«Художественно-эстетического направления» (свирельки) для детей от 6 до 7 лет
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Художественно-эстетического направления» (свирельки) для детей от 6 до 7 лет
Автор: Редько Елена Евгеньевна
УТВЕРЖДАЮ Директор МБДОУ ДС №7 «Незабудка»_______________И.Н. КопалинаНа основании решения педагогического советаПротокол № 5 от 26.04.2017 г.(приказ от 27.04.2017 г. № )Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественно-эстетического направления» (свирельки)для детей от 6 до 7 летМБДОУ ДС №7 «Незабудка»Составитель: музыкальный руководитель Редько Е.Е.Рабочая программа музыкального руководителя Редько Елены Евгеньевныпо дополнительному образованию художественно-эстетического направления«Свирельки»2018 – 2019 учебный годСодержание1.Целевой раздел …………………………………………………………...11.1 Пояснительная записка …………………………………………………22.Содержательный раздел.………………………………………………62.1Планируемые результаты освоения ………………………..72.2 Перспективный тематический план……………………………………83. Организационный раздел. ……………………………………………..124. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса…135. Литература. ……………………………………………………………….14Пояснительная запискаВ проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.Необходимость дополнительных занятий по обучению игре на свирелях, возникла в связи с необходимостью расширения исполнительского и творческого опыта учащихся при знакомстве с музыкальными произведениями. Кроме того, занятия помогают укреплять здоровье детей: увеличивается объем легких, служат профилактикой легочных заболеваний и носоглотки, позволяют развить мелкую моторику, память.Общая характеристика программы.Свирель является русским народным инструментом, представляет собой простую пластмассовую дудку. На одном конце ее есть свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезаны шесть отверстий. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Через обучение игре на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, формированию музыкального слуха. Этот вид деятельности стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир музыки. Система работы со свирелью построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий в работе со свирелью требует терпения и виртуозности, а - это всегда упорный труд и воображение.Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности в процессе исполнения музыкальных произведений, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Кроме того, повторяются и закрепляются навыки и примы, полученные на основных уроках. Больше внимания уделяется нотной грамоте и развитию гармонического слуха, а также импровизации. Используются упражнения для развития беглости пальцев, чистоты интонирования, овладения различными способами атаки звука.Используется опыт работы и методические пособия Э.Смеловой, Е.Евтух, М. Космовской. Цели и задачи программыЦель дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности:•развитие музыкальной культуры дошкольников, их общих способностей;•воспитание духовного мира дошкольников;•становление мировоззрения, формирование личности.Задачи дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности:- овладение навыками игры на свирели;-овладение основами музыкальной грамоты- развитие интереса к музицированию;- воспитание музыкального вкуса;- развитие музыкального слуха;- вовлечение в активную творческую деятельность. 2.1 Контроль и оценка планируемых результатов.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;– результаты выполнения тестовых заданий, концертных выступлений, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.Воспитанники должны уметь: играть в диапазоне ре-ми2, владеть твердой атакой звука. Играть двухголосные пьесы, читать ритмическую запись (пунктирный ритм-четверть с точкой и восьмая, паузы четверть и восьмая), сочинять и записывать окончание мелодии, уметь находит тонику.Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:мониторинг;демонстрации;выступления на сцене;Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Способом организации накопительной системы оценки является грамоты, достижения обучающегося. 2. Содержание программы обученияВсего: 34 часа2.1 Планируемые результаты обучения:Перспективно-тематический план Музыкальный репертуар: «Андрей-воробей» «Ах, ты, котенька» «Аты-баты» и другие попевки на одном звуке «Дождик» «Два веселых гуся» «У кота воркота» «Барашеньки» «Зима» «Елочка» «Колыбельная» «Василек» «Зацвели васильки» «Как под горкой» р.н.м. Р.н.п. «Во поле береза стояла» Р.н.п. «Две свирели»3.Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а также для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения. Наряду с групповой формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для воспитанников: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.Программа разработана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 занятия в месяц) 34 занятия в год (сентябрь-май) в свободное от реализации основной образовательной программы время. Основанием для зачисления воспитанника является желание ребёнка и заявление родителя (законного представителя). Численность детей в группе – 10 человек. Длительность занятий для детей 6-7 лет – 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. 4. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процессаДетские музыкальные инструменты:1. Неозвученные музыкальные инструменты- трехступенчатая лестница;- звуковые открытки – 3 штуки;- гитара – 3 штуки.2. Ударные инструменты:- бубен – 7 штук;- барабан – 5 штук;- деревянные ложки – 10 штук;- трещотка – 1 штука;- колотушка – 1 штука;- музыкальные молоточки – 2 штуки;- колокольчики – 20 штук;- металлофон (хроматический) – 2 штуки;- маракас – 7 штук;- металлофон (диатонический) – 2 штуки;3. Духовые инструменты:- свистульки – 3 штуки;- дудочка – 1 штука;- губная гармошка – 2 штуки;4. Струнные инструменты:- арфа;- цитра. Список используемой литературы :Евтух Е.В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. Методическое пособие.- санкт-Петербург. 2002 г.Методический и музыкальный материал, семинары в АППО /музыкальный отдел.Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика мухыкального воспитания младших школьников. – Москва. АсаДЕМА. 2001 г.Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели.(донотный период) по методике Э.Смеловой рку. деп. оцни «Школа и педагогика». - М., 1999г.5.Вместе с октавиком /сост.Е.В.Евтух-СПб.2001Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Рабочая тетрадьМатериалы интернета: svirelin.ru/noti-of-songs.htmlorumudruzey.ru/?showtopic=526498, medvedevu-let.ru/ноты-для-свирели-