Консультация для родителей на тему: "Капризы и их предупреждение"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей на тему: "Капризы и их предупреждение"
Автор: Емерова Вера Алексеевна
«Капризы и их предупреждение»(консультация для родителей) Емерова В.А., воспитатель Цель: предупреждение возбуждения капризов детей, формирование «тормозных» процессов, развивание зачатков воли и нравственных чувств. Детские капризы – это особенность поведения ребёнка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленького ребёнка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением. Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребёнка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребёнок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении, стремиться настоять на своём, не принимая во внимание доводов, требований взрослых. Нервная система детей младшего дошкольного возраста ещё не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Однако, именно в этом возрасте у ребёнка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребёнок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания. Причиной капризов может быть также нездоровье ребёнка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребёнка нетрудно перестроить. Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребёнка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитания воли, преодоления капризов. Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения. Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением им разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребёнка. И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создаёт неблагоприятные условия для воспитания ребёнка. Что разрешает мать – может запретить отец, что запрещает мать – разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребёнок следует тем требованиям, которые совпадают с его желанием. Дети обычно тонко чувствуют, как можно себя вести в каждом конкретном случае. «Я не плачу, - я бабушке», - говорит ребёнок. Он знает, что при маме плакать нельзя, она строгая, при бабушке – можно: она не устоит против требований любимой внучки. Единые требования к ребёнку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе. В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребёнок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребёнка в то же время очень мало от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребёнка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся. Эти отношения должны быть пересмотрены. Нужно формировать у ребёнка желание самостоятельно одеваться, кушать, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь отнести, принести, поднять и т.п. Включение ребёнка в посильные дела, соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства «сокращения» неразумных желаний ребёнка. Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. А. С. Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой «золотой середины», т.е. соблюдения чувства меры, которая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, сочетания любви к детям с требовательностью к ним. Для здоровья и хорошего самочувствия ребёнка раннего, младшего дошкольного возраста особо важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления нервной системы ребёнка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, иногда берут с собой в гости, в кино, на праздники, разрешают подолгу смотреть телепередачи и т.п. Яркие новые впечатления, незнакомые лица, сильные слуховые раздражители нарушают привычную атмосферу, переутомляют ранимую ещё нервную систему ребёнка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного. Маленькому ребёнку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми (тёплые руки и добрая улыбка матери, бабушки, приветливое слово отца). На протяжении третьего года жизни у ребёнка развиваются познавательные потребности. Он просит взрослых с ним поиграть, задаёт много вопросов, требует оценки своего поведения и т.д. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребёнка в эмоциональном общении и в содержательной деятельности со взрослыми. Когда ребёнок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого, его внимание, помощь, совет. Дефицит общения со взрослыми, малосодержательная деятельность ребёнка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы. Устранение перечисленных недостатков «снимает» капризы ребёнка. Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если отвлечение не получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это не просто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.