Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра"
Автор: Филиппова Татьяна Анатольевна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 4 класса Азбука добра
(общеинтеллектуальное направление)
3)Актуальность. Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Цель программы : Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.
Основные задачи:
-сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
4) Общая характеристика курса.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – Общение даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – Речевые жанры – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Основные разделы программы внеурочной деятельности Риторика
Тема блока
Количество часов по программе
Количество часов по рабочей программе
Примечание
Всего:
34ч
35ч.
Общение
10ч.
10ч.
Текст
12ч.
12ч.
Речевые жанры
8
8
Обобщение
4
5
5) Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год.
Количество часов в неделю – 1ч.,
Количество часов в год – 35ч.,
Количество часов в 1 четверти – 9ч.,
Количество часов во 2 четверти – 8ч.,
Количество часов в 3 четверти – 10ч.,
Количество часов в 4 четверти 8ч..
6) Планируемые результаты подготовленности обучающихся по курсу Риторика к концу третьего класса.
Личностными результатами изучения курса Риторика является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса Риторика является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
7) Формы представления результатов внеурочной деятельности:
индивидуальные и групповые проекты по теме: Вежливы вы!.
выставки творческих работ учащихся
открытое мероприятие Грамотным быть модно;
карта достижений в форме портфолио.
8) Система оценки результатов внеурочной деятельности – диагностирующая и корректирующая.
Используемые методики диагностики:
Т.А. Ладыженская Коммуникативная компетентность младших школьников.
Тест Е. Торренса Диагностика креативности
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности Риторика (35ч.)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1группа
2 группа
ОБЩЕНИЕ – 10ч
1
Речевая ситуация.
1
2
Учитывай, с кем, почему, для чего …общаешься.
1
3-4
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).
2
5
Особенности говорения.
1
6
Речевые отрезки и паузы.
1
7
Успокоить, утешить словом.
1
8
Утешить – помочь, утешить – поддержать
1
9
Какой я слушатель.
1
10
Я – читатель.
1
ТЕКСТ- 12ч
11
Типы текстов.
1
12
Яркие признаки текста.
1
13
Абзацные отступы, завершающий абзац.
1
14
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.
1
15
Знаки вокруг нас, дорожные знаки.
1
16
Знаки-символы и знаки-копии.
1
17
Опорные конспекты.
1
18
Составляем опорный конспект.
1
19
Описание – деловое и художественное.
Вежливая оценка.
1
20
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).
1
21
Во-первых, во-вторых, в-третьих …
1
22
Вступление и заключение.
1
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ – 8 ч
23-24
Словарная статья.
2
25-26
Рассказ. Хочу рассказать.
2
27
Служба новостей, что такое информация.
1
28
Газетная информация, факты, события и отношение к ним.
1
29
Информационные жанры: хроника, заметка.
1
30
Подпись под фотографией.
1
ОБОБЩЕНИЕ – 5 ч
31
Говорю, пишу, читаю, слушаю.
1
32
Речевые жанры.
1
33
Этикетные жанры и слова вежливости.
1
34-35
Этикетные диалоги, речевые привычки.
2
9) Список литературы:
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
-Сборник программ Образовательная система Школа 2100.Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа, под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд.2-е, испр.-М.Баласс,2011 г.
-Программа Риторика Авторы: Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская
-Учебник Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс в 2-х частях.
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,- М.:Баласс, Ювента,2012 г.
-Методические рекомендации для учителя, 4 класс. Ладыженская Т.А, Ладыженская Н.В., -М. :Баласс 2012 г.
Учебно-методическое обеспечение для ученика:
Учебник Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс в 2-х частях.
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская,- М.:Баласс, Ювента,2012 г.
2