"Подготовка ку обучению грамоте"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подготовка ку обучению грамоте"
Автор: Воронухина Мария Владимировна
Мастер-класс для родителей«Подготовка к обучению грамоте»Воронухина МарияМастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте»Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиЗадачи:- обучить приемам выделения звуков из ряда звуков, слогов и слов; элементарного звуко-слогового анализа и синтеза;- вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.ХодУспешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте? (Ответы родителей.) Обычно подготовка начинается лишь по достижении ребенком 5-6 летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Нам хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко непростым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте обычно выделяются среди своих сверстников, по мнению родителей, тем, что не выговаривают некоторые звуки, и поэтому не вызывают у них особой тревоги. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу.Для успешного овладения процессами чтения и письма ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:• развитая слуховая функция;• достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;• хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом грамматическим строем, связной речью);• развитая тонкая ручная моторика.Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте в рамках программы подготовительного дошкольного возраста. Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы.Ребенок должен слышать звук вначале слова, в конце слова, находить место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез слов, различать акустически близкие звуки.I этап. Знакомство с гласными звуками.Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.Предлагаемые игры:"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о .Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;В середине слова.На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.II этап. Знакомство с согласными звуками. Начинаем со звуков [м], [н], потому что: Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]. Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Далее дети произносят звук сами. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы.) Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам. Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Знакомство с буквами. На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:Села мышка в уголок,Съела сыра кусок. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!Написать букву в воздухе, на столе.Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек.Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зимы).Проводится с родителями звуковой анализ слова.Символ слова - это полоска. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова: назвать количество звуков в слове; назвать звуки по-порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий.На следующем этапе ребенок составляет предложения. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.Кулинарный мастер-класс в ГБДОУ №57 «Подарок для мамы»Подготовили:Воспитатели: Корнилова Елена Васильевна, Прокофьева Наталья Сергеевна.Учитель – логопед - Воронухина Мария Владимировна. Кулинарный мастер-класс в ГБДОУ №57 «Подарок для мамы»Уже совсем скоро наступит самый важный и трогательный праздник День Матери. И подарок в этот день также должен быть выполнен с огромной любовью. Хорошей идеей для подарка может стать приготовление тортика.В мастер-классе по кондитерскому искусству ребята подготовительной группы "Светлячки" поучаствовали, готовясь ко «дню матери». Так юные гурманы получили уроки кулинарного мастерства, а мамы с гордостью оценили труды своих детей. Собственно, сам праздник начинается уже тогда, когда на голове будущих кулинаров появляются поварские колпаки и перчатками.А дальше ребят ждёт увлекательное действо, где каждый исполняет главную партию.Чтобы мастер-класс прошел удачно, необходимо выполнить ряд требований:1. Напомнить ребятам о важности гигиены.2. Приготовить все необходимые принадлежности, с учетом количества участников;3. Рассказать ребятам о продуктах, которые используются в процессе готовки. Так время будет проходить интереснее и веселее.Ход мастер -класса.Нужно взять один ломтик коржа. Смазать его кремом.Взять второй ломтик коржа, положить его сверху второго и тоже промазать кремом.После чего взять третий ломтик коржа и положить сверху второго.Берем мастику белого цвета и начинаем его раскатывать. Когда раскатали мастику тонким слоем, кладем её на третий ломтик коржа. Обрезаем по контуру. Получился фон.Берем мастику синего, зеленого, красного, желтого и делаем узоры.Готовый тортик упаковываем в подарочную упаковку.Регистрация родителей, присутствующих на мастер – классе 21 ноября, в 17.30«Подарок для мамы»Уважаемые родители!Просим Вас написать свои отзывы о проведенном мастер – классе «Подарок для мамы»Заранее благодарим Вас.