"Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
Автор: Стяжкина Олеся Сергеевна

Работа с педагогическим коллективом по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков
Профилактика
девиантного поведения
среди детей и подростков
Подготовила:
педагог – психолог
МБОУ СОШ №19
Стяжкина О.С.
2019 г.
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но оно есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин Камешки на ладони
ЦЕЛЬ: отработать профилактические навыки работы учителей с детьми девиантного поведения.
ЗАДАЧИ:
1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;
2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;
3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ВРЕМЯ:
45 – 60 минут (зависит от продолжения дискуссии)
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ с педагогическим коллективом
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
обучение учителя навыкам эффективного взаимодействия с подростками девиантного поведения.
Содержание тренинга
ЗНАКОМСТВО (на цветных бейд. написать имя)
- Назвать свое имя и проговорить чего ждут от занятия, чего опасаются
(На листе написать ожидания / опасения)
ПРАВИЛА
- предлагает группа, им должно быть комфортно, безопасно;
- на листе пишем маркером и все подписываемся.
ЭНЕРГИЗАТОР Упражнение Обмен местами
Цель: Создать доверительную атмосферу.
(Поставить на один стул меньше, кому нет места, тот ведущий)
- Сказать комплимент (приятное) + можешь ли ты поменяться со мной местами? (нельзя отказывать)
4) ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ
- Тема нашего занятия (слайд темы) - Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков (Эпиграф)
Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми.
(слайд - Цель):
На занятии попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения.
- Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
4) СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?
- Предлагаю вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….?
(слайд) По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения: (слайды)
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
5) МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными? (Первый слайд)
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными? (Второй слайд)
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? (Третий слайд)
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
6) РАБОТА В ГРУППАХ
А) Игра Найди своих!
- Для того чтобы нам было интересно и комфортно в дальнейшей работе, предлагаю разбиться на группы по цвету бейджиков.
Б) Обсуждение ситуаций
- Уважаемые коллеги, перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них. (Группа слушает выступления, добавляет.)
- После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение)
- Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – Антисоциальное поведение)
- Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение)
- Коля без спроса берет тетрадки.
- Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Как говорил в свое время Макаренко: Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник. Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
7) Упражнение Чистый лист. (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
- Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение. (Слайд – факторы риска)
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей.
А)
- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Слайд -
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Б)
- Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. (Слайд – конституционная предрасположенность)
Это:
- Поражение нервной системы в родах
- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
- Физические дефекты
- Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика
В)
- Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
- Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. (Слайд - Взаимоотношения со сверстниками.)
Отсюда возникает:
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников
- Вымогательства денег, давление, шантаж;
- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
- Принуждение совершать поступки против воли.
Г)
- И: Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности
семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:
- Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;
- Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое Я, совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.
- Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо; Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.
- Как вы думаете, что должны знать педагоги о работе с такими детьми? (слайд)
- Давайте, сравним ваши ответы с реальными фактами. Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Он должен знать:
Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
- Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: (слайд) нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.
8) Основные направления работы с д. детьми.
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
Нарушения в поведении:
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но, чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
Нарушения в общении
Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение классных часов, которые вы всегда можете найти в своих методических журналах
Нарушения в самосознании
Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, у него всегда есть шанс, вырасти здоровым и социально благополучным взрослым.
Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача -
формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.
Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, с умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.
Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.
Добро воспитывается добром, а зло – злом. Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны организовать ребенку ситуацию успеха.
В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.
9) Упражнение ГОРЯЧИЙ МЯЧ
- Назвать прием работы с подростком девиантного поведения, мяч может в руках быть только один раз.
10) Составление алгоритма
- Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, (слайд) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:
Алгоритм действий:
- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка)
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
- Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в справочнике классного руководителя.
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.
- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
11) Рефлексия Я УЗНАЛ (А), Я ПОНЯЛ (А) (памятка, буклет)
12) ИТОГ ЗАНЯТИЯ Упражнение – пожелание Подарок
- Ув. коллеги. Ввиду своей профессии, вам часто приходится разбирать разные ситуации. Иные бывают очень запутанные, в которых подчас трудно разобраться.
Чтобы облегчить анализ, чтобы вы могли любую ситуацию рассмотреть гораздо глубже, я хочу вам подарить набор цветных очков: розовые, для того чтобы видеть все только в радужном цвете, голубые – чтобы Вас никогда не покидала надежда, черные – чтобы скрывать за ними свои тайны и прозрачные – чтобы любить мир таким, какой он есть.
До свидания!