"Методика организации проектной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика организации проектной деятельности"
Автор: Спасская Ирина Ивановна
Методика организации проектной деятельностиВ помощь учителю.Типология проектовИсследовательскиеТребую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.ТворческиеНе имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)ИгровыеСтруктура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.ИнформационныеНаправлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.Практико-ориентированыеЧетко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!Школа настоящего – школа проектов!!!Что же такое проект?Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Учебный проектЭтапы проведения проектаПодготовительный, или вводный (погружение в проект)Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).Определение цели, формулирование задач.Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представленияПоискво-исслеовательский этапОпределение источников информацииПланирование способов сора и анализа информации.Подготовка к исследованию и его планирование.Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.Трансляционно-оформительский этапПредзащита проектаДоработка проекта с учетом замечаний и предложений.Подготовка к публичной защите проекта:определение даты и места защитыопределение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)стендовая информации о проектеЗаключительный этапПубличная защита проекта.Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)АнкетаКакая область человеческих знаний вам наиболее интересна?Какой школьный предмет вам наиболее интересен?По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)Общие правила для руководителя проектаПодходите к проведению этой работы творчески.Не сдерживайте инициативу учащихся.Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.Не спешите с вынесением оценочных суждений.Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информациюВ процессе работы не забывайте о воспитании.Памятка руководителю (организатору) проектаПредложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.) Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.Предложите критерии оценки успешности проекта.Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.В помощь учащимсяТочно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.Сопоставить полученный результат с известными знаниями.Проверить точность применяемых логических приемов.Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.Результат решения сформулировать логически строго.Оценить все «за» и «против» в полученном результате.Решать задачу по возможности сосредоточено.Методическое планирование проектной деятельностиУстановочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.Подготовка информации о проектной работе.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.Формирование проектных групп.Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.Поисковый этапПромежуточные отчеты учащихсяИндивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.Обобщающий этап: оформление результатов.Предзащита проектов.Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.Подготовка к публичной защите проектов.Генеральная репетиция публичной защиты проектов.Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.Заключительный этап: публичная защита проектов.Подведение итогов, анализ выполненной работы.