Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Автор: Бритва Оксана Александровна

Работа поразвитию логического мышления у дошкольников будет успешна;при соблюдении рядаусловий:
1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.
2. Мероприятия, реализующие программу формированиялогико-математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.
3. Использованы разнообразные формы работы (развивающиеобразовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…
4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формированиялогико-математического мышления удетей.
Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методыработы:
-Анализ научной и методической литературы по проблемеразвития логического мышления детей;
-Изучение имеющихся знаний удетей;
-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;
-Анализ полученных результатов.
В своей работе опирались напринципы организации игр /С. А. Шмаков/.
Отсутствие принуждения;
Развитиеигровой динамики /от малых успехов к большим/;
Поддержка игровой атмосферы, реальных чувствдетей;
Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
Переход от простейших форм испособовосуществления игровых действий к сложным.
Учитывали, чтодлялогико– математической игрыхарактеры:
• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
• Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
• Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
• Общая направленность наразвитие инициативы детей.
Современныелогико-математические игрыразнообразны: настольно-печатные игры /Цвет и форма,Игровой квадрат,Логоформочки/, игры на объемное моделирование /Кубики для всех,Геометрический конструктор,Шар/, игры на плоскостное моделирование /Танграм,Крестики,Соты,Монгольская игра/, игры из серииКубики и цвет/Сложи узор,Уникуб/, игры на составление целого из частей /Дроби,Чудо-цветик/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательнымсюжетом, что вызывало удетейактивность и интерес к дальнейшейаналогичной деятельности. В ходелогико– математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.
Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, какДомино,Угадай-ка,Необычные фигуры,Засели домики,Где, чей гараж,Дорожкии другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностногохарактера:
• Научить работать коллективно;
• Придерживаться определенных правил;
• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честнымиспособами;
• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Вселогико-математические игры учатдетей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использованиеразвивающих,логико- математическихигрспособствуетпоявлению у ребят интереса к познавательной деятельности,развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованнойразвивающей среде. В свободном пользовании удетейнаходятся разнообразныелогико– математическиеигры:Сделай сам,Уникуб,Кубики для всех,Дроби,Палочки Кюзинера,Блоки Дьенеша,Игровой квадрат,Танграм,Сложи узор,Шар,Игра с цветоми другие.
Развитие логическогомышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфередеятельности:
1. Информировать родителей о задачах и содержаниилогико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Участие родителей в работе поразвитиюпознавательной активностилогического мышления дошкольников(математические ярмарки, праздники, конкурсы).
3. Создание обогащеннойразвивающей среды в дома.
4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детскогосада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулироватьсамостоятельную познавательно-игровую деятельностьдошкольниковобреченна хороший результат.

Игра с блоками Дьенеша
Помоги Зайка
Цель:Продолжать знакомитьдетейс геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Закрепление счета.
Игровой материал: блоки Дьенеша.
Правила игры: С помощью фигур закрыть белыеотверстия.
Жил – был Зайка, у которого был очень красивый ковер. Однажды к нему в дом тайком пришла Лиса и пока Зайка бегал по лесу, Лиса прогрызла в ковре дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в ковре. Теперь возьми фигуры и помоги Зайке починить ковер.
Игра с двумя обручами.
Цель: Формированиелогической операции, обозначаемой союзоми, классификация по двум свойствам.
Игровой материал: Два обруча, геометрические фигуры.
Правила игры: Игра имеет несколько этапов.
1. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся 4 области, определяемые на игровом листе двумя обручами.
2. Затем один из играющих называет правила игры. Например расположить фигуры так. Чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все зеленые.
3. В соответствии с правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющих у них фигур на соответствующее место.
4. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают навопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей;внутри зеленого, но вне красного обруча, внутри красного, во вне зеленого обруча; вне обоих обручей.
Внимание: фигуры надо называть с помощью двух свойств – цвета и формы.
Игру с двумя обручами можно проводить много раз, варьируя правила игры.
Варианты игры.
Внутри красного обруча Внутри зеленого обруча
все квадратные фигуры все зеленые фигуры
все желтые фигуры все треугольные фигуры
все прямоугольные фигуры все большие фигуры
все малые фигуры все зеленые фигуры
все красные фигуры все круглые фигуры
все круглые фигуры все квадратные фигуры