Слово и его значение


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Слово и его значение
Автор: Траут Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Горно-Алтайский Государственный университет
Аграрный колледж
Технологическая карта урока
русского языка
Тема: Слово и его значение
Специальность: 21.02.04 Землеустройство
Курс: 1
Семестр: 1
Составил преподаватель: Траут Т.А.
Рассмотрена:
На заседании цикловой комиссии
Протокол № _____ от __________
Горно-Алтайск
2019
Тема: Слово и его значение
Дата: сентябрь 2017
Тип урока: урок открытия нового знания
Место проведения: 214 кабинет
Цель урока: сформировать понятия о функциях слова, о лексическом и грамматическом значении слова.
Задачи урока:
научить различать грамматическое и лексическое значение слова;
активизировать мыслительную деятельность учащихся, прививать навыки грамотного письма и речи, вырабатывать умение составлять связный текст на заданную тему.
формировать бережное отношение к родному языку.
Методические: показать применение образовательной технологии развития критического мышления. Выбор данной технологии обусловлен тем, что она повышает эффективность восприятия информации, развивает умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию.
Структура и хронометраж занятия:
1
Организационный момент
1 мин.
2
Актуализация знаний
7 мин.
3
Мотивация и целеполагание
7 мин
4
Первичное усвоение новых знаний
11 мин
5
Включение изученного в систему знаний
35 мин
6
Первичная проверка понимания
11 мин
7
Информация о домашнем задании
4 мин
8
Рефлексия
12 мин
Технологическая карта урока
Этапы урока
Слово учителя
Деятельность обучающихся
1. Орг.момент
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
Надеюсь, это взаимно. Несмотря на холодное сентябрьское утро, я желаю вам теплого хорошего настроения.
(песня От улыбки…) (слайд 1 )
Пожалуйста, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Настраиваются на урок
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания
Угадайте слово по ассоциативному ряду (слайд 2 )
Ответ: слово
Слова окружают нас в повседневной жизни.
Понятие слово является основополагающим в лингвистике. Слово – это основная значимая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слова мы изучаем в каждом разделе языкознания: его звуковую оболочку в фонетике, слово как часть речи – в морфологии, в синтаксисе слово - минимальный значимый отрезок речевого потока.
Мы уже изучили фонетику и орфоэпию. Продемонстрируем наши знания и проведем блиц-опрос. Верные / неверные утверждения. Поднимайте руки.
Отвечают на вопросы
3. Мотивация и целеполагание
Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебной задачи
Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим. Послушайте стихотворение Давида Самойлова (слайд 3)
- О чем речь в стихотворении?
- Помните ли вы, какая наука изучает лексическое значение слова?
- Сформулируем тему урока:
Слово и его значение
Цель нашего урока: получить представления о слове, его значениях и функциях (слайд 4)
Попробуем, используя слова-помощники, определить задачи на урок:
Нужно повторить, изучить, проверить.
Сегодня перед нами стоит важная задача: предстоит узнать, что такое слово и его значение. Мы должны усвоить, какими функциями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
Отвечают на вопросы, определяют цель и задачи
4. Первичное усвоение новых знаний
Задачи этапа:
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору.
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: слова в количественном отношении неисчислимы.
- Ребята, а что можно определить по речи человека?
Вспомним цитату из замечательной книги Ильфа и Петрова 12 стульев: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами.
А сколькими словами обходимся мы?
- Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека?
Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека: уметь открывать для себя новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Такого человека общество воспринимает как умную и творческую личность. Люди с хорошей речью быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.
Чтобы узнать больше о слове и его значениях, мы поработаем с информационным листом.
( раздаточный материал)
Прием Инсерт (слайд 5)
Слушают учителя, читают материал, анализируют материал, используя Инсерт
5. Этап включения изученного в систему знаний
Задачи этапа:
-фиксирование нового знания в устной и письменной речи;
-формирование умение использовать информацию
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно уметь пользоваться толковыми словарями.
(сообщение о толковом словаре)
Упражнение упр. 53 (устно), 55 (письменно) (уч. Н.А. Герасименко, Русский язык).
Лексические значения объясняются в толковых словарях различными способами:
А) описательно: славяне – одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов; б) через близкие по значению слова – синонимы: работоспособный – то же, что трудоспособный; в) через противоположные по значению слова – антонимы: брутто – о весе товара: вместе с упаковкой; противоп. нетто.
Упражнение 56 (устно), 59 (письменно) (уч. Н.А. Герасименко, Русский язык).
Отвечают на вопросы, слушают сообщение, выполняют упражнение
6. Первичная проверка понимания
Цель:
- выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий
Тест
Самопроверка (слайд 6)
-Что оказалось трудным?
- Какие результаты у вас получились?
Выполняют тестовые задания, оценивают свои знания
8. Инструктаж по выполнению Д/З
Создать кластер на основе информационного листа, записать в тетрадь.
Инструкция к работе (слайд 8):
Записывают домашнее задание
7. Рефлексия
Задачи:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Создание синквейна (слайд 8)
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Обсуждение.
Вспомним цели урока, удалось ли нам их достигнуть?
Что вы узнали нового?
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить.
В.Шефнер
Каким будет Ваше слово, зависит от Вас. Спасибо!
Составляют синквейн, записывают на доске, озвучивают