Помощь детям с нарушениями речи для адаптации в образовательной среде.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Помощь детям с нарушениями речи для адаптации в образовательной среде.
Автор: Маннанова Регина Ракитовна

Тема: Помощь детям с нарушениями речи для адаптации в образовательной среде.Автор: Маннанова Регина РакитовнаРечевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. Именно поэтому так важно проводить занятия по развитию и коррекции речи с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях. С появлением всевозможных гаджетов, в настоящее время, возникла такая проблема, как дефицит общения детей не только со сверстниками, но и зачастую, с родителями и родственниками. Очень часто родители, в силу своей занятости либо нежелание уделять время на общение с ребёнком, пускают на самотёк развитие ребёнка, предоставляя его самому себе, вручая ему в руки телефон, планшет, включая всевозможные электронные игры, ребёнок педагогически запущен. Такие дети обладают «клиповым» сознанием (воспитываемые телевидением, рекламными и музыкальными роликами). Имеют нарушения эмоционально – поведенческого развития (импульсивные, капризные, плаксивые, агрессивные). На занятиях дети не проявляют самостоятельного интереса к познавательным видам деятельности и, как следствие, не могут сконцентрироваться на каком – либо занятии и имеют низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, они не умеют играть в ролевые игры, так как не умеют воображать. Всё это происходит как следствие того, что дети имеют задержку психического и речевого развития.В группе занимаются дети с разными речевыми нарушениями. Это является основной проблемой для коррекции звукопроизношения, с которой я столкнулась, работая с группой. Ни для кого не секрет, что родителям нужен положительный результат и чем быстрее – тем лучше. Я начала искать пути решения этой проблемы, а именно:хвалю детей;даю домашнее задание, которое родители с детьми выполняют в обязательном порядке (после каждого занятия);провожу групповые занятия с индивидуальным подходом. Во время индивидуальной работы с одним из детей, остальные ребята в это время занимаются развитием мелкой моторики: раскрашивают, рисуют, работают в прописях; провожу открытые занятия для родителей. Эти занятия, от части, являются и мастер-классами, так как я наглядно демонстрирую – как необходимо выполнять упражнения дома. дети на занятиях смотрят друг на друга и стараются быть лучше других;учащиеся помогают мне проводить занятия. Например: я показываю, рассказываю, объясняю определенную технологию постановки звука одному ребенку, а в этот момент те дети, с которыми мы этот этап уже прошли, показывают, как получилось у них на собственном примере. То есть это зарождается, своего рода, наставничество уже в дошкольном возрасте. В этот момент часть детей находится на этапе постановки звуков, а другая часть на этапе автоматизации и дифференциации звуков. На занятиях нет четких ограничений как «надо» и как «нельзя». Ребята сами выбирают как им более комфортно на занятиях по постановке и автоматизации звуков. Ребята делятся опытом – как у них получилось решить ту или иную задачу. С целью адаптации детей с нарушениями речи в образовательной среде, на занятиях используется игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбираются сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включая таких детей в коллективную деятельность, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Участие во всевозможных конкурсах даёт возможность детям поверить в свои силы и свой успех. Одним из направлений в работе педагога является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей.Таким образом, только совместная работа педагогов и родителей может принести наиболее положительные результаты в развитии и социализации детей. К сожалению, родители не в состоянии решить возникшие проблемы самостоятельно, силу их педагогической не компетенции, и для них так важно поддержка педагогов. Несмотря ни все сложности, наблюдается положительная динамика у детей, так как над коррекцией речи мы работаем совместно с родителями.