"Семейное воспитание"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Семейное воспитание"
Автор: Петерфи Екатерина Юрьевна
Петерфи Екатерина ЮрьевнаПедагог – психологМБУ для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мохсоголлохский Центр помощи детям» «Семейное воспитание»(занятие с элементами тренинга для семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях)«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть. Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю»С. СоловейчикЦель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.Задачи:Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.Вывести формулу успешности выполнения роли родителей.Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любвиМатериалы: мяч, цветная бумага (для рисования ладошек), ручки, клей, ватман для наклеивания ладошек, листочки для рисования солнца, 1 ватман с нарисованным солнцем, маркеры).Ход занятия:Добрый день. Тема нашего собрания «Семейное воспитание». «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста».Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.Прежде чем мы начнем работу, мне бы хотелось с вами познакомиться. Я предлагаю вам назвать свое имя. Энергизатор (был проведен энергизатор «Круги знакомства»).Работать мы будем эффективно, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.У нас нет зрителей, работают все.Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.Принимаем правила? Давайте работать.Игра "Войди в круг"Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить детей впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.Вопросы для анализа:Что вы испытывали, выполняя это задание?Легко ли было войти в круг?Упражнение «В детстве я мечтала…»и «В детстве я помню…»Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.Игра "Какой он – мой ребенок"Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.Упражнение – сценка «Настоящая семья»Разыгрывают 2 родителяМать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.Сын: Не всем можно делиться с родителями.Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.Сын: А у нас настоящая семья?Итог сценкиРефлексияУпражнение “В лучах родительского солнца”.Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:“Из сегодняшнего разговора я поняла…Мне не понравилось…Хотелось бы продолжить разговор на тему…Большое спасибо за работу, хлопаем, ритуал прощания.