Зайчиха укладывает зайчат в кроватку и приговаривает:
- Ну-ка, дети, все в кровать! Спать пора давным-давно, На дворе уже темно!
Педагог, обращаясь к детям:
- Скажите дети, когда это бывает? (Вечером.)
- Что мы делаем вечером?
Спросить, какие части суток дети знают? (Утро, день, вечер). Повторить, что они делают в это время, с опорой на картинки.
Загадать загадки.
Когда петушок Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт, Солнышко встречать зовёт? (Утром)
Стало за окном темнеть, Птицы стали тише петь,
Убирать игрушки нужно, Мама всех зовёт на ужин.
Когда это бывает? (Вечером)
Задачи:
-познакомить с частью суток – вечер (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-закреплять понимание других частей суток.
Методы и приемы работы:
-для инсценировки: кроватка, большой заяц и два маленьких зайчика;
-игра Когда это бывает?;
-картинки, с изображением частей суток.
Дополнительный материал:
Солнце яркое встаёт, Петушок в саду поёт.
Наши дети просыпаются, В детский садик собираются.
Вместе с солнышком встаю. Вместе с птицами пою:
- С добрым утром! - С ясным днём! Вот как славно мы поём!
За окном уже темнеет, Бабушка тихонько дремлет,
Посмотри скорей в окно: Огоньков полным – полно.
Основы логического мышления
Продолжить предложение:
-Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, а забирают …?
- Когда мы делаем зарядку?
- Когда мы говорим друг другу: До свидания!
- Когда по телевизору идёт передача Спокойной ночи, малыши.
Предметно-пространственная среда
Подбор стишков, загадок, иллюстраций по теме: Части суток (утро, вечер).
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям проговаривать части суток (названия) и действия, которые они совершают в эти периоды.
12. Как звери осенью готовятся к зиме
- Дети, я сегодня видела белочку, она прыгала на дереве с ветки на ветку (заслушать высказывания детей)
- Ребята, какое сейчас время года? Правильно, осень. Сейчас у нас ещё осень, но уже скоро наступит зима. Осенью все звери готовятся к зиме. Они запасаются едой, чтобы не голодать зимой. Как вы думаете, как готовится к зиме белка?
Стих Т.Казаковой:
Белка живёт в лесу. Она любит грызть орешки.
Белка по веткам прыгает, скачет, Что она ищет? Что она прячет?
Шишки с орехами белка нашла, Под ёлкой в лесу грибы собрала.
У белки на дереве домик-дупло, В нём сухо и чисто, зимою тепло.
Белки собирают орехи и грибы. Грибы, прежде чем убрать в дупло, они сушат на ветках. Ежи тоже делают запасы на зиму. Они запасают грибы, яблоки.
А вы знаете, как медведи готовятся к зиме? Зимой медведи спят. Как называется дом медведя, в котором он всю зиму спит? (Ответы детей). Правильно, его дом называется берлогой. Рассматривание иллюстраций о подготовке животных к зиме.
Задачи:
-познакомить детей о подготовке зверей к зиме (осенью);
-накапливать представление об осени;
-воспитывать стремление быть активным в обсуждении темы.
Методы и приемы работы:
Предварительная работа.
Перед прогулкой воспитатель прячет медвежонка под листьями (и снегом, если он уже есть), а лучше между корней дерева.
- Ребята, сейчас у нас ещё осень, но уже скоро наступит зима. Зимой холодно или тепло? (Ответы детей). Осенью звери начинают готовиться к зиме. Разные звери делают это по-разному. Кстати, вы не знаете, где наш медвежонок? Я беспокоюсь за него. Какой-то он стал в последнее время сонный. Он ведь обещал сегодня прийти к нам в гости.
Дети вместе с воспитателем ищут и находят медвежонка на участке. Воспитатель будит медвежонка, напоминает, что тот обещал прийти к ребятам, а вместо этого зачем-то спрятался между корнями дерева. Медвежонок просыпается, здоровается с детьми и рассказывает:
- Дорогие ребята, извините меня, пожалуйста, шёл я к вам, шёл, но тут увидел вот эту уютную берлогу и решил вздремнуть. Вы ведь знаете, что медведи зимой спят? А где они это делают? Как называется дом медведя, в котором он всю зиму спит? (Ответы детей). Правильно, мой дом называется берлогой.
Основы логического мышления
Дидактическая игра Угадай, кто это?
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, с длинными ушами, пугливый -…
Предметно-пространственная среда
Картотека загадок о диких животных наших лесов.
Подбор стихов, потешек про диких животных.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям чтение сказок, стихов о зверях наших лесов;
-рассматривание иллюстраций с изображением зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;
-закреплять названия зверей и их детёнышей;
-рекомендовать посетить зоопарк.
Декабрь
13. Зима
Выпал снег и покрыл землю белым покрывалом (педагог расстилает белый платок). В воздухе стали кружиться снежинки, словно белые цветы (демонстрирует снежинки на ниточке). Как вы думаете, когда это бывает?
- Зимой, – отвечают дети.
Воспитатель читает загадку В.Степанова
На деревья, на кусты С неба падают цветы.
Белые, пушистые, Только не душистые.
Расскажите, какие снежинки?
(Белые, лёгкие, воздушные, холодные, пушистые и т.п.) – А сейчас я наколдую, и вы все превратитесь в снежинки. Покружимся, как снежинки!
Задачи:
-поддерживать радостное настроение от выпавшего снега, учить любованию заснеженных деревьев;
-соотносить слово и выразительные движения;
-продолжать формировать представления детей о смене времён года, наступлении зимы.
Методы и приемы работы:
-материал: белый платок, снежинки на ниточке.
-загадка о снежинках.
Основы логического мышления
- Почему нет грязи на дорогах?
Предметно-пространственная среда
Картотека стихов, потешек, песенок о снеге, снежинках.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям во время прогулок в парке обращать внимание детей на красоту снежного покрова, на заснеженные деревья.
14. Медведь зимой спит
Воспитатель выставляет ёлочку, покрывает её искусственным снегом и читает стихотворение О. Высотской
Только ёлочка одна Весела и зелена,
Видно, ей мороз не страшен, Видно смелая она.
Под ёлкой кто-то устроил берлогу, и лёг спать до весны. (Выставляет берлогу)
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны?(Медведь)
- Как вы думаете, что видит мишка во сне? (Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой
Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег. А под ёлкой спит медведь
Тише, тише. Не шуметь!
Воспитатель продолжает рассказывать историю:
- Только мишка забрался в берлогу, стучится к нему зайчишка:
- Мишка. Мишка, пошли кататься на санках.
- Сплю, сплю, - отвечает мишка.
Прибежала к берлоге белочка.
- Мишка, мишка, пошли в снежки играть.
А мишка в ответ:
- Сплю, сплю.
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова
Мишка, мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал И на ёлку не попал,
И на санках не катался, И снежками не кидался,
Всё бы мишеньке храпеть, Эх ты, мишенька – медведь.
- Давайте поиграем в зайчиков. Подвижная игра Зайка беленький сидит.
Задачи:
-закреплять знания детей о жизни лесных зверей зимой;
-развивать ловкость;
-вызвать эмоциональный отклик на поведение персонажей.
Методы и приемы работы:
-стихи О.Высотской, И.Токмаковой и В. Берестова;
-загадка про медведя;
-вопросы к детям;
-подготовить для инсценировки: искусственную ёлочку, берлогу, игрушки (зайчик, медвежонок, белочка);
-подвижная игра Зайка беленький сидит
1. Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит
Вот так, вот так Он ушами шевелит.
2. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.
4.Мишка зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.
Основы логического мышления
Вечер загадок и отгадок Дикие животные наших лесов.
Предметно-пространственная среда
Собрать искусственную ёлочку и сделать композицию.
Макет В зимнем лесу.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям чтение сказок, стихов о зверях наших лесов;
-рассматривание иллюстраций с изображением зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;
-закреплять названия зверей и их детёнышей.
15. Зимние забавы Снеговики
Снеговичок зовёт детей к окну и говорит:
- Смотрите, выпал снег. Ребята из старших групп налепили снеговиков, они
сфотографировали их и нам прислали. Снеговичок обращает внимание на снимки: - Ах, какие красивые снеговики! Это мои братья! Снеговик слеплен из комков снега: внизу самый большой ком снега, затем поменьше, вверху - ещё меньше, это голова снеговика. Руки слеплены из самых маленьких комков снега. Но все ли в порядке?
Дети замечают, что снеговикам не хватает шапок, глаз, носа, пуговиц. Они называют, где надо расположить нос (посередине), глаза (чуть повыше), пуговицы (в середине круга, который побольше). Дети говорят, какие пуговицы по цвету и форме (круг, треугольник) они хотят выбрать.
Загадка.
Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, губы – сучки. Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба).
Задачи:
-расширять представления о зимних забавах;
-развивать любознательность и наблюдательность;
-поддерживать радостное настроение от зимних забав.
Методы и приемы работы:
-образцы снеговиков;
-задание: сравнить снеговиков;
-загадка про снежную бабу.
Основы логического мышления
Игра Собери снеговика (разрезные картинки).
Игра Найди отличия (снежинки, снеговики, ёлочки).
Предметно-пространственная среда
Макет Зимой.
Подбор иллюстраций с зимними забавами детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-родителям рекомендуется сходить с ребёнком на зимний стадион, где следует обратить внимание на то, какими видами спорта занимаются дети;
-во дворе возле дома слепить снеговика.
16. Новогодняя ёлка
Педагог звенит колокольчиком, чтобы привлечь внимание детей:
- Смотрите, дети, к нам ёлочка пришла. Скоро Новый год, а ёлочка не нарядная! Давайте её украсим ёлочными игрушками! Кто будет мне помогать? …, ты какую игрушку повесишь на веточку? Зайку. А ты, …? Звёздочку. Все будут украшать ёлочку! Ай, какие, молодцы, как красиво все вместе нарядили ёлочку!
Рассматривание новогодней ёлки; ожидание праздника – прихода Деда Мороза и Снегурочки.
Нарядили ёлку В новый наряд – На густых иголках Блёстки горят …
(Е.Трутнева)
Побуждать высказываться на темы из личного опыта.
Ёлку мы убрали сами, Звёздочки повесили.
Мы придём, расскажем маме, Как нам было весело.
Вот какой весёлый праздник приходит к нам зимой. Этот зимний праздник любят и взрослые, и маленькие дети. Все ждут подарки от Деда Мороза. Какой подарок ждут дети? Но не забывайте, что Дед Мороз приносит подарки хорошим, послушным детям!
Задачи:
-обогащать представление детей о зиме, о зимних праздниках;
-развивать любознательность и фантазию;
-вызвать у детей радость ожидания праздника, Ёлки.
Методы и приемы работы:
-стихи Е.Трутневой Ёлка, Всё расскажем маме;
-рассматривание, какими игрушками украшена новогодняя ёлочка;
-разговор с детьми о подарках, о самом весёлом зимнем празднике.
Основы логического мышления
- Кто приносит детям подарки на Новый год?
Предметно-пространственная среда
Создание новогодней композиции, в центре стоит украшенная новогодняя ёлка.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-побеседовать с детьми о том, какой праздник бывает зимой, если в доме уже поставлена ёлка, рассмотреть её, какие игрушки украшают новогоднюю красавицу;
-участие в конкурсе Новогодняя игрушка.
Январь
17. Узоры на окнах
- Как красиво!
Кто нарисовал красивые узоры на окнах? Кто так постарался? – восторженно произносит педагог, глядя на окна, привлекая внимание детей. Выдержав паузу, выслушав ответы детей, продолжает:
- Это постарался мороз. Эти узоры можно увидеть только зимой в сильный мороз. Давайте рассмотрим окна, какие красивые завитки, кудряшки. На что похожи?
Задачи:
-обогащать представление детей о зиме, о природных явлениях;
-развивать фантазию;
-учить любованию красивыми узорами.
Методы и приемы работы:
Рассматривание узоров на окнах.
Основы логического мышления
- На что похожи узоры на окнах?
Предметно-пространственная среда
Подбор картинок с зимними пейзажами.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям учить детей замечать зимнюю красоту: заснеженные деревья, искрящийся на солнце снег, узоры на окнах, новогодние гирлянды и украшенные ёлки.
18. Ночь
Педагог качает коляску с куклой – малышом и напевает:
Наш сыночек спать идёт. Сладкий сон его берёт.
Тух, тух, тух, тух! Не кричи, петух!
Наш сыночек лёг в кровать, Будет мальчик крепко спать!
Педагог укладывает куклу Катеньку в кроватку, приговаривая:
Положу я Катеньку, Дочку мою сладеньку,
На широкую кровать, Надо Катеньке поспать!
Вот простынка! Одеяло! Вот – подушка! Покрывало!
Из цветного плюша. Не вертись, Катюша! Спи! (Г.Лагздынь)
- Тише, тише не шумите, моих деток не будите, – шепчет воспитатель и продолжает напевать:
Спят медведи и слоны, И лиса, и ёжик.
Все вокруг спать должны, Наши дети – тоже.
- Дети, а вы знаете, когда все спят? (Ночью.)
Жучка тявкнула во сне, Хвостиком вильнула.
Котик, серенький коток Спит у ножки стула.
В мягком кресле у окна Бабушка уснула.
Мишка тоже стал зевать. Не пора ли Маше спать? А. Барто
Задачи:
-познакомить с частью суток ночь.
-учить правильно употреблять термин ночь в речи;
-создать положительный эмоциональный настрой.
Методы и приемы работы:
-игра Когда это бывает?;
-стихи и загадки.
Дополнительный материал.
Колыбельные песенки: Спи, дитя моё, усни, А баю-баю, лежит Ваня на краю, стихи М.Исаковского Колыбельная. В.Лебедева-Кумача Сон приходит на порог.
Усвоенные знания о распорядке дня (на занятиях и на прогулке) дети отражают в играх.
Основы логического мышления
Игра Закончи предложение.
-Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
-Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днём).
- Солнышко светит днём, а луна … (ночью).
Рассмотреть картинки и сказать, какие части суток на них изображены (утро, день, вечер, ночь).
Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстраций с изображением вечера и ночи.
Картотека стишков, колыбельных песенок.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-познакомить с частью суток ночь;
-учить правильно употреблять термин ночь в речи.
19. Зимующие птицы
Медвежонок говорит:
- Я уже долго гуляю и проголодался, но на улице нет малинки, я не нашёл ягодок. Интересно, где находят корм птички, которые живут на участке. (Высказывания детей о том, что на прогулке они кормили птичек, выносили им хлебные крошки и зёрнышки). Педагог предлагает детям показать, как птички подлетали к кормушке и клевали зёрнышки. Затем выполняют упражнение Поможем птичкам зимой
1.Поднимание рук вверх.
- Собираем для птичек ягодки рябины с дерева
2. Наклоны вперёд.
- Соберём для птичек зёрнышки.
3. Повороты туловища вправо и влево.
- Птички ищут зёрнышки.
4. Приседание, постукивание пальчиками по коленям с произнесением: Клю-клю-клю.
- Птички клюют зёрнышки.
5. Поднять руки в стороны и опустить.
- Птички машут крыльями.
6. Лёгкий бег врассыпную на носках, руки в стороны.
- Птички летают.
Далее дети кормят медвежонка фруктами и поят чаем в кукольном уголке.
Задачи:
-расширять представления детей о зиме, о жизни птиц: снегирей, воробьёв и т.д.;
-воспитывать интерес к жизни птиц и заботливое отношение к ним;
-объяснить значимость помощи птичкам.
Методы и приемы работы:
-на прогулке дети наблюдают за зимующими птицами (воробьём, вороной, голубем), сравнивают их, отмечая общность и отличия;
-выносят корм для птичек (в кормушку);
-использование художественных текстов, поэтических образов: Метель, Пришла зима, Зимний день и др.
Основы логического мышления
- Почему зимой надо подкармливать птичек?
- Чем кормят птичек?
Предметно-пространственная среда
Конкурс Кормушка для зимующих птиц.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендуется пойти с ребёнком на прогулку в парк или на улицу;
-понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста;
-желательно покормить птиц вместе с детьми;
-изготовить кормушку.
20. Падал снег
Педагог приклеивает красивую снежинку на окно и включает песенку в записи:
На полянку, на лужок Тихо падает снежок.
Кружатся снежинки, Белые пушинки.
- Дети, смотрите, к нам залетела снежинка! Здравствуй, снежинка! Почему ты к нам залетела?
- Я хотела познакомить вас со своими подружками – снежинками. Посмотрите, как красиво они кружатся за окном!
Любование из окна за падающим снегом.
- Как падают снежинки? Давайте покажем ручками, как они тихо, плавно падают и ложатся на дорожки, на землю (дети изображают падающий снег в действии).
- А чуть подует ветерок, снежинки начинают кружиться, вот так (воспитатель и дети кружатся, как снежинки).
Белый снег пушистый В воздухе кружится
И на землю тихо Падает, ложится.
И на утро снегом Поле забелело,
Словно пеленою Всё его одело.
Стали дни коротки, Солнце светит мало,
Вот пришли морозы – И зима настала. (Н.Суриков)
Задачи:
-расширять представления детей о зимнем времени года, опризнаках зимы: снег, ветер, холод;
-ввести в активный словарь: снег, снежинки;
-создать положительный эмоциональный настрой.
Методы и приемы работы:
Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе зимой.
Рассмотреть в лупу снежинку, упавшую на варежку, подчеркнуть, что снег – это много-много снежинок, из снега можно лепить фигуры – снеговика, снежного кролика, снежного мишку.
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом
И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой! Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни – Из соломинок они!
Длинные, блестящие, Точно настоящие!.
Основы логического мышления
Опыты со снегом:
1.Сделать снежного колобка и занести после прогулки в детский сад. Что с ним произойдёт?
2. Поставить сосуд с растаявшим колобком в холодильник. - Что произошло?
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-обратить внимание детей на свойства снега (превращается в воду и лёд), снежинки летят с неба на землю, на крышу дома, скамейку, деревья и т.д.
Там, где много снега, называется сугроб.
-игры с малышами в снежки.
Февраль
21. Упали в сугроб
Инсценировка:
- Саночки ехали и вдруг – бах! – Перевернулись! Что случилось! Почему? Саночки-то, наверно, с дорожки свернули, в канавку упали. А почему? Потому, что не видно дорожку было, всё снегом занесло. Надо дворника дядю Вову позвать, он снег разгребёт, а мы ему поможем.
Санки перевернулись – звери и куклы упали, замёрзли, кто-то ушибся, кто-то испугался. Значит, им надо помочь, собрать, согреть, напоить горячим чаем, полечить ушибленную лапку, пожалеть, взять на ручки.
Задачи:
-способствовать развитию у детей представлений о последовательности событий, о причинно-следственных связей между ними;
-яркая эмоциональная реакция взрослого будет способствовать возникновению у малышей сопереживания персонажам, стимулировать эмоциональную включённость в игру каждого ребёнка.
Методы и приемы работы:
-создать игровую ситуацию;
-саночки, зверушки, куколка;
-обыгрывание падения с санок;
-оказание помощи всем упавшим с саночек.
Основы логического мышления
- Почему перевернулись санки? (Ответы детей).
Предметно-пространственная среда
Картотека загадок о зимних забавах.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям в выходной день покатать детей на санках, съехать вместе с горки.
22. Прогулка в зимнем лесу
Прибежал пушистый зайчик и приглашает детей погулять в зимний лес. Педагог:
- Расскажи нам зайка, как сейчас в зимнем лесу?
- В лесу зимой холодно, кругом белым-бело от снега, деревья крепко спят, все звери спрятались от мороза в свои домики: медведь спит в берлоге, лиса спряталась в норке, белка спит в дупле, а зайки скачут на полянке. (Рассказ с опорой на картинки).
Чтобы нам не замёрзнуть в лесу, давайте подвигаемся и согреемся.
Общеразвивающие упражнения
Не дадим себе замёрзнуть.
1.Поглаживание щёк и лба ладонями, растирание ушей пальцами.
- Погреем щёчки, лоб, ушки, – говорит воспитатель.
2.Хлопки ладонями, растирание рук и плеч круговыми движениями ладоней
- Погреем ладошки и руки, – говорит воспитатель.
3. Топание ногами на месте, руки на поясе.
- Погреем ножки, – говорит воспитатель.
4. Подскоки на двух ногах на месте.
- Погреем всё тело, -говорит воспитатель.
5. Погреемся, как мишки.
- А сейчас давайте покажем, как двигаются мишки, чтобы не замёрзнуть. Для этого вам надо проползти по-медвежьи (на четвереньках) между сугробами (3-4 дуги).
Задачи:
-расширять представления о зимнем лесе;
-познакомить детей с признаками зимы;
-дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками.
Методы и приемы работы:
Обыгрывание ситуации Прогулка в лесу.
Упражнение Не дадим себе замёрзнуть.
Основы логического мышления
- Куда зимой прячутся звери? (заяц, белка, медведь). Назови их домики. Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстраций зимнего леса, зимних пейзажей.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-показать детям, как сменилась окраска шерсти зверей.
-объяснить, почему у зайца шубка белая, а у белки – серая.
23. Зимние забавы
Медвежонок:
- Ребята, мне так хочется малины. Как вы думаете, сейчас растёт малина? А почему нет? Может, уже наступило лето? Как вы узнали, что сейчас зима? (Дети вместе с воспитателем объясняют медвежонку, что зимой холодно, выпадает белый, пушистый снег, растения не растут). Ну ладно, вы меня убедили.
Но, если зимой нельзя собирать малину, то, что же можно делать? (Дети перечисляют: кататься на санках, на лыжах, на снегокатах, играть в снежки и т.д.)
Задачи:
-закреплять представления детей о сезонных изменениях зимы: растения не растут, листьев на деревьях нет, выпадает снег, на улице холодно;
-развивать память, активизировать речь;
-учить быть общительными, вызвать желание делится своими знаниями.
Методы и приемы работы:
На прогулке медвежонок говорит, что хочет покататься на горке, и просит ребят показать, где она находится. Воспитатель катает медвежонка с горки и делает вид, что тот поскользнулся и упал. Воспитатель спрашивает:
- Ребята, как вы думаете, почему упал медвежонок? Что случилось? Давайте посмотрим, на горке у нас снег или что-то ещё? Потрогайте горку, какая она – скользкая или нет? Из чего она сделана? Правильно, изо льда. Лёд твёрдый или мягкий? Попробуйте по нему постучать. Почему мы можем кататься с ледяной горки? Потому что лёд твёрдый и гладкий, скользкий. Вот почему медвежонок поскользнулся и упал. Когда катаешься с горки, нужно быть осторожным.
Основы логического мышления
Как получается лёд?
Предметно-пространственная среда
Картотека зимних видов спорта.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям рассказать малышам, в какие игры можно играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр, и в какие игры зимой нельзя играть.
24. День защитника Отечества
Почтальон принёс письмо, педагог вскрывает конверт, достаёт картинку, с изображением мальчика и письмо от него, зачитывает:
Больше всего на свете Хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа Чуть-чуть пораньше пришёл,
И чтоб нарядилась мама И улыбнулась всем,
И чтоб меня похвалили За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени Со всеми поговорить…!
- Дети, кого мальчик ждёт с работы пораньше домой? (Папу). С кем он будет встречать папу? (С мамой). А мы с вами к какому празднику готовимся? Про кого мы учим песенку? Кого мы будем поздравлять? (В этот праздник мы будем поздравлять всех мужчин и наших любимых пап). Какие подарки мы приготовили папам?
Вопросы к детям: - Какой у тебя папа? А у тебя?
Вот какой замечательный праздник мы отмечаем зимой.
Задачи:
-вызвать эмоциональный отклик на события в общественной жизни – празднование Дня Защитника Отечества;
-развивать умение высказываться на темы из личного опыта;
-воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, к дому.
Методы и приемы работы:
-поговорить о папах;
-стих Главное желание;
-разучивание на музыкальном занятии песенки про папу.
Основы логического мышления
- Какой у вас папа?-Что умеет делать папа?
Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстраций о папах: на работе, гуляет с детьми, готовит обед, на рыбалке, пилит дрова, готовит шашлык и т.д.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям рассказать ребёнку о празднике День защитника Отечества – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.
Март
25. Ветер
Перед выходом на прогулку смотрят в окошко. Воспитатель:
- Дети, посмотрите в окно, кто-то раскачивает ветки деревьев! Спрашивает, почему качаются ветки? Выслушать ответы детей.
Педагог предлагает взять с собой вертушку и султанчик на прогулку. Смотрите, эта игрушка называется вертушка. Почему? Наверное, она умеет вертеться. Но почему-то сейчас она совсем не вертится. Что будет с ней, когда мы вынесем её на улицу.
Кто же это такой невидимка, который и деревья качает и к нашим щёчкам прикасается, и вертушку вертит, и ленточки на султанчиках поднимает. Конечно же, это ветер.
Задачи:
-развивать смекалку, наблюдательность;
-расширять представление об окружающем мире;
-воспитывать дружеские взаимоотношения.
Методы и приемы работы:
Предварительная работа:
- на прогулке дети познакомились с разной силой ветра: ветерок, ветер, ветрище, с помощью разных игрушек (вертушек, султанчиков)
Ветер воет, ветер вьёт,
Вдоль по улицеметёт. (русская народная потешка)
-на другой прогулке в ветреный день воспитатель предлагает понаблюдать за движением облаков. - Что делают облака на небе? Стоят или плывут? Кто их гонит? Это наш знакомый ветер.
Основы логического мышления
Предложить определить, какой сегодня ветер: ветерок, ветер или ветрище. Как определили?
Предметно-пространственная среда
Изготовление султанчиков, вертушек или закупить.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям объяснить, как можно определить, если ли ветер (раздувает мусор, распахивает пальто, вырывает зонтик и др.);
-приобрести вертушки для определения силы и направления ветра.
26. Первый весенний праздник - день 8 Марта
Педагог пускает зеркальцем солнечного зайчика и приговаривает:
Я – зайчик, зайчик, зайчик,Скачу, скачу, скачу.
Я – солнечный и значит, скачу куда хочу! Я – солнечный и значит, скачу куда хочу!
- Какое сейчас время года? (Ответы детей). Да, наступила весна, солнышко радует нас своими тёплыми лучами. В эти первые весенние дни у всех мам чудесный праздник. – Кто больше всех любит своих детей, покупает им игрушки, рассказывает сказки, читает книжки, стирает ваши штанишки? Кто на день рождения печёт вкусные пирожки, покупает конфеты, торт? Конечно, это любимая дорогая мамочка. А вы, ребята, любите свою маму? Как ей помогаете дома? (Ответы детей).
Помощница.
После завтрака сама Я посуду мыла,
Пол на кухне подмела, Кошку накормила.
Кукла рядышком сидела И внимательно глядела.(Н. Мигунова)
Мы с сестрёнкой маленькой Рисуем цветик аленький.
Всё раскрасим сами И подарим маме.
Задачи:
-расширять представления детей о празднике мамы и традициях поздравлять их в этот весенний день;
-развивать умение высказываться на темы из личного опыта;
-воспитывать доброжелательное отношение к родным людям (любовь и уважение к маме, желание помогать и радовать её).
Методы и приемы работы:
-беседа о маме;
-стихи о маме;
-иллюстрации: мама гуляет с детьми, мама дома: стирает, готовит еду, накрывает на стол, читает книжку детям, мама на работе.
Основы логического мышления
- Когда мама радуется, улыбается?
Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстраций, стихов о маме.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-предложить папам приготовить дома с детьми маме подарок.
27.Снег тает, потекли ручейки
- К нам пришла весна. Солнышко растопило снег, и потекли ручейки. Вот и у нас в группе появились ручьи. (Воспитатель выкладывает на полу ручейки - короткие верёвочки.) Как же нам перебраться через ручейки, не намочив ножки? Будем их перепрыгивать!
Игра Пускание лодочек.
- Почему тает снег? Ярко светит солнышко, у него тёплые лучики.
Игра Поймай солнечного зайчика.
Задачи:
-развивать интерес к происходящим в природе изменениям (впечатления о первых признаках ранней весны: таяние снега, ручейки, проталинки, яркость солнечных лучей);
-создать положительный эмоциональный настрой;
-учить быть ловкими, смелыми в игре.
Методы и приемы работы:
-на прогулке вместе с медвежонком отыскивают приметы весны: на деревьях и кустарниках набухли почки, наблюдают за тем, как тает снег, как течёт вода в ручейках, находят лужи; ищут, сколько осталось сугробов, какой они высоты, какой в них снег;
-игра Пускание лодочек (три тазика с водой, лодочки);
-игра Поймай солнечного зайчика (приготовить зеркальце).
Основы логического мышления
Опыты Тонет – не тонет (подготовка к пусканию корабликов в ручейках).
Предметно-пространственная среда
Конкурс по изготовлению лодочек (из бумаги, из строительного материала, из конструктора, из природного и бросового материала).
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-родителям посоветовать во время прогулок с ребёнком больше внимания уделять наблюдениям за изменениями в природе (таяние снега, появление ручейков, луж на дорогах);
-участие в конкурсе Лучшая лодочка (проявить творчество, фантазию; совместная деятельность взрослого и ребёнка).
28. Сравнение осеннего, зимнего леса. Прогулка в весенний лес
На столе лежат рисунки-панорамы зимнего и осеннего леса. Медвежонок:
- Ребята, что здесь нарисовано? (Ответы детей). Это осенний и зимний лес.
- А как вы догадались? (Ответы детей).
- Да, на одной картинке много жёлтых, красных листьев – осень, листопад.
А на другой – много снега – зима, снегопад.
- А кто нарисовал осенний и зимний лес? Конечно, это вы, ребята: как хорошо вы научились рисовать.
- А сегодня мы пойдём в весенний лес. (Показ картинки весенней тематики). Посмотрите, в лесу ещё много снега, но солнечные лучи всё ярче согревает землю, деревья. Ребята, посмотрите, от солнечных лучей под берёзой растаял снег и на проталинке – это место, где очень сильно подтаял снег, расцвёл первый весенний цветок – подснежник. А рядом снег растаял и побежал ручеек.
Чтение стихотворения Подснежник:
Под берёзой у проталинки, Расцвёл цветок, Подснежник маленький.
Задачи:
-учить сравнивать картинки с ярко выраженными характерными признаками;
-вызвать детей на словесный контакт, чтобы делились своими впечатлениями;
-воспитывать любовь к родной природе.
Методы и приемы работы:
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе (тает снег, первые ручейки);
-коллективные рисунки-панорамы осеннего, зимнего леса;
-рассматривание картинок, рисунков, выполненных детьми в осенний и зимний период;
-чтение стихов, пение песенок про весну.
Основы логического мышления
В вечернее время следует создать условия для рассматривания детских работ осеннего, зимнего, весеннего леса, чтобы дети могли сравнивать и находить различия.
Предметно-пространственная среда
Подбор иллюстрационного материала по теме Времена года.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Родителям посоветовать во время прогулок с ребёнком больше внимания уделять наблюдениям природы и затем предлагать ему (в сотворчестве с взрослым) отражать свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации.
Апрель
29. Первый весенний цветок
Медвежонок говорит детям о том, что сегодня у него замечательное весеннее настроение. Он нашёл первый весенний цветок и хочет показать его ребятам. Медвежонок предлагает пойти всем на улицу и сорвать цветы, но воспитатель говорит, что этого делать нельзя: пока цветочки растут на поляне, ими могут все любоваться. А в вазочке с водой быстро завянет.
Скоро к цветку прилетят пчёлы, чтобы полакомиться вкусным соком-нектаром, который есть внутри цветка. А если сорвать цветок, у пчёл не будет еды.
А цветок можно сфотографировать на память, нарисовать.
Задачи:
-развивать интерес к происходящим в природе изменениям;
-вызвать эмоциональный отклик на появление первых цветов, учить любованию;
-воспитывать бережное отношение к природе, к растениям.
Методы и приемы работы:
На участке воспитатель ведёт детей к тому месту, где растёт мать-и-мачеха. Воспитатель рассказывает, что мать-и-мачеха выросла на открытом месте, где уже видна земля. А такие растения, которые появляются сразу из-под снега, называют подснежниками. Подснежники бывают разными. Дети рассматривают цветки, нюхают их.
Основы логического мышления
- Кому нравятся цветочки? (взрослым, детям, птичкам, бабочкам, пчёлам и др.);
-сорвать несколько цветочков и поставить в вазочку;
-понаблюдать, какие цветы будут дольше нас радовать: на полянке или в вазе.
Предметно-пространственная среда
Выставка детских работ на тему: Подснежники.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям объяснить малышам, чтобы не рвали первые цветы, что они быстро вянут, и приходится их выбрасывать.
30. Возвращение птиц – путешественников
Прилетела птичка, кружится, летает. Педагог:
Милая певунья Ласточка родная,
К нам домой вернулась Из чужого края.
Под окошком вьётся С песенкою живою:
Я весну и солнце Принесла с собою…
Птицы, которые осенью улетели в тёплые края, возвращаются из далёких стран домой.
- Ласточка, милая, почему ты вернулась?
- Потому что стало тепло, появилась еда для птиц.
- А что вы, птички, любите есть?
- Наша любимая еда: мухи, комарики, жуки и растения.
- Чем вы будете заниматься?
- Делать гнёзда и высиживать птенцов.
- Люди рады вашему возвращению, делают скворечники для скворцов.
И мы сейчас сделаем скворечники (аппликация).
Задачи:
-знакомить с птичьими хлопотами по строительству гнёзд и высиживанию яиц, с тем, как люди рады возвращению птиц (вешают скворечники);
-воспитывать заботливое отношение к птицам.
Методы и приемы работы:
-персонаж (птичка);
-беседа с опорой на картинки;
-стихотворение Весенняя гостья.М.Белоусов.
Предварительная работа:
-наблюдение за птицами на участке, отмечать их повадки, внешние особенности.
-представление о прилёте птиц будут поддержаны конструированием домиков для птиц, а также чтением художественной литературы (А. Барто, В. Бианки и др.), рассказ В.Пришвина Грачи прилетели;
-вечером дети лепят птиц из пластилина или рисуют.
Основы логического мышления
Среди птиц, с помощью воспитателя, находят зимующих и перелётных. Предметно-пространственная среда
Воспитатель выкладывает в уголке природы рисунки, фотографии разных птиц и предлагает детям найти среди них тех, которых они видели на участке детского сада.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Знакомить с правилами поведения в лесу: нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя поднимать птенчиков, нельзя нарушать тишину леса громкой музыкой, криком.
31. Весна – красна
- Посмотрите, какая яркая коробочка.
- Интересно, что в ней? А вам интересно? И мне тоже. Давайте посмотрим. На обложке коробочки изображена девушка – весна. Какая красивая! (Рассматривают).
- Открываем коробку, а там карточки-картинки, они помогут рассказать о весне. Алгоритм рассказа о весне: солнце, грязный снег, лужи и ручьи, лёд на реке ломается (ледоход), деревья с почками, распустилась верба (пушистики на ветках), прилетели птицы.
С помощью этих карточке совместными усилиями описывают весну.
Радостно светит солнышко. Снег потемнел и быстро тает на полях. Побежали по дорогам весёлые ручейки. Дети пускают в ручейки лодочки. Лёд на реке ломается. Надулись на деревьях почки. Прилетели из тёплых стран грачи, ласточки, скворцы. Весной просыпается медведь и ёжик. Просыпаются и паучки, и жучки, и бабочки.
Весной теплее, чем зимой? Скажите, какая весной бывает погода? Какое солнышко? Какой ветер? Что происходит со снегом?
Задачи:
-развивать интерес к происходящим в природе изменениям;
-создать положительный эмоциональный настрой;
воспитывать любовь к родной природе.
Методы и приемы работы:
-беседу Весна -красна вести с опорой на картинки.
Предварительная работа:
-пускание бумажных корабликов, заготовленных воспитателем, игрушечные или просто предметы-заместители – щепочки, кусочки пенопласта, коры, пробки, бумажки.
Основы логического мышления
- Откуда взялись ручейки?
Предметно-пространственная среда
Макет Весна.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-обращение к папам, по возможности сделать скворечники, повесить на дачном участке;
-объясните значение птиц для человека.
32. Трава зеленеет
Педагог: - Ой, кто это у меня под столом? Зайчик, ты, что там делаешь?
- Я к вам прискакал, чтобы сообщить чудесную новость: видел свежую зелёную травку!
- Где?
- На полянке.
Травка зеленеет, Солнышко блестит,
Ласточка с весною В сени к нам летит!
- Солнышко светит ласковое, тёплое. Травка тоже радуется солнышку.
- А, снега много?
- Нет снега! Куда же исчез снег?(Ответы детей).
- Правильно, солнышко растопило его. Снег растаял, и побежали ручьи. Вот какое сейчас солнышко!
- А как себя чувствуют птички весной? – спрашивает педагог и продолжает: - Правильно, они резвятся! И даже купаются в лужицах!
Весна, весна красная, Пришла весна ясная!
Птицы громко поют – Долго спать не дают.
- Давайте повторим, какое сейчас время года?
- Правильно, весна!
Задачи:
-закрепить у детей представление о весеннем времени года, об изменениях в природе: чаще и жарче светит солнце, появилась зелёная травка;
-учить устанавливать связи между живой и неживой природой;
-создать у детей радостное настроение.
Методы и приемы работы:
-стихотворение Травка зеленеет, солнышко блестит…;
-слово сени можно объяснить словами: в гости, в дом.
Основы логического мышления
- Где можно увидеть первую травку? (там, где растаял снег, а снег тает раньше всего - на солнечной стороне и над теплотрассой).
Предметно-пространственная среда
Посеять травку в ящик с землёй в уголке природы для наблюдения роста.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
-рекомендовать родителям обращать внимание малыша на весенние изменения, происходящие в природе;
-учить любованию: появлению свежей зелёной травы, первым цветам;
Май
33. Воробушки и голуби
Подвесить к потолку на ниточках птичек.
- Посмотрите, какие весёлые воробушки, чив-чив-чив чирикают, а вот голуби по-другому разговаривают – гули-гули-гули.
Воробушки и голуби, Стайками слетаются,
Чистят клювом пёрышки, В лужицах купаются.
- Птички сейчас делают гнёздышки для высиживания птенчиков. Давайте и мы сделаем гнёздышки из веточек да глины.
Дети вместе с воспитателем строят гнездо из палочек, старой сухой травы и глины (пластилина) для того, чтобы почувствовать, как трудно птичкам без рук, а только при помощи клюва мастерить себе домик.
Задачи:
-развивать наблюдательность;
-вызвать эмоциональный отклик при наблюдении за птицами;
-развивать сюжетно-игровой замысел.
Методы и приемы работы:
-стихотворение Т.Казаковой Воробушки и голуби;
-строительство гнезда из палочек, сухой травы и глины (пластилина).
Предварительная работа:
-наблюдение во время прогулки за поведением птиц (воробьев, голубей), купающихся в лужицах, клюющих зёрнышки;
-рассматривание панорамы весенней улицы;
-чтение стихов, потешек, пение песенок о птичках, о весне.
Основы логического мышления
- Почему так рано птенчиков высиживают?
Предметно-пространственная среда
Гнезда в уголке природы с птенчиками.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Совет родителям: во время прогулок понаблюдать с ребёнком за поведением птичек, покормить их зёрнышками, крошками.
34. Деревья и кустарники
Медвежонок:
- Я хочу отправиться в гости к разным деревьям и кустарникам, чтобы посмотреть, какими они стали весной. Я приглашаю вас с собой!
Во время сбора на прогулку медвежонок обращает внимание на то, что детская одежда становится всё более лёгкой: куртки, шапочки, штанишки уже не такие тёплые, как зимой и ранней весной.
Во время прогулок дети рассматривают разные деревья и кустарники, сравнивают их, выясняют, на каких из них уже появились листочки (клейкие, пушистые), цветки, нюхают, гладят кору деревьев. Дети наблюдают за насекомыми, которые прилетают к деревьям и кустарникам.
Задачи:
-расширять представления и знания детей об окружающей природе;
-развивать доброе, заботливое отношение к природе;
-создать положительный эмоциональный настрой.
Методы и приемы работы:
-медвежонок приглашает в гости;
-наблюдения за деревьями и кустарниками, найти изменения.
В конце недели воспитатель вместе с детьми подводит итог. Вспоминают, к каким деревьям все ходили в гости, что интересного заметили, как изменились деревья весной.
Основы логического мышления
Игра Найди дерево
Предметно-пространственная среда
Поставить несколько веточек в вазу и наблюдать за появлением листочков. Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям называть названия деревьев и кустарников, сделать побелку стволов или, хотя бы, объяснить для чего это делают, провести обрезку веток, также, проговаривая для чего это делают.
35. День - ночь, утро – вечер
Стук в дверь. Заходит расстроенный медвежонок: - Что я наделал! Как мне быть?
Педагог: - Мишенька, расскажи, что у тебя случилось, может быть, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Медвежонок:
- Я принёс вам картинки о том, что надо делать утром, вечером, ночью и днём, но всё перепутал, забыл, когда и чем надо заниматься, и как эти части суток называются! А вы разве знаете, вы же ещё такие маленькие! А вы мне поможете?
Педагог:
- Поможем мишеньке? Правда, ребята, справимся с заданием?
Разложить перед детьми картинки, на которых изображены разные временные отрезки. Попросить малышей определить, что нарисовано на каждой из них и как называется эта часть суток (когда это бывает?). Задавайте вопрос: почему он так решил? Как это определить?
Игра Закончи предложение.
- Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
- Делаем зарядку мы утром, а обедаем …(днём).
- Солнышко светит днём, а луна … (ночью).
Задачи:
-проверить знания детей, умеют ли различать и называть: день – ночь, утро – вечер;
-развивать умение откликаться на просьбы других;
-воспитывать здоровый образ жизни, который заключается в соблюдении режима дня.
Методы и приемы работы:
-ситуация, требующая оказание помощи;
-Игра Когда это бывает?;
-картинки Части суток;
-игра Закончи предложение.
Основы логического мышления
Игра Когда бывает? (загадки).
Предметно-пространственная среда
Подбор картинок на тему Части суток (занятия детей в течение суток: делают зарядку, завтракают, гуляют, занимаются, играют, обедают, ужинают и др.).
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям проговаривать части суток, связывая их с деятельностью детей, когда играет, спит, гуляет и т.п., чтобы лучше усвоили временные понятия.
36. Осень, зима, весна, лето
- Ай – яй – яй! – громко произносит воспитатель, роняя картинки на пол. – Что я наделала, уронила картинки на пол, они у меня были разложены по порядку. Помогите мне, дети, отыскать картинки по временам года.
Игра Загадки и отгадки
Пусты поля, Мокнет земля,
День убывает? Когда это бывает? (Осенью.)
Снег на полях, Лёд на реках,
Вьюга гуляет… Когда это бывает? (Зимой.)
Тает снежок, Ожил лужок,
День прибывает, Когда это бывает? (Весной.)
Солнце печёт, Липа цветёт,
Золотится пшеница. Рожь колосится.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Летом.)
По мере отгадывания загадок предложить детям отыскать картинку, изображающую это время года.
Следующее задание детям: Соединить между собой большую картинку и маленькие картинки.
Например:
зима- снеговик – санки,лето- мальчик с мячом – клубника,осень– сапоги с зонтиком – дождик, весна – подснежник - скворечник.
- Спасибо, дети, что помогли мне разложить правильно.
Задачи:
-закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);
-учить инициативности и самостоятельности;
-развивать умение откликаться на просьбы других.
Методы и приемы работы:
ситуация, требующая оказание помощи;
-картинки по временам года;
-загадки.
Основы логического мышления
Игра Когда это бывает?
Игра Четвёртый лишний.
Предметно-пространственная среда
Игра Четыре времени года.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Рекомендовать родителям обращать внимание детей на изменения, происходящие в природе и погоде, тогда ребёнок будет более уверенным при ответах на занятиях, это поможет развить любознательность, память, внимание и самостоятельность.
Список методической литературы
1.Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2014. - 48 с.
2.Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 104 с.: илл.
3.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /Под редакцией Парамоновой Л.А./ -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 640 с.: илл.