Внеурочная деятельность в 7-х классах "Карта - второй язык географии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность в 7-х классах "Карта - второй язык географии"
Автор: Александрова Рада Романовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение –Захальская средняя общеобразовательная школа имени П.С.ЛухневаРабочая программа внеурочной деятельности.Образовательная программа внеурочной деятельности обучающихся«Карта – второй язык географии»7 классРазработчик: учитель географии Александрова Р.Р.2018/19 учебный годПояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основании:
  • Закон РФ «Об образовании», N 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
  • Устав МОУ Захальская СОШ;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Захальская СОШ
  • Положение МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ
  • Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса (сост. С.В.Курчина) – М.: Дрофа, 2013
  • В ряду географических умений особое место занимают картографические умения. О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая” Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.При изучении курса решаются следующие задачи:- формирование интереса к географии;- дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;- обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:- формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;- формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;- формирования представления о странах мира.- расширение представлений о природе Земли;- создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;- развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;- формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;Содержание программы.Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.Практические работы:Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.Определение географических координат.Составление географического описания по карте.Проект “Использование географических карт”.Тем 2. Мы юные картографы. Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.Практические работы:Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласаПроект “Создаем конструктор литосферных плит”.Тема 3. Мы юные топонимисты. Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.Практические работы:Географические названия своей местности.Проект “Каталог географических названий Иркутской области”.Проект “Таежными тропами”Тема 4. Страны мираСколько стран на Земле. Страны Европы.Практическая работа. Проект "Путешествие по …»Требования к результатам. 7 класс.Основные виды учебной деятельности учащихсяМетоды и формы организации учебного процессаФормы обучения:
  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
  • групповые (создание проектов, исследования);
  • обучение в микрогруппах (создание компьютерных презентаций).
  • Методы обучения:
  • словесные (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядные (работа с картой глобусом, демонстрация);
  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность);
  • практические ( работы на местности);
  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль).
  • Формы контроля
  • выполнение практических работ;
  • диагностические работы;
  • защита проектов.
  • Календарно - тематическое планированиеУчебно-методический комплектСписок литературы для учителяАгапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.