пересказ сказки "У страха глаза велики"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: пересказ сказки "У страха глаза велики"
Автор: Короткова Елена валериевна

Занятие по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа.Цель: Развитие связной монологической речи.Программное содержание:
  • Развивать умение пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, с опорой на символы (образы), используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания;
  • продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов;
  • помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
  • формировать умение объяснять значение слов;
  • расширять словарь детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  • Словарная работа: колода, наперсток, водоносыОборудование и материалы: мнемотаблицы, смайлики-эмоции, книга, сундучок, герои из сказок. Ход занятия:Ребята, приглашаю вас в утренний круг.Круг широкий вижу я. Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налево,В центр круга соберемсяИ на место все вернемся.Все друг другу улыбнемся, подмигнем.И занятие начнем.- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, посмотреть на то, как вы умеете работать. Давайте все дружно с ними поздороваемся.- А сейчас на стульчики сядут те ребята, которые назовут мне противоположное по смыслу слово, готовы?Внутри-снаружи, высокий-низкий, вверху-внизу, день-ночь, открытый- закрытый, молодой-пожилой, включенный-выключенный, горячий-холодный, сухой-мокрый, пустая-полная, тянуть-толкать, далеко-близко.- Молодцы! А теперь отгадайте загадку:Не куст, а с листочкамине рубашка, а сшита,не человек, а рассказывает. (Книга)- Правильно! Это книга сказок.- А вы любите сказки? Почему? (Они интересные, веселые, поучительные.) -Хорошо, тогда скажите, что это за произведения? ( Сказки – это такие произведения, которые не могут произойти в реальной жизни, это вымысел, волшебство.)- Молодцы! Но сегодня у меня кроме книги есть еще и волшебный сундучок, в котором лежат сказочные персонажи. Я их буду выставлять, а вы будете называть из каких они сказок?– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску  мышки).– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).– А в какой сказке эти герои живут все вместе?Вот сегодня, ребята, я напомню вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».Чтение сказки. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:— Ох! Медведище меня чуть не задавил!Внучка плачет:— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!Курочка на печке кудахчет:— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!А мышка из-под печки пищит:— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
  • Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  • Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
  • Я приготовила для вас схемы-помощники, они вам помогут рассказать о событиях сказки. Показывает детям первую схему.Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?Посмотрите большой круг белого цвета — это бабушка-старушка,круг поменьше белого цвета — это внучка-хохотушка,ещё меньше желтого цвета — курочка-клохтушка,и самый маленький серого цвета — мышка-норушка.Добиваюсь, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои: внучка-хохотушка, потому что много хохочет, курочка-клохтушка, потому что клохчет, мышка-норушка, потому что живет в норке.- Куда герои ходили каждый день? ( За водой.)- С чем они ходили за водой? ( С ведрами.)- Какие ведра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) Уточняю, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола  при шитье на руках ) Демонстрирую вторую схему. - Откуда брали воду герои? (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)Поясняю, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.Также обращаю внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий. Демонстрирую следующую схему.Демонстрирую следующую схему, поясняя, что черточки обозначают плеск воды.- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)- Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)- В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)Демонстрирую следующую схему.-Глядя на эту схему, расскажите , что случилось.-Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)Динамическая паузаА под яблонькой зайка сидел (ушки показали)Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)Вот так все и произошло.- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места. Демонстрирую очередную схему.-Глядя на эту схему раскажите, что произошло с нашими героями. Демонстрирую схему.-Опираясь на эту схему расскажите кому что почудилось, и какими словами они их называли. Демонстрирую схему.-Опираясь на эту схему, скажите о чем подумал испуганный зайчик?- Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят.) - произносят хором. Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.- Сейчас, я ещё раз расскажу вам сказку с помощью схем-подсказок, а вы внимательно слушаете и запоминаете. (Рассказывает сказку, затем предлагает пересказать детям, советует обязательно использовать в своем пересказе слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно. Стараясь передать страх героев. Выслушиваются пересказы детей по цепочке). Итог занятия. Анализ пересказа детьми.Предлагаю оценить друг друга. - Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли? (Схемы — подсказки помогают нам вспомнить сказку, пересказать ее без пропусков и помощи воспитателя).- Скажите, кому из вас удалось пересказать сказку лучше, интереснее и почему? - Скажите, эта сказка смешная или грустная?! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно.) - Чему вас научила эта сказка? ( Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.) - Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию. Рефлексия.- А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.