"Интегрированный урок как форма повышения мотивации обучения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интегрированный урок как форма повышения мотивации обучения"
Автор: Лашутина Алена Владимировна

Цель создания методической разработки:Поиск таких средств и форм обучения школьников, которые бы стимулировали их мотивацию к изучению предметов общеобразовательного цикла через использование интегрированного обучения.Задачи, поставленные в ходе создания методической разработки:- Определить особенности интегрированного урока.- Разработать конспект открытого урока по теме «Экологические проблемы леса. Őkologische Waldprobleme» (интеграция дисциплин Биология и Немецкий язык) для обучающихся 8 класса) в рамках подготовки к объявленному в России 2017 года - Году экологии.Актуальность проблемы интеграции в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета.Интеграция является одним из видов основного и дополнительного образования. Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое. Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем.Интегрированный урок как средство формирования мотивации к учебной деятельности.Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем обучения. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся.Учителя знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности.Каждому преподавателю необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми он располагает в конкретных условиях: содержания учебного материала, организации учебной деятельности учащихся, взаимоотношений, которые складываются в учебном процессе между педагогом и учащимися, а также отношений внутри коллектива.Чтобы реализовать эти возможности содержания учебного предмета в развитии мотивации, преподаватель применяет ряд приемов побуждающего воздействия. Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала. Одним из средств формирования мотивов учения является интегрированный урок.Особенности интегрированного урока.Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и иностранный язык. По своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута только при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо схожей проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Интегрированный урок дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи. Интегрированный урок предполагает возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такой урок позволяет чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:во-первых, повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;во-вторых, способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;в-третьих, способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
  • Интеграционные процессы могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии преподавателя.Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному.Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся. Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.В результате использования интегрированного обучения происходит развитие ключевых компетенций учащихся.1. Предметные компетенции:• знания и умения, полученные на разных предметах;• развитие способностей к осмысливанию и оцениванию ситуаций, возникающих в процессе работы.2. Межпредметные компетенции:• информационная, т.е. умение обрабатывать полученную информацию и применять её на практике.3. Личностные компетенции:• формирование критического отношения к своему опыту;• осознание собственных стереотипов и готовность к их смене в случае необходимости;• умение работать в коллективе;• умение самостоятельно получать знания и умения;• коммуникативные.Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.Межпредметные связи на уроках немецкого языка.Последние годы в связи с необходимостью решения комплексных задач, стоящих перед школой, возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочное время.На своих интегрированных уроках я создаю условия для проявления коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. По своей сути предмет «Немецкий язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает обучающимся знания многих областей науки, искусства, культуры, литературы, а также реальной повседневной жизни.На традиционных уроках обучение иностранному языку строится как процесс приобретения моносистемных знаний: обучение с основными видами речевых действий, грамматике, что направленно на раскрытие внутренних механизмов функционирования и реализации их в речи. На нетрадиционных уроках (интегрированных) формируются полисистемные знания о языке и окружающем мире, при этом овладение иностранными языками является не только целью, но и средством в осознании взаимосвязей с другими сферами знаний и жизни. Такие уроки повышают мотивацию к изучению иностранного языка.Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.Необходимость наличия связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения и воспитательными задачами, которые ставятся перед школой. Так как в настоящее время резко увеличивается объем информации, подлежащий усвоению в период школьного обучения, особое значение приобретает задача формирования умений и навыков самостоятельной работы, то на сегодняшний день в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных способов средств активизации познавательной деятельности учащихся.Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д., но благодаря этой кропотливой и огромной работе, мы получаем отличные качественные результаты. Немецкий язык как учебный предмет должен содействовать расширению кругозора учащихся.В заключение сказанного хотелось бы призвать педагогов отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках. Метод интеграции в обучении иностранному, а в том числе немецкому языку позволяет сформировать творческую, инициативную и конкурентоспособную личность.Для того чтобы показать возможность применения интегрированного урока в образовательном процессе в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска учителями школы был разработан конспект интегрированного урока «Экологические проблемы леса. Őkologische Waldprobleme» (Приложение)