"Методика организации проектной деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика организации проектной деятельности"
Автор: Спасская Ирина Ивановна

Методика организации проектной деятельности
  • В помощь учителю.
  • Типология проектов
  • Исследовательские
  • Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
  • Творческие
  • Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
  • Игровые
  • Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
  • Информационные
  • Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
  • Практико-ориентированые
  • Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!Школа настоящего – школа проектов!!!Что же такое проект?Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Учебный проектЭтапы проведения проекта
  • Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
  • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
  • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  • Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  • Поискво-исслеовательский этап
  • Определение источников информации
  • Планирование способов сора и анализа информации.
  • Подготовка к исследованию и его планирование.
  • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
  • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  • Трансляционно-оформительский этап
  • Предзащита проекта
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Подготовка к публичной защите проекта:
  • определение даты и места защиты
  • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
  • стендовая информации о проекте
  • Заключительный этап
  • Публичная защита проекта.
  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
  • Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)Анкета
  • Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
  • Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
  • По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
  • Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
  • Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
  • Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
  • Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
  • Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
  • Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
  • Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
  • Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
  • Общие правила для руководителя проекта
  • Подходите к проведению этой работы творчески.
  • Не сдерживайте инициативу учащихся.
  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
  • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
  • Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
  • учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
  • В процессе работы не забывайте о воспитании.
  • Памятка руководителю (организатору) проекта
  • Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.) 
  • Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
  • Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
  • Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
  • Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
  • Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
  • Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
  • Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
  • Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
  • Предложите критерии оценки успешности проекта.
  • Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
  • Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
  • В помощь учащимся
  • Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
  • Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
  • Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
  • Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
  • Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
  • Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
  • Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
  • Проверить точность применяемых логических приемов.
  • Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
  • Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
  • Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
  • Результат решения сформулировать логически строго.
  • Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
  • Решать задачу по возможности сосредоточено.
  • Методическое планирование проектной деятельности
  • Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
  • Подготовка информации о проектной работе.
  • Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
  • Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
  • Формирование проектных групп.
  • Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  • Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
  • Поисковый этап
  • Промежуточные отчеты учащихся
  • Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  • Обобщающий этап: оформление результатов.
  • Предзащита проектов.
  • Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  • Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
  • Подготовка к публичной защите проектов.
  • Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
  • Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
  • Заключительный этап: публичная защита проектов.
  • Подведение итогов, анализ выполненной работы.