«Развитие познавательной активности в процессе знакомства с родным краем"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательной активности в процессе знакомства с родным краем"
Автор: Лепетуха Светлана Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 28»КонсультацияНа тему:«Развитие познавательной активности в процессе знакомства с родным краем» Воспитатель: Лепетуха С.Н.г. Михайловск, 2019 «…Мира не узнаешь, не зная края своего» М. Горький Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине. Период дошкольного детства характеризуется бурным и интенсивным ростом организма, а также развитием и совершенствованием основных возможностей ребенка в физическом и психическом плане, что, безусловно, определяет самоценность данного этапа в жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, валеологической и экологической культуры. Однако проблема состоит в том, что современные дети мало бывают на природе, плохо знают особенности родного края, и задача, как специалистов ДОУ, совместно с родителями ликвидировать эти пробелы в сознании дошкольников. Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе ежедневных наблюдений и исследовательской деятельности у детей формируется интегральный «образ» знаний о природе («образ природы»). Большинство современных детей редко общается с природой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем подразумевает начальное ознакомление с объектами, ежедневно встречающимися ребенку в процессе его жизнедеятельности. В каждом населенном пункте есть природные достопримечательности, привлекающие, так или иначе, детей и их родителей, интересные для наблюдений и обсуждения. Это могут быть необычные деревья, кустарники, птицы или насекомые, природные памятники, скалы и пр. Главный критерий — неподдельный интерес ребенка и организация практической исследовательской деятельности в природных условиях при ознакомлении с родным краем. Также познавательное развитие детей можно организовывать в процессе проектной деятельности, что позволит ребенку на конкретном примере получить необходимые навыки, такие как: умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы, а также при помощи взрослых планировать свою деятельность и прогнозировать результаты. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к проектно-исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира, через ознакомление с родным краем. Ознакомление с родным краем дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. В процессе ознакомления детей с родным краем особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: -наблюдение, -экскурсия, -игры,- беседы, -эксперименты, и т.д. Семья является первоисточником знаний о родном крае для дошкольника, именно в родных стенах ребенок впервые сталкивается с определениями природоведческих категорий и таких понятий как «труд», «долг», «Родина» и является начальной ступенью гражданско-патриотического и познавательного воспитания детей дошкольного возраста. Как раскрыть перед ребенком содержание таких сложных и многогранных понятий, как «Родной край», «Родной дом»? Они заключают в себе и отношение к самому себе, как личности, и к своей семье, в которой зарождается аромат домашнего очага, любви и заботы к ребенку, обычаи, культуру и семейные традиции. Со временем понятие родного дома расширяется до границ родной улицы, родного города, родного края. Позже — не только малой (родной край), но и большой, многонациональной Родины — России, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля — наш общий родной дом, который мы должны любить, беречь и пытаться сохранить для будущих поколений. Каждый родитель, мечтая о будущем ребенка, хочет услышать из уст своего чада с гордостью сказанные слова: «Я — Ставропольчанин! Я горжусь своим родным краем! Горжусь своей страной».Целесообразность ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста через решение следующих задач: ‒ формирование предпосылок своего «Я» у дошкольников, подразумевающая, что все люди являются уникальными со своими своеобразными чертами и особенностями; ‒ развитие представление о категорийных сообществах, таких как семья, родственники, соседи, друзья; ‒ расширение представлений дошкольников о родном крае, как малой родины, являющейся частью общей страны; ‒ знакомство с национальной символикой; ‒ обогащение знаний детей элементами фольклора, народными традициями, приметами народного календаря, народными играми и т.д. Также необходимо создать предметно-развивающую среду для знакомства дошкольников с Родным краем и правилам поведения в природе. Можно в группу приобрести карту Ставропольского края с обозначениями городов и различных мест обитания животных. Она помогает наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Книжный уголог пополнить книгами о Ставропольском крае. Фотоматериалы, альбомы, посвященные природе края, папки на тему: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Птицы», «Грибы», «Как вести себя в природе» и т. д. – все это ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире, а также желание познавать, беречь, охранять и сохранять природу. Предметно-развивающая среда группы должна содержать исторические и географические предметы, символику государства, народный календарь, памятку о правилах поведения в природе. Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной вместе с детьми можно создавать рукописные книги-альбомы, в которых дети смогут отразить знания о себе, своей семье, достопримечательностях родного края, любимые места отдыха на природе. Организация тематических выставок литературы, содержащих информацию о Родном крае позволит дошкольникам не только знакомиться с основными достопримечательностями родных мест, но также узнавать и о опасностях, которые могут их подстерегать. Используя различные дидактические игры, воспитатель сможет объяснить в мягкой, доступной и ненавязчивой форме, как и почему нужно вести себя в тех или иных ситуациях, увидеть красоту родного края. Особое внимание нужно уделять наблюдению с детьми за явлениями природы, магической неброской красоте природы родного края. Однако без помощи взрослых дошкольники не смогут почерпнуть для себя красоту снежных просторов, очарование цветущих насаждений, магическую силу природы, им трудно выделить характерные черты действительности без постороннего наставничества. Привитие любви к родному краю у дошкольников не представляется без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей . А применение технологий интегрированного обучения предоставляет педагогам возможность компоновать различные области познавательного развития (музыка, искусство и пр.) без повторений при изучении необходимого материала, с максимальным развивающим эффектом и минимальной нагрузкой на детей. При этом дети могут ощутить всю красоту природы, родного края посредством единства силы слова, музыки, искусства, что способствует развитию не только познавательного интереса у детей, но и формированию их творческого мышления. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Задачей взрослых, родителей, и воспитателей является формирование у дошкольников познавательный интерес к родному краю, позитивное отношение к настоящему, прошлому, желание как можно больше узнать о флоре, фауне нашего региона, формирование у детей интерес, желание охранять и беречь родную природу, а также воспитывать уважительное отношение к людям, живущим в Ставропольском крае.Содержание моей кружковой деятельности направлено на достижение целей развития у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Развитие у дошкольников экологического сознания 2. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. 3. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края. 4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта – отношения с природой5. Развитие экологической культуры, желание беречь природу своего региона6. Влияние человека и предприятий города на жизнь растений и животныхПредметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности. Также необходимо создать предметно-развивающую среду для знакомства дошкольников с Родным краем и правилам поведения в природе. Предметно-развивающая среда группы должна содержать исторические и географические предметы, символику государства, народный календарь, памятку о правилах поведения в природе. Какие же наиболее продуктивные методы по формированию познавательного интереса у детей к родному краю? В первую очередь, конечно же, обучающие занятия. Разработать серию конспектов и проводить занятия о флоре и фауне региона, которые позволяют развить познавательный интерес и активность.В формировании познавательного интереса к родному краю имеют огромное влияние краеведческие и экологические экскурсии, поездки с экскурсией в ботанический сад, где дети видят красоту природы, знакомятся с животными, птицами, воспитывается бережное отношение к природе.Особое внимание уделяю природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с флорой и фауной региона, редко встречающимися в нашем регионе.Рекомендую родителям проводить экскурсии, прогулки, к близлежащему водоему в процессе которых, дети знакомятся с природой, животными, птицами, водоплавающими, одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. При проведении экскурсий дети не только любуются красотой природы, но и вспоминают, и закрепляют правила: как вести себя в природе, но и при наблюдении делают вывод, как выбросы засоряют воду, почву, а также способствует взаимодействию родителей с детьми.Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать в работе опыты-эксперименты. На кружке «Почемучки» при помощи опытов-экспериментов раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах, объектах природы (свойствах растений, сезонных изменениях). Участвовали с ребятами в конкурсе «Эколята-дошколята», где провели много экспериментов, опытов, наблюдений, что поспособствовало развитию познавательной активности детей.Традиционно в осенний и весенний период мы организуем в нашей группе «Огород на окне». Осенью это выращивание лука. Весной выращиваем рассаду различных растений . «Огород на окне» вызывает у детей желание ухаживать, наблюдать, знакомиться с условиями необходимыми для их роста и развития. Для проверки подтверждения замечательных перемен используем мерки, на которых удобно ежедневно отмечать высоту ростков. Все изменения заносятся в «Журнал наблюдений», с помощью которого можно сравнить результаты наблюдения, исследования в начале и в конце опыта.Чтобы поддержать интерес детей, кроме рассады можно в «Огороде на окне» посадить «Травянчики», которые являются уникальной экологической игрушкой, выполненной вручную. Для изготовления таких «Травянчиков» используются: чулок, опилки и семена овса или пшеницы. Ее изюминка заключается в том, поливая ее водой, через некоторое время, из его головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень шикарную шевелюру. После того, как «волосы» «Травянчика» немного подрастут, им можно сделать причёски, аккуратно подстригая траву так, как нравится. Позже она вырастает снова. Такими необычными способами удается постоянно поддерживать интерес детей к наблюдениям за растениями, которые произрастают на территории Ставропольского края, а также развивать их речевую активность. Также работаем на участке, который отведен под огород. Огород мы рассматриваем, прежде всего, как место, где дети, обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур. При выборе овощных культур мы учитывали почвенно – климатические условия нашего края. При таком подборе овощных культур наши дети ухаживали за растениями, снимали урожай летом и осенью, тем самым поддерживали интерес ребят к работе на огороде.Таким образом, опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.Использую художественную литературу о природе, а также произведения о растительном и животном мире.Акции- одна из интересных форм работы, которые дают возможность соединить три аспекта экологического образования: -эмоциональный, -познавательный, -действенный. Они более конкретны, несут просветительскую и практическую направленность, в них дети стремятся высказать свое отношение к природе родного края.Дети совместно с родителями с удовольствием участвовали в акции «Сохраним природу Ставрополья», в реализации проекта «Покормите птиц зимой». В рамках проекта «Покормите птиц зимой» был объявлен конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц, в которой активное участие принимали почти все родители, проявив мастерство и фантазию. Кто-то соорудил кормушку из бросового материала, такого как пластиковые бутылки, упаковки из-под новогодних подарков. А некоторые родители, по – видимому, не один час провели в мастерской, сделав не только красивые, но и прочные деревянные кормушки.Ежегодно осенью в группе проходит конкурс-выставка поделок из природного материала, выполненная совместно с родителями и детьми под названием «Осенние фантазии».Традиционно использую в своей работе наглядную информацию: консультации, папки-передвижки. Также провожу беседы с родителями, определяющие отношение родителей к формированию познавательного интереса к природе дошкольников. Большинство родителей (100%) выразили желание, чтобы дети получили знания о родном крае.Считаю, что работа по формированию познавательного интереса к родному краю, природе, охране, умение беречь ее – самая ценная черта, которую надо воспитывать в сердцах и душах дошкольников, т. к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, в конечном счете любви к Отечеству. Если мы уже в дошкольном возрасте начнем заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, ее историю, думающих о нашей планете в целом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.Земля!В цветах, в траве или под снегом –Ты дорога нам даже и в горсти.Любому я скажу:Будь человеком,Куда б ни шел -Земле не навреди! О. ВороновТаким образом, любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту — это начало патриотизма, любви к Родине. Вместе с тем, воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи познавательного развития при ознакомлении с родным краем, во многом зависит будущее нашей страны.Список использованной литературыПриказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — с. 28–32. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. — М., 2008. Вавринюк О. Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 13-16. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2014. –– с. 5–8. Азарова, Т. И. Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (дата обращения: 18.01.2017 г.).