"Реабилитация подростков через творчество"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Реабилитация подростков через творчество"
Автор: Николаева Галина Васильевна
Реабилитация подростков через творчество. «Если влечение к творчествуне получает реального выхода,возникает тяготение к разрушению»Э.Фромм Задачи, которые ставятся перед обществом в отношении детей - воспитание личности нового типа :физически развитой, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно насыщенной картины мира. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В настоящее время творчество проникает в различные сферы деятельности человека: науку, промышленность, труд рабочего и т.д. Поэтому очень важно на современном этапе, подготавливая детей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить.Однако, будет логичным предположить, чтобы сформировалась личность, мыслящую творчески, надо заниматься этим самым творчеством, учиться ему, развивать его. «Но, — спросит кто-то дотошный, — зачем вообще развивать это самое творчество в ребенке?» Попробуем ответить. Творчество — это процесс освобождения внутренней энергии, которая живет в каждом человеке. Эта энергия несет нам состояние гармонии, необходимое и взрослому, и ребенку. Ведь любой человек по своей природе — творец. А что еще более важно для ребенка, его творчество становится важным элементом в собственном самопознании. Он учится видеть красоту мира и, наоборот, его несовершенство, которое ему захочется заполнить своим творчеством, чтобы мир стал чуточку лучше. В процессе творчества ребенок развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и ищет свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и взаимозависимости, совершенствует навыки работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью.Почему творческие занятия так важны и полезны для ребенка?Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, занимается театральной и другой творческой деятельностью, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью творческих занятий могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.2. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения. 3. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. 4. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно, развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире. 5. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, сконструировал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения глазами ребенка. 6. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное время детей, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации и т. д. Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Задача родителей и педагогов – направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия. Кроме этого, чтобы ребенок не потерялся в современной жизни, важно уже в дошкольном возрасте помочь ему с самоопределением, показать, как можно правильно реализовать свои возможности. В ходе исследования ученых педагогов и психологов были выделены педагогические условия, которые обеспечивают успешное развитие творческих способностей детей.Условия успешного развития творческих способностей.Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Чтобы ребенок рисовал, творил ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.4. Четвертое заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того, что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.6. Необходимы также комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию творческих способностей. Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социально-реабилитационных центров, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном развитии. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют снижению эмоциональной напряженности, помогает становлению процесса социальной адаптации. Решение проблем посредством творческой деятельности является эффективным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Творческая деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Подобная функция искусства давно была подмечена специалистами. Терапия искусством широко используется в практике психологами и психотерапевтами. Это актуально и в деятельности нашего социально-реабилитационного центра, где находятся дети, попавшие в различные трудные жизненные ситуации. Рассматривая досуг в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних нельзя обойтись без творчества. В досуговой деятельности воспитанники добиваются успеха гораздо легче, чем в учебной. Педагоги стараются, чтобы каждый ребёнок был занят интересным делом, помогают выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справиться, тем самым восстановить свой престиж среди сверстников. С целью повышения качества досуговых занятий педагоги центра разработали дополнительные образовательные программы «Окно в волшебный мир», «Со спортом дружить - здоровым быть», коррекционно- реабилитационные программы «Добрая дорога детства», «Этика - азбука добра», театральная студия «Балаганчик», «Волшебные ладошки», «Социальное здоровье ребенка», «Тепло родного очага» и др.Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Окно в волшебный мир» представлена следующими подпрограммами: «Фантазии солёного теста».«Кудесники». «Кофейное зёрнышко»Образовательный процесс программы «Окно в волшебный мир» включает в себя разные виды художественно-прикладной деятельности педагогов с детьми и самих детей между собой, строящиеся в индивидуальной или совместной форме. К ним относятся: лепка из теста, поделки из бумаги и бросового материала, кофейных зёрен, топиарии различных видов. При этом каждый вид художественно-эстетической деятельности, включённый в программу, имеет специфические развивающе-образовательные функции.Содержание программы «Окно в волшебный мир» предусматривает ознакомление воспитанников с основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий. При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития современного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь творчества с природой, традициями, окружающей действительностью. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития. В процессе практического освоения навыками декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии, а также дают возможность испытать ситуацию успеха, тем самым повысить свою самооценку.Занятия по дополнительной образовательной программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен учреждения. Обучаясь созданию декоративных изделий, воспитанники естественным и привлекательным для них образом приобретают полезные навыки по созданию интерьерных изделий для оформления своего жилища, что делает их более приспособленными к самостоятельному ведению быта. Эффективность образовательного процесса в данной программе для детей школьного возраста обуславливается подбором и сочетанием разнообразных видов и форм дополнительной образовательной деятельности, которая, реализуясь посредством организации и осуществления комплекса учебных занятий художественно-эстетического цикла, создаёт целостную систему развития детей в группе сверстников, сформированной «по интересам», а не по психологическому принуждению.Художественно творческая деятельность, включающая в себя, в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. «Фантазии солёного теста»Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Обучающийся ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий из солёного теста. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса обучающихся обогащать их техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам простого народа, является для них "самым близким искусством" Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. «Кофейное зернышко»Программа «Кофейное зернышко» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников, развитие их интереса к творческому процессу, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения.«Кофейное зернышко» - это программа обучения детей созданию необычных деревьев, декоративных композиций – топиариев. Топиарий не копирует ни одно из деревьев, существующих в природе. При его создании возможно использование самых различных материалов и цветовых сочетаний. Для украшения декоративного деревца можно использовать цветы, кофейные зерна, ткань, сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть.Каких-либо правил и требований к внешнему виду топиариев нет. Все зависит от желаний и фантазии того мастера, в чьих руках рождается новое чудо. Таким образом, в основе – творческая составляющая процесса, особое, личное видение конечного продукта деятельности. «Кудесники»Основной блок – работа с бумагой, которая включает в себя: бумажную пластику, технологию скрапбукинга, аппликацию, экспериментирование с полосками. Два других блока предполагают работу с искусственным материалом: поделки из пластика, шерстяных ниток, камней, засушенных цветов, ракушек, ваты. Блок «Искусственный материал» предполагает работу с пластиком, пластиковыми ложками, ватными дисками, ватными палочками, шерстяными нитками, камнями, ракушками и засушенными цветами, что развивает у детей умение находить такому материалу творческое применение, а также развивает мелкую моторику и художественное видение. В процессе занятий дети овладевают знаниями об особенностях этих материалов, умением подбирать материал нужной величины, формы, цвета, структуры, способами соединения деталей (проволока, леска, нитки), навыками мыслительного анализа, планирования последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания.Блок «Бумажная пластика» - это объемное художественное конструирование, в котором художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и доступного материала – бумаги. Дети знакомятся с разными техниками работы с ней: сминание, разрывание-надрывание, скручивание, разрезание, сгибание. Знакомство со скрапбукингом имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, стимулирует и развивает память. Эта техника совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Аппликация– один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Занятия способствуют творчеству, пробуждают интерес, фантазию, активизируют наблюдательность, чувство формы, глазомер, цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.Конструирование из полосок учит детей наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное, развивает объемно-пространственное мышление и фантазию. В учебном процессе используются нетрадиционные формы организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности:сюжетные игры с использованием изучаемого материала;сказочные занятия;занятия с использованием элементов театрализации.занятия в форме заочного путешествия, творческого конкурса, соревнования и т.п.Для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в группе художественно-эстетического развития применяются следующие методы обучения: перцептивные (передача и восприятие информации посредством органов чувств; словесные (рассказ, сказка, беседа, незаконченная история, стихотворение, диалог и т.п.); наглядные (сюжетные и предметные картинки, игрушки, маски, таблицы, схемы, плакаты); практические (репродуктивное и продуктивное воспроизведение материала); логические (организация логических операций - аналогия, анализ, индукция, дедукция); гностические (организация мыслительных операций - проблемно-поисковые ситуации, самостоятельная творческая работа и т.п.); методы исследования (эксперимент, проблемный анализ). Советы педагогам, занимающимся творчеством с детьми.Не забывайте о психическом здоровье своих детей.Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, а также любопытство и воображение ребенка.Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")Объясняйте, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Позитивный настрой – это самый главный ключ к успеху в любом деле!Создавая необходимые условия для развития и поддержания творческой активности детей мы способствуем реализации задачи, поставленной перед нами обществом: воспитание детей творческого, умного поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных новых условиях, которыми так богата наша современная жизнь.Каждый из нас имеет свой жизненный путь развития.У каждого из нас есть яркие индивидуальные качества.Каждый из нас вносит свою лепту в окружающий мир.Каждый из нас талантлив по-своему.Помогите своим детям найти свой талант и стать творческим!Реализация данной программы «Окно в волшебный мир» художественно-эстетической направленности позволит сформировать «развивающее» пространство, быстро и точно реагировать на «вызов времени» в интересах детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, реализовать индивидуальные образовательные и развивающие маршруты детей в рамках интеграции дополнительного образования и социального обслуживания. Интегрированный процесс позволяет наиболее полно объединять учебную и досуговую сферы деятельности ребенка, корректировать образовательную траекторию детей, влиять на функциональный комплекс образовательных и социокультурных процессов.Таким образом, умелое прогнозирование, оптимальное удовлетворение социального запроса ребенка, системность работы направлений дополнительного образования смогут обеспечить создание современных условий для творческого развития, духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды.Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Социальный педагог ГБУСОН РО «СРЦ сл.Большая Мартыновка»Николаева Г.В.